Р Е Ш Е Н И Е Дело 2-2600/2015 г.
Именем Российской Федерации
15 сентября 2015 г. г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе
Судьи Глущенко Ю.В.,
При секретаре Шохиной А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова АН к ФГКУ «Центррегионжилье», третьему отделу ФГКУ «Центррегионжилье» о восстановлении в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении постоянного жилья по последнему перед увольнением месту военной службы в г. Канске, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Макаров А.Н. обратился в суд с исковыми требованиями к ФГКУ «Центррегионжилье», третьему отделу ФГКУ «Центррегионжилье» о признании незаконным исключения из единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в постоянном жилом помещении и восстановлении в данном реестре.
Свои требования мотивировал тем, что в период прохождения военной службы по контракту ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии войсковой части 78309 он был постановлен на учет как нуждающийся в обеспечении жилым помещением в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». ДД.ММ.ГГГГ он исполнил рапорт и дал согласие на увольнение с военной службы с оставлением в списках нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства в г. Красноярске, указав состав своей семьи: несовершеннолетнюю дочь Макарову Л.А., 1998 г. рождения. На заседании жилищной комиссии войсковой части 81272 подтверждено его право на получение жилья по избранному месту жительства в г. Красноярске, в соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №. Приказом командира войсковой части 81272 от ДД.ММ.ГГГГ «236 он был досрочно уволен с военной службы с оставлением на учете нуждающихся в получении жилплощади в ФГУ «Красноярская КЭЧ» района». Примерно в июле 2013 года он был исключен из списков, об этом его никто не уведомил. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в 3 отдел ФГКУ «Центррегионжилье» г. Красноярск о восстановлении его в едином государственном реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилья. Письменным сообщением заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ ему было указано, что к заявлению о восстановлении ему необходимо предоставить документы, которые были необходимы для постановки его на учет в 2008 году. Сообщением заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в адрес командира несуществующей в/части 78309 направлено письмо с просьбой предоставить необходимые документы. Сопроводительным письмом начальника 3-го отдела ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ были направлены недостающие документы для восстановления его в реестре. Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ему было начальником отдела обеспечения жилыми помещениями для постоянного проживания разъяснено, что поскольку по состоянию на момент направления данного письменного сообщения ФГКУ "Центррегионжилье" отсутствуют доказательства, что он и его дочь в период прохождения военной службы были поставлены на учет нуждающихся в получении постоянного жилья, то нет оснований для восстановления его в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений. Кроме того, указано, что поскольку в 2014 году он выписался из жилого помещения, которое было предоставлено по договору социального найма его бывшей теще Родионовой Т.В., то он злонамеренно совершил действия, направленные на ухудшение жилищных условий, поэтому не вправе восстанавливаться в реестре в течение 5 лет. Полагает, что его права существенно нарушены, так как он имеет на момент увольнения продолжительность службы 20 лет 04 месяца 08 дней, в данное время вынужден арендовать жилье вместе с дочерью. Просит признать незаконным исключение его из единого реестра военнослужащих, нуждающихся в получении постоянного жилья в г. Красноярске, восстановить его в данном реестре, взыскать с ФГКУ "Центррегионжилье" судебные расходы 20000 рублей на оказание юридической помощи, 1000 рублей – за составление доверенности, 300 рублей – возврат государственной пошлины, взыскать компенсацию морального вреда 10000 рублей.
В дальнейшем истец Макаров А.Н. исковые требования уточнил, пояснил, что он ошибочно полагал, что должен быть обеспечен жильем по избранному месту жительства, тогда как в действительности должен был быть обеспечен жильем по месту прохождения военной службы. Просит обязать ФГКУ "Центррегионжилье" восстановить Макарова А.Н. в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении постоянного жилья по последнему перед увольнением месту военной службы в г. Канске в составе семьи из двух человек, взыскать судебные расходы и компенсацию морального вреда 10000 рублей.
В судебном заседании истец Макаров А.Н. и его представитель Цирис В.И. исковые требования (уточненные) поддержали, суду пояснили, что истец заключил свой контракт в 1992 году о прохождении военной службы, на момент увольнения срок службы составлял 20 лет 4 месяца 08 дней. На момент увольнения истец состоял на учете как нуждающийся в получении жилой площади. Следовательно, через пять лет после начала прохождения службы, он должен был быть обеспечен жилым помещением по месту службы. Тем не менее при увольнении истец был введен в заблуждение о том, что он имеет право на получения жилья по избранному месту жительства, поэтому Макаров А.Н. встал в очередь на получение жилья в г. Красноярске. Вместе с тем в настоящее время истец не обеспечен никаким жилым помещением, следовательно, имеет право на получение жилья в г. Канске.
Представитель ответчика – Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» (ФГКУ «Центррегионжилье») Гордеев А.А. (на основании доверенности) в судебное заседание не явился, в возражениях на иск исковые требования не признал, поскольку Макаров А.Н. не был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма в период военной службы г. Красноярск. Не исключался ФГКУ "Центррегионжилье" из единого реестра военнослужащих, поскольку на момент увольнения не признавался нуждающимся в обеспечении постоянным жилым помещением в избранном месте жительства г. Красноярск. Не мог быть признан таким нуждающимся, так как был уволен по собственному желанию, что исключает признание его нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительству.
Представитель третьего лица Департамента жилищного обеспечения МО РФ, Министерство обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования обоснованны и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, указанный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Соответственно, снятие истца с учета, учитывая положения части 2 статьи 6 Вводного закона, могло произойти при наличии оснований, указанных в статье 32 ЖК РСФСР, действовавшей на момент поставки его на учет.
Согласно статье 32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;
2) выезда на другое постоянное место жительства;
3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы, и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Помимо того, в п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие не могут быть сняты с данного учета в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Как установлено в судебном заседании, Макаров А.Н. приказом командира войсковой части 81272 от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы с исключением из списков личного состава части с оставлением на учете нуждающихся в получении жилой площади в ФГУ «Красноярская КЭЧ района». Общая продолжительность военной службы составляет в календарном исчислении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 20 лет 04 месяца 08 дней. (л.д. 9).
Данный приказ был издан на основании рапорта Макарова А.Н. (л.д. 10), в котором он просил, в том числе, оставить его в списках нуждающихся части на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в городе Красноярск.
Согласно справке ФГУ «Красноярская КЭЧ района» МЛ РФ от ДД.ММ.ГГГГ Макаров А.Н. состоит на учете нуждающихся в получении служебной жилой площади по месту прохождения военной службы – в войсковой части 81272 Канского гарнизона, автоматизированной базе данных ФГУ «Красноярская КЭЧ» с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 4 человека (л.д. 11).
В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии войсковой части 78309 г. Канска постановлено старшине Макарову А.Н. предоставить пакет документов для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д. 35)
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии 10 Арсенала ВМФ г. Канска Макаров А.Н. на основании представленного им пакета документов признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением (л.д. 36, оборотная сторона).
По вопросу предоставления жилья Макаров А.Н. обращался в ФГКУ "Центррегионжилье", на что им были получены ответы:
ДД.ММ.ГГГГ – о том, что ему необходимо для восстановления в едином реестре приложить документы, подтверждающие постановку на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения;
ДД.ММ.ГГГГ – о том, что письмо о необходимости предоставления документов направлено в адрес командира войсковой части 78309, поскольку документы не были представлены, то рассмотреть вопрос о восстановлении в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения не представляется возможным;
ДД.ММ.ГГГГ – о том, что на настоящее время Макаров А.Н. не состоит в Реестре, согласно базы данных «Учет» Красноярской КЭЧ состоял на учете нуждающихся с ДД.ММ.ГГГГ на служебное жилье. Кроме того, Макаров и члены его семьи проживали и были зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, предоставленном по договору социального найма Родионовой Т.В. (теще), выписавшись из жилого помещения в 2014 году, Макаров А.Н. совершил добровольные действия, направленные на ухудшение жилищных условий, поэтому в соответствии со ст. 52 ЖК РФ может быть принят на учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных действий;
Согласно письму военной прокуратуры Красноярского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ в июле 2013 года Макаров А.Н. был исключен ФГКУ "Центррегионжилье" из списков нуждающихся в предоставлении жилья (л.д. 17)
В судебном заседании достоверно установлено, что Макаров А.Н. был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ нуждающихся в получении служебного жилого помещения со статусом (бесквартирный), однако ФКУ «Красноярская КЭС района» МО РФ учетное дело в отношении Макарова А.Н. в ФГКУ "Центррегионжилье" не передавалось, сведения о принятии на учет нуждающихся в период службы Макарова А.Н. не передавались (л.д. 79).
Между тем, сведения о лицах, состоявших на жилищном учете и не исключенных из него в установленном законом порядке, подлежали передаче в единый реестр в ДЖО МО РФ. Данных о том, на каком основании и в связи с чем сведения о Макарове А.Н. не были включены в реестр, суду не представлено.
Фактически ответчиком признается тот факт, что Макаров А.Н. состоял на учете нуждающихся в получении жилого помещения, на момент увольнения с военной службы имел стаж более 20 лет. Согласно пункту 13 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
При этом Макаров не отказывался от получения жилья при увольнении с военной службы, напротив, подал рапорт об обеспечении его жильем. То обстоятельство, что Макаров был зарегистрирован на жилой площади, которую занимала его бывшая теща Родионова Т.В., не может служить основанием для снятия его с учета как нуждающегося в предоставлении жилого помещения, поскольку бывшая теща не является членом его семьи, соответственно, совместное их проживание невозможно, в силу закона Макаров не имеет права пользования занимаемой ею жилой площадью. Проживание заявителя в данном жилом помещении не могло рассматриваться в качестве основания считать его обеспеченным жилой площадью на условиях бессрочного пользования (социального найма или собственности).
Доводы ответчика о том, что Макаров А.Н. не имел право на получение жилья по избранному месту жительства в г. Красноярске, в связи с увольнением с военной службы по собственному желанию, суд принимает, однако, поскольку впоследствии Макаровым А.Н. изменены требования и он ставит вопрос об его праве стоять на учете нуждающихся с получении жилья по последнему месту службе в г. Канске.
Суд полагает, что в силу закона Макаров как лицо, имеющее стаж военной службы более 20 лет, не обеспеченное на момент увольнения со службы жилым помещением и принятое на учет в качестве нуждающегося, имеет право состоять в реестре военнослужащих нуждающихся в получении постоянного жилья по последнему месту службы на состав семьи 2 человека, поскольку как достоверно установлено в судебном заседании, на момент постановки на учет и в настоящее время семья Макарова состоит из него самого и несовершеннолетней дочери Макаровой Л.А., 1998 г. рождения.
Тот факт, что Макаров А.Н. действительно состоял в списках нуждающихся в обеспечении жилым помещением, ответчиками не оспаривается, подтвержден как ответом военной прокуратуры (л.д. 17), так и самим списком, представленным ФГКУ "Центррегионжилье".
Поскольку до настоящего времени законное право Макарова А.Н. на обеспечение его жилым помещением при увольнении с военной службы не реализовано, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Относительно требований о компенсации морального вреда суд полагает следующее.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам, в частности, относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя и т.д.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В данном случае Макаров А.Н. основывает свои требования на том, что он лишен права на получение жилья, то есть конечной целью его обращения служит жилищное обеспечение. Вместе с тем законом не предусмотрена компенсация морального вреда при нарушении имущественных прав истца. Каких-то иных обстоятельств, которые могли бы указывать на то, что Макарову А.Н. действительно причинены физические или нравственные страдания, истец в суд не представил.
Таким образом, поскольку в судебном заседании не установлен факт причинения какого-либо вреда Макарову А.Н. следует отказать в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда.
Судебные издержки по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей в силу ст. 98 ГПК РФ подлежат удовлетворению. Также удовлетворению подлежат расходы на оформление доверенности 1000 рублей. В удовлетворении требований о взыскании сумм на почтовые расходы суд полагает необходимым отказать, так как отсутствуют документальные подтверждения несения этих затрат.
В силу ст. 100 ГПК РФ в пользу истца подлежат также затраты на оплату услуг представителя в сумме 20000 рублей, так как данные расходы подтверждены договором об оказании юридических услуг, представитель участвовал в судебном заседании, представляя интересы Макарова А.Н., сумма, заявленная истцом к оплате услуг представителя, ответчиками не оспаривалась.
Вместе с тем, взыскать данные расходы с ФГКУ "Центррегионжилье" не представляется возможным.
Положениями ст. 158 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в суде от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств (часть 3).
В соответствии со ст. 9, пунктом 31 статьи 10 Положения и Министерстве обороны РФ, утвержденного указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренного на реализацию возложенных на него полномочий.
Анализируя положения п. 3 статьи 125 ГК РФ во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 158 бюджетного кодекса РФ, учитывая, что ФГКУ "Центррегионжилье" г. Красноярск юридическим лицом не является, входит в структуру Министерства обороны РФ, являющегося по отношению к нему главным распорядителем бюджетных средств, суд приходит к выводу, что взыскание денежных средств в пользу истца следует произвести с Министерства обороны РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Макарова АН удовлетворить частично.
Обязать ФГКУ "Центррегионжилье" восстановить Макарова АН в едином реестре военнослужащих нуждающихся в получении постоянного жилья по последнему перед увольнением месту военной службы в г. Канске в составе семьи из двух человек.
Взыскать с Министерства обороны РФ в пользу Макарова АН возврат государственной пошлины 300 рублей, 1000 рублей – оплату нотариально оформленной доверенности, 20000 рублей – оплату услуг представителя.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Судья Глущенко Ю.В.