по делу № 2-4569/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 декабря 2018 года г.Нижнекамск, РТ
Нижнекамский городской суд Республики Татарстан РФ в составе председательствующего судьи: А.Л.Лучинина, при секретаре Р.Р.Тимургазиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Р. Садыкова к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, обязании включить периоды работы в стаж для досрочного назначения страховой пенсии, назначить досрочную страховую пенсию,
установил:
Р.Р.Садыков обратился в суд с иском к ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ Нижнекамского района и города Нижнекамска о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периода работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии. В обоснование своего иска указано, что решением ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске № ... от ... ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда. В стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости не были включены периоды работы: с ... по ... в должности ... окиси узла гранулирования производства катализаторов Татарско-Венгерско-Немецкого Акционерного общества закрытого типа «Интермобиль». Просил признать решение ответчика незаконным, включить указанный период в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии и обязать ответчика назначить досрочную пенсию с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, то есть с ....
Р.Р.Садыков и его представитель А.Г.Хайруллин в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям изложенным выше. Указав, что истец выполнял данную работу на условиях полного рабочего дня и полной рабочей недели. Указанная работа включалась в Список, дающий право на льготную пенсию, однако, данный стаж в льготный период не зачтен. Требований о включении указанного периода в общий страховой стаж не заявляют.
Представитель УПФ РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске РТ иск не признала, указав, что решение в отношении истца вынесено обосновано, поскольку им не представлено достоверных доказательств занятости на работах, предусмотренными Списками в течение полного рабочего дня. Ввиду ликвидации предприятия невозможно проверить занятость истца и фактически отработанное им время на предусмотренных Списком работах. Указанный стаж не включен также и в страховой стаж, поскольку запись об увольнении с организации заверена нечитаемой печатью, подтверждающих справок у истца не имеется. По личному составу данные АО «Интермобиль» в Нижнекамский городской архив не поступало.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 1 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что досрочная страховая пенсия по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ назначается в том числе мужчинам, проработавшим не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 20 лет.
В соответствии с разделом X «Химическое производство» в Списке № 1, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в нижеперечисленных производствах и работах: катализаторов; имеют право на пенсию на льготных условиях.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с тяжелыми условиями труда имеют в том числе рабочие предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в производствах и работах катализаторов.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Установленные статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях") к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что ... Р.Р.Садыков обратился в ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ... N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с работой с тяжелыми условиями труда).
Решением ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске № ... от ... истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда.
Из объяснений представителя ответчика следует, что указанный истцом период с ... по ... его работы в должности ... окиси узла гранулирования производства катализаторов АО «Интермобиль» не включен в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием сведений, подтверждающих характер и условия выполняемых работ. Более того, пенсионным органом не были включены указанный период также и в общий страховой стаж, поскольку запись об увольнении с организации заверена нечитаемой печатью, подтверждающих справок у истца не имеется.
Поскольку спорный период работы имел место после ... запись в трудовой книжке истца не может подтверждать особые условия труда и характеристики выполняемых работ.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Из пояснений Р.Р.Садыкова следует, что требований о включении указанного периода работы в АО «Интермобиль» в общий страховой стаж не заявляет, считает, что период должен быть зачтен в льготный стаж, характер его работы подтверждается показанием свидетеля. Данное предприятие ранее носило название СП «Синион».
Р.Р.Садыков является получателем ежемесячной денежной выплаты в соответствии с пп1-4 п.1 ст.3 Федерального закона №5-ФЗ с 2005 года бессрочно.
Показания свидетеля Хазиева К.К. суд не может оценить в качестве допустимого доказательства, поскольку характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Иных допустимых доказательств, указывающих на характер работы в требуемый истцом период, суду не предоставлено.
Таким образом, для включения в подсчет специального стажа периодов работы после ... необходимо, помимо подтверждения особых условий труда и характеристик выполняемых работ, предусмотренных списками, и подтверждение постоянной занятости на данных работах, доказательств чего в материалах дела не имеется.
Документы по личному составу Татарско-Венгерско-Немецкого Акционерного общества закрытого типа «Интермобиль» на хранение в Архив Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан не поступали (л.д.19).
Из ответа на судебный запрос ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» ...с от ... следует, что документы по личному составу СП «Синион» (Советско-итальянского научно-исследовательского общества нефтехимии) и СП «Интермобиль» (Татарско-венгерско-немецкого акционерного общества закрытого типа) на хранение в Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Республики Татарстан» не поступали.
Таким образом, надлежащих и достаточных доказательств, подтверждающих работу истца в условиях труда, указанных выше, предусмотренных Списком N 1, выполнение им данных видов работ, перечисленных выше, в условиях полной рабочей недели, полного рабочего дня в спорные периоды времени, представлено не было. В связи с изложенным у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статей 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковые требования Р.Р. Садыкова к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии, назначить досрочную страховую пенсию, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.
Судья А.Л.Лучинин