Дело № 2-476/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 26 июля 2018 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Штея Н.А.,
с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в городе Лесосибирске – Павловой И.В., представителя ответчика МБДОУ «Усть-Кемьский детский сад № 14» - Лаевой К.И., представителя третьего лица МКУ «Управление образования Енисейского района» – Авдеевой Т.А.,
при секретаре Шматкове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в городе Лесосибирске к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Усть-Кемский детский сад № 14», администрации Енисейского района о признании бездействия противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, возложении обязанности по исполнению требований предписания, возложении обязанности по финансированию,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в городе Лесосибирске обратилось в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Усть-Кемский детский сад № 14» (далее по тексту – МБДОУ «Усть-Кемский детский сад № 14»), администрации Енисейского района о признании бездействия противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, возложении обязанности по исполнению требований предписания, возложении обязанности по финансированию.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной плановой выездной проверки, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, санитарных норм и правил. По результатам проверки, лицом уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, ответственность за выполнение данного предписания возложена на МБДОУ и его руководителя. В установленный срок предписание не выполнено, повторно выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ года №. В ходе проведения внепланового мероприятия по контролю, предметом которого являлась проверка исполнения предписания № обнаружено невыполнение в установленный срок пунктов 1, 2, 3 повторно выданного предписания, а именно: пункт 1 предписания не выполнен в части функционирования дошкольной организацией при наличии заключения, подтверждающего ее несоответствие санитарному законодательству; пункт 2 предписания не выполнен в части не оборудования физкультурной площадкой в зоне игровой территории дошкольной организации, каждая группа не обеспечена индивидуальными групповыми площадками; пункт 3 предписания не выполнен в части не оборудования теневого завеса для защиты детей от солнца и осадков на территории групповой площадки старшей группы.
По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с требованиями ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Дело передано на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка по г. Енисейску и Енисейскому району.
Кроме того, в образовательном учреждении не осуществляются в полном объеме мероприятия по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Поскольку ответчик МБДОУ «Усть-Кемский детский сад № 14» не представил доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства, и до настоящего времени уклоняется от выполнения вышеуказанных требований, истец просит признать бездействие данного ответчика противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц и возложить на МБДОУ «Усть-Кемский детский сад № 14» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность устранить нарушения:
- п. 1.6. СанПиН 2.4.1.3049-13 – обеспечить функционирование дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и санитарным правилам(СанПиН 2.4.1.3049-13), выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей;
- п. 3.6 СанПиН 2.4.1.3049-13 - организовать в игровой зоне на территории дошкольной организации оборудованную физкультурную площадку для каждой группы;
- п.3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 - установить теневой навес для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки площадью из расчета не менее 1 кв.м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. м.
Возложить обязанность на учредителя МБДОУ «Усть-Кемский детский сад № 14» - администрацию Енисейского района профинансировать указанные мероприятия.
Определением Енисейского районного суда от 18.06.2018 года привлечено к участию в деле в качестве третьего лица Управления образования администрации Енисейского района.
Представитель истца по доверенности Павлова И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что бездействие ответчика выражается в том, что все обращения, ходатайства об оказании содействия на устранение предписаний были направлены не к учредителю - администрации Енисейского района, а к иным лицам.
Представитель ответчика МБДОУ «Усть-Кемский детский сад № 14» Лаева К.И. в судебном заседании выразила несогласие с требованиями о признании бездействий незаконными, поскольку она не бездействовала, постоянно обращалась в различные инстанции (депутату Законодательного собрания, депутатам Енисейского районного Совета депутатов, губернатору Красноярского края, главе Енисейского района) с просьбой оказать содействие в устранении предписания, участвовали в конкурсах, составлен локально-сметный расчет с указанием работ и затрат, необходимых для исполнения предписания, который был направлен учредителю, однако денежные средства не были выделены. В остальной части с требованиями согласны.
Представитель третьего лица – Управление образования Енисейского района Авдеева Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу пункта 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года №322, федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, как федеральный орган исполнительной власти, наделён правом обратиться в суд в порядке ст.46 ГПК РФ в случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований в области обеспечения права граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду, преследуя цель пресечения действий, направленных на ограничение указанного права.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
Данные положения Конституции развиваются в ст.8 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где указано, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст.11 указанного Федерального закона).
В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (ч.1 ст.28 Закона).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст.39 Закона).
Во исполнение полномочий, предоставленных пунктом 1 статьи 39 вышеназванного Федерального закона, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 утверждены СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13), которые направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
МБДОУ «Усть-Кемский детский сад № 14» является действующим юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного руководителем МКУ «Управление образования администрации Енисейского района».
Согласно разделу 1 Устава, МБДОУ является бюджетным учреждением, Учредителем МБДОУ является муниципальное образование Енисейского района Красноярского края. Органом, уполномоченным управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, является отдел по управлению имуществом администрации Енисейского района в пределах вверенных ему полномочий. Координацию, регулирование и контроль над деятельностью учреждения осуществляет Управление образования администрации Енисейского района. МБДОУ «Усть-Кемский детский сад № 14» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, круглую печать и угловой штамп со своим наименованием, бланки и другие реквизиты юридического лица.
В соответствии с п.2.2 Устава, основными задачами МБДОУ являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Таким образом, МБДОУ «Усть-Кемский детский сад № 14», являясь образовательным учреждением, обязано соблюдать и выполнять требования санитарного законодательства.
Как следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ должностными лицом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю вынесено предписание № в отношении МБДОУ «Усть-Кемский детский сад № 14», в котором указаны выявленные нарушения санитарного законодательства, установлены сроки для их устранения – до ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за выполнение мероприятий по устранению недостатков возложена на МБДОУ «Усть-Кемский детский сад № 14» в лице его руководителя. Данное предписание ответчиком оспорено не было.
В установленный срок ДД.ММ.ГГГГ предписание № не выполнено, материалы переданы в суд, повторно выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ. №
На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ года №, в отношении МБДОУ «Усть-Кемский детский сад № 14», было проведено внеплановое мероприятие по контролю, предметом которого являлась проверка исполнения предписания №
В ходе проведения данного мероприятия, было обнаружено невыполнение в установленный срок пунктов 1,2,3 повторно выданного предписания №.
По факту неисполнения выданного предписания были составлены протоколы об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. № и № соответственно, возбуждены дела об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка №23 в г.Енисейске и Енисейском районе от ДД.ММ.ГГГГ года производство по делу об административном правонарушении в отношении МБДОУ «Усть-Кемский детский сад № 14» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении послужил факт отсутствия денежных средств у юридического лица, при этом мировым судьей отмечено, что материалами дела подтвержден факт принятия МБДОУ «Усть-Кемский детский сад № 14» всех зависящих от него мер по предотвращению и устранению выявленных нарушений санитарного законодательства.
Рассматривая требования о признании бездействия МБДОУ «Усть-Кемский детский сад № 14 противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, суд принимает во внимание, что с момента вынесения предписания от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушения санитарного законодательства ответчиком принимались меры для исполнения предписания, а именно: составлен локально-сметный расчет, направлялись ходатайства в Управление образования администрации Енисейского района, депутату Законодательного собрания Красноярского края Каминскому В.М., к главе Енисейского района Ермакову С.В., администрации Усть-Кемского сельсовета Енисейского района, депутатам Усть-Кемского сельсовета с просьбой оказать содействие в выделении денежных средств, необходимых для исполнения предписания в полном объеме.
Исходя из изложенного, суд не находит оснований для признания незаконным бездействия ответчика, выраженное в неисполнении предписаний, поскольку заведующей МБДОУ «Усть-Кемский детский сад № 14», по мнению суда, принимались меры по исполнению предписаний Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.
При этом суд считает, что недостаточность бюджетных средств для финансирования образовательных учреждений значения для настоящего дела не имеет, поскольку особенности финансирования не исключают необходимости соблюдения нормативных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что требования предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком до настоящего времени в полном объеме не исполнены, нарушения, допущенные МБДОУ «Усть-Кемский детский сад № 14» создают реальную угрозу здоровью детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, при этом подтвержден факт принятия мер по предотвращению и устранению нарушений санитарного законодательства, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность выполнить мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений требований санитарного законодательства.
В соответствии сост.206ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что выполнение указанных мероприятий, требует осуществления определенных организационных работ, следует установить ответчику срок для исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в городе Лесосибирске удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Усть-Кемский детский сад № 14» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- п. 1.6 СанПиН 2.4.1.3049-13 - обеспечить функционирование дошкольных
образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу,
осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие
санитарному законодательству и санитарным правилам (СанПиН 2.4.1.3049-13),
выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей;
- п. 3.6 СанПиН 2.4.1.3049-13 - организовать в игровой зоне на территории дошкольной организации оборудованную физкультурную площадку для каждой группы;
- п.3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 - установить теневой навес для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки площадью из расчета не менее 1 кв.м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. м.
Возложить обязанность на Учредителя - Администрацию Енисейского района Красноярского края профинансировать указанные мероприятия.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Н.А. Штей
Мотивированное решение изготовлено « 08 » августа 2018 года.
Судья Н.А. Штей