Дело № 2-726/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Порфирьевой А.В.
при секретаре судебного заседания Минатуллиной Г.Х.,
с участием прокурора Еремеевой Г.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ № 29», администрации г.Чебоксары о возложении обязанности оборудовать здание МБОУ «СОШ № 29» приспособлениями для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и иных маломобильных групп граждан, а именно пандусами и поручнями, возложении обязанности на администрацию г.Чебоксары обеспечить финансирование денежных средств,
установил:
прокурор Московского района г.Чебоксары обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБОУ «СОШ -----», администрации г.Чебоксары о возложении обязанности оборудовать здание МБОУ «СОШ № 29» приспособлениями для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и иных маломобильных групп граждан, а именно пандусами и поручнями; возложении обязанности на администрацию г.Чебоксары обеспечить финансирование денежных средств.
Свои требования истец мотивирует тем, что районной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту прав детей - инвалидов при получении ими образования в деятельности МБОУ «СОШ № 29», расположенного по адресу: адрес, в ходе которой установлено, что здание не оборудовано пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа детей - инвалидов в образовательное учреждение и данное образовательное учреждение не может в полной мере гарантировать доступность к зданию школы детей-инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски, чем существенным образом нарушаются права последних на получение воспитания и образования.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокуратуры Московского района г.Чебоксары ФИО2 поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчика - директор МБОУ «СОШ -----» ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме, не возражали против их удовлетворения, просили предоставить разумный срок для исполнения решения. После перерыва в судебное заседание не явились.
Ответчик – администрация г.Чебоксары и третье лицо Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, с учетом ч.2.1 ст.113 ГПК РФ, надлежащим образом, явку представителей в суд не обеспечили.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика, администрации г.Чебоксары, и третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе и неопределенного круга лиц.
Согласно статье 7 Конституции РФ - Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа и использования их инвалидами не допускается. При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии с требованиями нормативных документов.
Статья 9 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В силу статьи 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
В силу положений Постановления Правительства РФ от 01.12.2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта.
Приказом Министерства регионального развития от 27.12.2011 года N 605 утверждены "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".
Согласно пункту 41 Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 года N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которому СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" обязателен для исполнения.
В соответствии с пунктами 5, 5.1.1, 5.1.2, 4.1.14 СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Согласно ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Пунктом 5 ч. 9 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий
Районной прокуратурой в период дата проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвалидов в отношении МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 29", расположенного по адресу: адрес.
Нежилое здание по указанному адресу находится в муниципальной собственности города Чебоксары и закреплено за образовательным учреждением на праве оперативного управления.
По результатам проведенной проверки выявлены следующие нарушения Свода правил 59.1330.2012 "СнНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а именно: отсутствуют поручни, необходимые для наружных лестниц и пандусов, предусмотренные ГОСТ Р 51261; отсутствует пандус, что не оспаривалось ответчиками.
Как следует из Устава МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 29", оно является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, некоммерческой организацией, учредителем школы является муниципальное образование город Чебоксары – столица Чувашской Республики; функции и полномочия учредителя по вопросам управления и распоряжения имуществом осуществляет Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом.
Одной из основных задач учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здание и представляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи, не созданы. Административное здание не оборудовано приспособлениями для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья, что влечет существенное нарушение их прав и законных интересов.
Доказательств технической невозможности устройства пандусов и перил в МБОУ "СОШ № 29", материалы дела не содержат, стороной ответчиков не представлено.
Учитывая, что отсутствие беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь, суд приходит к выводу, что требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 29», о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения в здания образовательных учреждений путем устройства на входе пандуса и поручней подлежат удовлетворению.
Поскольку обязанность по несению бремени содержания имущества, в том числе по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, а также инженерно-техническими средствами и системы охраны в виде системы видеонаблюдения здания (территории) школы, возлагается в силу прямого указания закона именно на собственника объекта социальной инфраструктуры, а исполнение указанной обязанности не ставится в зависимость от реализации последним полномочий собственника, в том числе в виде предоставления объекта недвижимости в титульное владение иным организациям (включая временную передачу объекта недвижимости учреждению здравоохранения на праве безвозмездного пользования или оперативного управления), суд полагает, что администрация г.Чебоксары несет обязанность по финансовому обеспечению деятельности учреждения по выполнению государственного задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым установить ответчику администрации г.Чебоксары срок для исполнения судебного решения три месяца со дня его вступления в законную силу, а ответчику МБОУ «СОШ -----» - до дата.
Установление такого срока, по мнению суда, является разумным в целях соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд с иском.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина взысканию в местный бюджет с ответчиков не подлежит.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию г.Чебоксары в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу выделить денежные средства на оборудование здания МБОУ «СОШ № 29», расположенного по адресу: адрес, приспособлениями для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и иных маломобильных групп граждан, а именно пандусами и поручнями.
Обязать МБОУ «СОШ № 29» оборудовать здание МБОУ «СОШ -----», расположенное по адресу: адрес приспособлениями для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и иных маломобильных групп граждан, а именно пандусами и поручнями до датаг..
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2019г.
Судья А.В.Порфирьева