Решение по делу № 2-550/2019 (2-3958/2018;) ~ М-3773/2018 от 14.12.2018

Дело № 2-550/2019

УИД № 24RS0024-01-2018-004828-71

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 апреля 2019 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Копыловой М.Н.,

при секретаре Курцевич И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Храмцова ЕГ к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России, Департаменту имущественных отношений МО РФ, Министерству Обороны Российской Федерации, о признании земельного участка свободным от ограничений прав,

УСТАНОВИЛ:

Храмцов Е.Г. обратился в суд с исковым заявлением к ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ, о признании земельного участка свободным от ограничений прав, свои требования мотивировал тем, что является собственником одноэтажного жилого дома, общей площадью 116,6 кв.м., по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ им подано заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка, площадью 1538 кв.м., по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . ДД.ММ.ГГГГ КУМИ г. Канска было отказано в заключение договора купли-продажи земельного участка, по тем основаниям, что земельный участок имеет особые условия использования, в частности с запретом строительства на нем объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Земельный участок площадью кадастровый по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью, не находится на территории войсковой части, на нем не расположены военные объекты. Истец полагает, что установленные ограничения прав в отношении указанного земельного участка незаконны, нарушают его права, препятствуют истцу на выкуп земельного участка. Истец просит, признать земельный участок кадастровый по адресу: <адрес>, свободным от ограничений прав, предусмотренных ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405, п. 12 – запретная зона военного объекта Красноярское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий № 1.24.00.2.211; прекратить обременение прав в отношении спорного участка, исключив из государственного кадастра недвижимости сведения об ограничении прав на указанный земельный участок.

В судебное заседание истец Храмцов Е.Г. не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явился, будучи извещенным о рассмотрении дела надлежащим образом, представил возражения, согласно которым просил в иске отказать.

Представитель ответчика - Департамент имущественных отношений МО РФ, в судебное заседание не явился, будучи извещенным о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайств, возражений на иск не представил.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, согласно которому просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, пояснил, что на территории г.Канска в районе прилегающем к земельному участке с кадастровым номером расположена войсковая часть 58661-75, которая расположена в границах населенного пункта. На спорный земельный участок установлены обременения на основании постановления Правительства от 05.05.2014г. № 405»Об установлении запретных и иных зон в особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВСРФ, других войск, воинских формирований, органов, выполняющих задачи в области обороны страны», в связи с чем на указанный земельный участок не может быть зарегистрировано право собственности.

Представители третьих лиц – ФГБУ «ФКП Росреестра», Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю, », Управления архитектуры и инвестиций Администрации г. Канска, Администрации г. Канска, МКУ КУМИ г.Канска в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте его проведения надлежащим образом.    

Представитель третьего лица ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежаще, представил отзыв, согласно которому пояснил, что установление либо изменение границ запретных зон, не относится к его компетенции, решение об изменении границ запретных зон принимает межведомственная комиссия в порядке, предусмотренном Положением № 405, в связи с чем заинтересованному лицу необходимо подготовить материалы, обосновывающие необходимость внесения изменений в существующее местоположение границ запретных зон, отвечающие требованиям указанного Постановления №405, при положительном решении органов военного управления существует возможность согласовать размещение объектов капитального строительства на территории запретной зоны.

Представитель третьего лица Базы ТРБ ВМФ войсковой части 58661, в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежаще, ранее представил отзыв на иск, согласно которому база является структурным подразделением Центра материально-технического обеспечения Центрального военного округа, расположена на территории г.Канска на земельный участках с кадастровым номером: , , , которые находятся в собственности МО РФ. Территория базы на земельных участках огорожена забором, на ее территории объектов соцкультбыта, инфраструктуры Муниципального образования г.Канска не имеется. Ограждение административно-хозяйственной территории, не изменялось с дислокации предыдущей войсковой части 78309 (ФГУП «10 Арсенал ВМФ»МО РФ). Кроме земельных участков , , на других земельных участках в г.Канске и Канском районе объекты Базы не располагаются.

Третье лицо Храмцова Т.Г. в судебном заседании исковые требования посчитала обоснованными и подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что на основании договора аренды от 20.10.2009г. ей администрацией г.Канска в аренду был предоставлен земельный участок с кадастровый по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома сроком по 05.07.2019г. В 2013 году на указанном земельном участке она выстроила жилой дом, который в последующем в июне 2014г. продала истцу, в связи с чем 10.08.2018г. расторгла договор аренды. С момента приобретения дома, истец проживает в нем, пользуется земельным участком, который желал приобрести в собственность, но ему в этом было отказано, в связи с тем что на земельный участок ответчик наложил обременения. При этом земельный участок с кадастровый по адресу: <адрес> расположен на расстоянии более 70 метров (ближайшей точки) от забора ограждающего войсковую часть, между ними имеется несколько жилых домов, находящихся в коттеджном поселке. Бетонный забор войсковой части не менял своего места расположения более 40 лет.

Суд, с учетом мнения третьего лица, имеющихся ходатайств, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом, и, заслушав явившегося участника процесса, исследовав представленные письменные пояснения и письменные материалы дела, с учетом данных кадастрового инженера, определившего расстояние от границ земельного участка с кадастровый , до бетонного забора ограждающего войсковую часть, полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 12 ГК РФ, способом защиты гражданских прав, в том числе является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 56 Земельного кодекса РФ, на землю могут устанавливаться ограничения прав, путем установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (ч. 6 ст. 56 ЗК РФ).

В силу части 1,7 статьи 93 Земельного кодекса РФ, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2014 года № 405, утверждено Положение «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов выполняющих задачи в области обороны страны» (далее Положение).

Согласно п. 2 Положения, «военные объекты» - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны;

«запретная зона» - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта;

«внешний периметр военного объекта» - граница земельного участка, занимаемого военным объектом, используемого федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законодательством предусмотрена военная служба.

Пунктом 4 Положения, предусмотрено, что запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков. Целями установления запретных зон являются: обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов; безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения; недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (далее - чрезвычайная ситуация); защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них (п. 5 Положения).

Вместе с тем, пунктом 6 Положения предусмотрено, что для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона и специальная зона устанавливаются по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.

Пункт 12 Положения предусматривает запрет на территории запретной зоны на строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

Нормы, предусмотренные пунктами 10 - 14 указанного Положения , применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (пункт 15 Положения).

Как достоверно установлено в судебном заседании, согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым , площадью 1538 кв.м., по адресу: <адрес> указанный земельный участок имеет категорию – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. При этом, в отношении земельного участка содержат сведения о наличие обременения в виде ограничения прав на земельный участок, предусмотренного ст. 56 ЗК РФ. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» п.12, Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий, № 1. 24.00.2.211. Постановление Правительства РФ «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ» от 05.05.2014 № 405.

Спорный земельный участок на основании договора аренды № АЗ-279-09 находящегося в государственной собственности земельного участка от 20.10.2009г. был передан в аренду для строительства индивидуального жилого дома Храмцовой Т.Г., которая в 2013 году выстроила на нем жилой дом, площадью 116,6 кв., по адресу: <адрес>, который на основании договора купли-продажи от 05.05.2014г. продала Храмцову Е.Г. (истцу), последний на момент рассмотрения дела является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым , площадью 1538 кв.м.

Как следует из ответа КУМИ г. Канска № 2264 от 18.09.2018 г. по факту обращения истца о заключении договора купли-продажи земельного участка, в отношении земельного участка с кадастровым , по адресу: <адрес>, зарегистрированы ограничения прав, на основании того, что земельный участок является зоной с особыми условиями использования, в частности, с запретом строительства на нем объектов капитального строительства производственного, социального, бытового и иного назначения.

При этом, судом в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что спорный земельный участок истца не находится на территории войсковой части, на нем не расположены военные объекты; он расположен в застроенном индивидуальными жилыми домами коттеджном поселке, на расстоянии более 70 метров от внешнего ограждения войсковой части (военного объекта), земельный участок истца и военный объект разделяет грунтовая дорога общего пользования, иные жилые дома, что подтверждается пояснениями сторон, заключением кадастрового инженера, определившего расстояние от границ земельного участка с кадастровый , до бетонного забора ограждающего войсковую часть, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, а также данными Карты (плана) запретной зоны военного объекта – Красноярское лесничество Министерства обороны РФ, из которой следует, что на территории г. Канска запретные зоны данного военного объекта расположены в пределах кадастровых кварталов с кадастровыми № и .

Суд приходит к выводу, что из содержания Положения «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов выполняющих задачи в области обороны страны» не усматривается наличие запрета на регистрацию прав в отношении объектов либо невозможность регистрации права на уже созданные объекты недвижимости на законных основаниях, возникших до установления обременении и в последующем не отмененных.

С учетом установленных по делу обстоятельств, судом достоверно установлено, что База ТРБ ВМФ войсковой части 58661 в г. Канске Красноярского края, в интересах которой установлена запретная зона, расположена в границах населенного пункта - Муниципального образования города Канска, при этом, расположена на земельных участках (граничащих между собой) находящихся в собственности Российской Федерации: земельный участок, кадастровый , является технической территорией, земельный участок кадастровый , является производственной территорией, земельный участок кадастровый , на котором расположены объекты базы, имеет внешнее ограждение территории военного объекта по всему периметру, позволяющее исключить нахождение внутри территории базы (запретной зоны) жилых домов, объектов соцкультбыта и инфраструктуры Муниципального образования «город Канск», указанное ограждение не меняло своего места нахождения более 40 лет, что подтверждается пояснениями сторон, и не оспаривалось в процессе рассмотрения дела.

При этом, судом также установлено, что спорный земельный участок не принадлежит Министерству обороны, не изымался и не передавался для военных нужд, оснований для изъятия земельного участка в пользу МО РФ не имеется, объектов расположенных на спорном земельном участке, используемых в интересах Вооруженных сил РФ на учете нет, доказательств того, что на спорном земельном участке, с учетом его разрешенного использования, будет осуществляться деятельность, создающая угрозу безопасности военного объекта и сохранности имущества находящегося на нем, в материалы дела не представлено, как и доказательств того, что ограничение прав связано с реализацией целей по установлению запретных зон, предусмотренных п.5 Положения, в связи с чем, с учетом пунктом 6 Положения, необходимости в установлении запретной зоны за пределами внешнего периметра военной части, а именно на земельном участке находящимся в пользовании истца нет, следовательно, он должен быть освобождён от ограничений прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 п. 12, Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий, № 1.24.00.2.211, поскольку указанное ограничение препятствует истцу использовать предоставленный в аренду земельный участок по назначению, в том числе, для оформления права собственности на него.

Спорный земельный участок с кадастровым на учете в ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ не состоит, не принимался и не передавался на учет. Основания для изъятия земельного участка в пользу МО РФ отсутствуют, объектов расположенных на спорном земельном участке, используемых в интересах Вооруженных сил РФ на учете нет.

С учетом размещения объектов базы, а также того, что граница запретной зоны базы совпадает в ее внешним периметром (ограждением), необходимости в установлении запретной зоны за пределами внешнего периметра военной части нет, что подтверждается письменными пояснениями представителя третьего лица - Базы ТРБ ВМФ МО РФ войсковой части 58661.

Также с учетом требований ст.ст. 14, 56 Земельного кодекса, в связи с принятием решения об освобождении спорного земельного участка от ограничений прав – запретная зона военного объекта, из Единого государственного реестра недвижимости необходимо исключить сведения о зоне с особыми условиями использования территории №24.00.2.211 в качестве ограничения прав в отношении спорного земельного участка с кадастровым .

При этом, суд полагает, необходимым в удовлетворении требований к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ отказать, поскольку в соответствии с приказом Минобороны РФ от 03.11.2010 № 1455 «Об уполномоченном органе министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в вооруженных силах РФ», ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ является специализированной организацией Минобороны РФ, через которую Департамент жилищного обеспечения осуществляет свои функции по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований нормативных правовых актов по жилищному обеспечению, следовательно ненадлежащим ответчиком по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Храмцова ЕГ к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ, о признании земельного участка свободным от ограничений прав – удовлетворить.

Признать земельный участок с кадастровым , адрес местоположения: <адрес> площадью 1538 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование –индивидуальное жилищное строительство, свободным от ограничений прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 п. 12, Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий, № 1.24.00.2.211.

Прекратить обременение прав в виде запретной зоны военного объекта Красноярское лесничество Минобороны РФ, зоны с особыми условиями использования территорий .24.00.2.211 на земельный участок с кадастровым , с местоположением относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 1538 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство.

Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об ограничении прав на земельный участок кадастровый , адрес местоположения <адрес>, площадью 1538 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 п. 12, Запретная зона военного объекта - Красноярское лесничество Минобороны РФ, зона с особыми условиями использования территорий, № 1.24.00.2.211.

В удовлетворении требований к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2019 года.

Судья М.Н.Копылова

2-550/2019 (2-3958/2018;) ~ М-3773/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ХРАМЦОВ Е.Г.
Ответчики
Департамент Имущественных отношений МО РФ
ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ
Другие
войсковая часть 58661-75
КУМИ г. Канска
филиал ФГБУ Федеральная кадастровая палата ФСГР кадастра и картографии по Кк
Суд
Канский городской суд
Судья
Копылова Марина Николаевна
14.12.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2018[И] Передача материалов судье
17.12.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2018[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.01.2019[И] Предварительное судебное заседание
02.04.2019[И] Предварительное судебное заседание
30.04.2019[И] Судебное заседание
06.05.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее