Дело № 2а-362/19
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Октябрьский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего Коноваловой С.А.,
с участием представителя административного истца - прокурора прокуратуры Октябрьского района Кузубовой В.Г.,
при секретаре Фирсовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Октябрьском 22 ноября 2019 года дело по административному иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к обеспечению безопасности гидротехнического сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, указывая, что прокуратурой района в октябре 2019 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности администрации Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области.
В ходе проверки установлено, что в собственности администрации Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области на основании решения Октябрьского районного суда от 18 декабря 2017 года находится гидротехническое сооружение (далее - ГТС): плотина пруда на балке «Кобылянская».
Проверкой установлено, что администрацией Громославского сельского поселения допущен ряд нарушений вышеуказанного законодательства:
плотина пруда на балке «Кобылянская» эксплуатируется без утвержденной в установленном порядке декларации безопасности ГТС. При этом, преддекларационное обследование ГТС до настоящего времени не проведено;
расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС - плотине пруда на балке «Кобылянская», до настоящего времени не произведен и не согласован;
договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (плотине пруда на балке «Кобылянская») до настоящего времени не заключен;
критерии безопасности ГТС не разработаны;
финансовые резервы, предназначенные для ликвидации возможной аварии гидротехнического сооружения, не созданы;
обучение ответственного лица за обеспечение безопасности ГТС не проводилось.
По данному факту прокуратурой района 22 марта 2019 года в адрес главы администрации Громославского сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Однако, органом местного самоуправления поселения меры по устранению нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений до настоящего времени не приняты, что подтверждается информацией администрации Громославского сельского поселения от 15 октября 2019 года.
При таких обстоятельствах администрацией Громославского сельского поселения нарушаются требования ст. 8 Федерального закона №117-ФЗ, что может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации, что создает опасность причинения вреда здоровью граждан, проживающих на территории, граничащей с ГТС, а также причинению ущерба окружающей среде.
С учётом изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Громославского сельского поселения в части непринятия мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения: плотины пруда на балке «Кобылянская».
Возложить на администрацию Громославского сельского поселения обязанность по осуществлению в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда следующих мероприятий:
- провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения: плотины пруда на балке «Кобылянская»;
при установлении по результатам преддекларационного обследования необходимости декларирования гидротехнического сооружения: плотины пруда на балке «Кобылянская» - разработать и утвердить декларацию безопасности гидротехнического сооружения: плотины пруда на балке «Кобылянская»;
провести расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехническом сооружении: плотине пруда на балке «Кобылянская» и согласовать его с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ;
разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения: плотины пруда на балке «Кобылянская»;
- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте - гидротехническом сооружении: плотине пруда на балке «Кобылянская»;
создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для
ликвидации возможной аварии гидротехнического сооружения: плотины пруда на балке «Кобылянская»;
- провести обучение ответственного лица за обеспечение безопасности гидротехнического сооружения на пруду балки «Кобылянская».
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района Волгоградской области Кузубова В.Г. поддержала исковые требования в полном объёме по изложенным в иске основаниям, просит иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд предоставил возражения на административное исковое заявление, в котором требования административного иска признает в части проведения преддекларационного обследования гидротехнического сооружения: плотины пруда на балке «Кобылянская». Остальные требования заявлены преждевременно, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о классе указанного гидротехнического сооружения, также администрация проводит работу, направленную для изыскания и определения стоимости работ для исполнения требований в части подготовки необходимой документации, что подтверждается ответом ООО «Технология» от 20 ноября 2019 года.
Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельских поселений, в числе прочих, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие" на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом от21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона №117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона №117-ФЗ собственники гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация, среди прочего, обязаны:
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Согласно статье 9 Федерального закона № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 10 Федерального закона №117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Как следует из п. 4, 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303, декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.
Разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, с обязательным участием представителей органа надзора.
Пунктом 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876, устанавливается обязанность владельцев ГТС по проведению расчета размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС и его согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
При разрешении спора судом установлено, что по результатам прокурорской проверки Громославской сельской администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области не соблюдены требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, а именно:
плотина пруда на балке «Кобылянская» эксплуатируется без утвержденной в установленном порядке декларации безопасности ГТС. При этом, преддекларационное обследование ГТС до настоящего времени не проведено;
расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на ГТС - плотине пруда на балке «Кобылянская», до настоящего времени не произведен и не согласован;
договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (плотине пруда на балке «Кобылянская») до настоящего времени не заключен;
критерии безопасности ГТС не разработаны;
финансовые резервы, предназначенные для ликвидации возможной аварии гидротехнического сооружения, не созданы;
обучение ответственного лица за обеспечение безопасности ГТС не проводилось.
Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела, информацией, представленной главой поселения, а так же указанные нарушения нашли отражение во внесенном 22 марта 2019 года прокуратурой района в адрес главы администрации сельского поселения представлении об устранении нарушений по результатам проведенной в марте 2019 года проверки. Таким образом, поскольку требования прокурора, изложенные в представлении от 22 марта 2019 года на момент подачи иска и до настоящего времени не исполнены, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия администрации Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в части непринятии мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения плотины на пруду балки «Кобылянская».
Нарушение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации, что создает опасность причинения вреда здоровью граждан, проживающих на территории, граничащей с ГТС, а также причинению ущерба окружающей среде
С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать ответчика осуществить следующие мероприятия:
- провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения: плотины пруда на балке «Кобылянская»;
при установлении по результатам преддекларационного обследования необходимости декларирования гидротехнического сооружения: плотины пруда на балке «Кобылянская» - разработать и утвердить декларацию безопасности гидротехнического сооружения: плотины пруда на балке «Кобылянская»;
провести расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехническом сооружении: плотине пруда на балке «Кобылянская» и согласовать его с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ;
разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения: плотины пруда на балке «Кобылянская»;
- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте - гидротехническом сооружении: плотине пруда на балке «Кобылянская»;
создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для
ликвидации возможной аварии гидротехнического сооружения: плотины пруда на балке «Кобылянская»;
- провести обучение ответственного лица за обеспечение безопасности гидротехнического сооружения на пруду балки «Кобылянская».
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, особенностей условий необходимых работ, проведение которых может занять определенное количество времени в связи со значительным объёмом работы, суд на основании ст. 187 КАС РФ устанавливает срок исполнения решения суда шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в части непринятии мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения плотины на пруду балки «Кобылянская».
Обязать администрацию Громославского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области в шести месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу осуществить следующие мероприятия:
- провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения: плотины пруда на балке «Кобылянская»;
при установлении по результатам преддекларационного обследования необходимости декларирования гидротехнического сооружения: плотины пруда на балке «Кобылянская» - разработать и утвердить декларацию безопасности гидротехнического сооружения: плотины пруда на балке «Кобылянская»;
провести расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехническом сооружении: плотине пруда на балке «Кобылянская» и согласовать его с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ;
разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения: плотины пруда на балке «Кобылянская»;
- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте - гидротехническом сооружении: плотине пруда на балке «Кобылянская»;
создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации возможной аварии гидротехнического сооружения: плотины пруда на балке «Кобылянская»;
- провести обучение ответственного лица за обеспечение безопасности гидротехнического сооружения на пруду балки «Кобылянская».
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Октябрьский районный суд Волгоградской области, в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено с использованием технических средств 28 ноября 2019 года.
Председательствующий: подпись