РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2019 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при помощнике судьи Филатовой К.П.,
с участием:
представителя административного истца – Петишкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2185/2019 по административному исковому заявлению Лукьянова А.С. к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Лукьянов А.С. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости.
В иске указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 448 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2012 года № 814 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области» по состоянию на 09.01.2013 года и она составляет 2 078 720 рублей.
Согласно отчету об оценке ООО «РЕГИОН» от 19.10.2019 года № № рыночная стоимость указанного выше земельного участка составляет 515 543 рубля.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер его рыночной стоимости, чем затронуты права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Лукьянов А.С. просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости, по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости, на основании отчета об оценке.
Представитель административного истца по доверенности Петишкина Е.А. в судебном заседании уточнила заявленные требования, просила суд восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего административного искового заявления и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 448 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 09.01.2013 года в размере 515 543 рубля на основании отчета об оценке ООО «РЕГИОН» от 19.10.2019 года № №.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области, Администрации сельского поселения Мордово-Ишуткино муниципального района Исаклинский Самарской области, а также заинтересованное лицо Кузнецов М.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области направил в адрес суда письменные пояснения, в которых оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Представитель администрации муниципального района Исаклинский Самарской области в письменных возражениях на административное исковое заявление просил в удовлетворении заявленных требований Лукьянову А.С. отказать, рассмотреть дело без его участия.
Представитель администрации сельского поселения Мордово-Ишуткино муниципального района Исаклинский Самарской области в письменных возражениях, направленных в адрес суда, не возражал против удовлетворения административного искового заявления, просил рассмотреть дело без его участия.
Заинтересованное лицо Кузнецов М.В. просил рассмотреть дело без его присутствия, в письме, направленном в адрес суда, пояснил, что является участником общей долевой собственности спорного земельного участка, возражений против административного искового заявления Лукьянова А.С. не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Установлено и материалами дела подтверждается, что Лукьянову А.С. и Кузнецову М.В. принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 448 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (доля в праве по 1/2 у каждого).
Кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка определена по состоянию на 09.01.2013 года в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2012 года № 814 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области» и, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 01.10.2019 года № №, составляет 2 078 720 рублей.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка, Лукьянов А.С. 29.10.2019 года обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
С учетом требований части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" определено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.Из материалов дела следует, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения утверждены Постановлением Правительства Самарской области № 814 от 26.12.2012 года.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № внесены в Единый государственный реестр недвижимости 24.12.2013 года, дата определения кадастровой стоимости указанного объекта – 09.01.2013 года, что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 01.10.2019 года № №.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением – 29.10.2019 года
Поскольку на момент обращения Лукьянова А.С. в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорного объекта, повлекшие изменение его кадастровой стоимости, пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению.
Согласно статье 24.18 Закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена их кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке ООО «РЕГИОН» от 19.10.2019 года № №.
Из отчета усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером № итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 09.01.2013 года составила 515 543 рубля.
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
В силу части 1 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).
Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 09.01.2013 года.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
В соответствии с заключением специалиста ООО «БизнесГрад» от 24.10.2019 года № №, отчет об оценке от 19.10.2019 года № №, выполненный оценщиком ООО «РЕГИОН» ФИО1, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. В отчете об оценке ошибки, повлекшие искажение итоговой стоимости объектов оценки, рассчитанной в отчете, не выявлены. Результат, полученный в отчете об оценке, можно считать объективным, обоснованным и достоверным.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером №, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
Суд считает возможным принять отчет об оценке, подготовленный ООО «РЕГИОН», в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 09.01.2013 года, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 09.01.2013 года, подлежат удовлетворению.
Доводы заинтересованного лица – администрации муниципального района Исаклинский Самарской области о том, что пересмотр кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению поступлений доходов в местный бюджет, не могут быть приняты во внимание, поскольку право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, предусмотрено Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Установление кадастровой стоимости равной рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что административный истец не обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, дата обращения в суд – 29.10.2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Лукьянова А.С. - удовлетворить.
Восстановить Лукьянову А.С. пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью 448 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 09.01.2013 года в размере 515 543 рубля.
Датой подачи Лукьяновым А.С. административного иска в суд считать 29.10.2019 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2019 года.
Судья: С. Н. Ласковская