Дело № 2-944/18
Решение
именем Российской Федерации
29 октября 2018 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Фасхутдинова Р.Р.,
с участием представителя истца – ООО «Макс-Ойл» Салаховой Г.Т.,
представителя ответчика – Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Баландиной Э.Ф.,
представителя третьего лица – Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Давлетханова И.Р.,
при секретаре Кулагиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Макс-Ойл» к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о признании решения незаконным и возложении обязанности по подготовке, направлению и заключению договора купли-продажи земельного участка,
установил:
ООО «Макс-Ойл» обратилось в суд с иском в вышеуказанной формулировке, требования по которому в ходе его рассмотрения представитель истца уточнил, мотивируя их тем, что является собственником нежилого здания площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором расположено вышеуказанное нежилое помещение, ДД.ММ.ГГГГ выдан письменный отказ, который мотивирован тем, что площадь земельного участка значительно превышает площадь расположенного на нем объекта. Поскольку земельное законодательство не содержит таких ограничений, истец просил суд признать решение Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан подготовить и направить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, а также заключить договор купли-продажи этого земельного участка.
В судебном заседании представитель истца – ООО «Макс-Ойл» Салахова Г.Т. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме и по тем же основаниям.
Представители ответчика – Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Баландина Э.Ф. и третьего лица – Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Давлетханов И.Р. в судебном заседании иск не признали, просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу положений п. 5 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения права собственности на земельный участок собственник здания, сооружения или помещений в них обращается в уполномоченный орган.
Согласно п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Как установлено в судебном заседании, ООО «Макс-Ойл» принадлежит на праве собственности нежилое здание – зерносушилка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 670,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет площадь <данные изъяты> кв.м., относится к землям сельскохозяйственного назначения, в его пределах расположен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Макс-Ойл» обратилось к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором расположено нежилое здание, принадлежащее ему на праве собственности.
Ответом председателя Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении муниципальной услуги по «Предоставлению земельного участка в собственность собственнику здания» ООО «Макс-Ойл» отказано на основании п. 19 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 19 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, когда предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Согласно п. 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: 1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса); 2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами); 3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций федеральной службы безопасности; 5) объектами организаций органов государственной охраны; 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; 8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; 9) воинскими и гражданскими захоронениями; 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: 1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 2) из состава земель лесного фонда; 3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; 4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; 5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; 7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; 9) занятые объектами космической инфраструктуры; 10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений; 11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; 12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; 13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 16:33:110308:104 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, каких-либо ограничений, предусмотренных ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в отношении данного земельного участка не имеется, поэтому указание Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на недопущение предоставления этого земельного участка на заявленном виде прав является ошибочным.
При таких данных рассмотрение заявления истца и отказ в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность на соответствующее обращение истца является формальным, не соответствующим требованиям ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с чем иск ООО «Макс-Ойл» в данной части подлежит удовлетворению.
Вместе с тем в соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции Российской Федерации, суды не вправе вмешиваться в деятельность органов государственной власти и давать им предписания, касающиеся принятии тех или иных решений.
При этом в силу п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, орган местного самоуправления должен принимать самостоятельно. Реализация принятого решения, в соответствии с установленным законом порядком, также относится к компетенции органа местного самоуправления, а не суда.
Таким образом, решение суда не должно подменять решение органа местного самоуправления, в данном случае Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, в вопросах, которые закон относит к компетенции местного самоуправления.
Вследствие изложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ООО «Макс-Ойл» о возложении обязанности по подготовке, направлению и заключению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, не имеется.
Однако, с учетом установленных обстоятельств дела, свидетельствующих об уклонении ответчика от рассмотрения заявления ООО «Макс-Ойл» в полном объеме по существу, принимая во внимание приведенные выше нормы права, суд считает необходимым с учетом полномочий, возложенных законом на муниципальные органы, возложить на Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан обязанность рассмотреть заявление ООО «Макс-Ойл» о предоставлении в собственность земельного участка собственнику находящегося на нем здания.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Макс-Ойл» к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать решение Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Возложить на Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан обязанность рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью «Макс-Ойл» о предоставлении в собственность земельного участка собственнику находящегося на нем здания.
В остальной части иска Общества с ограниченной ответственностью «Макс-Ойл» к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: