Дело № 2а-8/2017 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 января 2017 года город Северодвинск
Северодвинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Раевского А.С., при секретаре судебного заседания
Федорцовой И.Ю., с участием представителя административного истца Гордеева Д.Г. – Щербаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Гордеева ФИО1 об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Филиала № 1 Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области», связанных с уменьшением нормы предоставления административному истцу площади жилого помещения и взыскании денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Гордеев Д.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточненных требований, просил признать незаконными действия начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - отделение (территориальное, г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ), связанные с принятием решения об уменьшении размера предоставляемого административному истцу жилого помещения на 34,8 квадратных метра, возложить на указанное должностное лицо обязанность внести изменения в личную карточку очередника, указав сведения о норме предоставления жилого помещения в размере 54,00-63,00 квадратных метров, а также взыскать денежную компенсацию морального вреда.
Определением Северодвинского гарнизонного военного суда от 11 января 2017 года, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечены отделение (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Филиал № 1 Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области».
Административный истец Гордеев Д.Г., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в него не прибыл, направил в суд своего представителя.
Представитель административного истца Гордеева Д.Г. – Щербакова О.В., в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик – начальник отделения (территориальное, г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ, Скворцова Н.С., действующая в своих интересах и интересах административного ответчика отделения (территориальное, г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ, будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в него не прибыла, своих представителей не направила, в представленных в суд письменных возражениях с требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении, дело рассмотреть в её отсутствие.
Административный ответчик – Филиал № 1 ФКУ «УФО МО РФ по МО», в лице своего начальника, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в него не прибыл, своего представителя не направил, отношение к предъявленным требованиям не выразил.
Суд, в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрел при данной явке.
Изучив административное исковое заявление, выслушав пояснения представителя административного истца, рассмотрев все представленные доказательства с точки зрения их полноты, относимости и допустимости, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела Гордеев Д.Г. проходит военную службу в войсковой части №, первый контракт заключен 13 февраля 1995 года, то есть в соответствии с положениями ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее по тексту – ФЗ «О статусе военнослужащих»), административный истец относится к числу военнослужащих, имеющих право на предоставление жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по своему выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 указанного Федерального закона.
Решением начальника отделения (территориальное г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжильё» МО РФ № 29-20/115 от 12 сентября 2016 года, Гордеев Д.Г., с 26 апреля 2016 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства г. Казань, составом семьи три человека (супруга истца Гордеева Т.В. и сын Гордеев А.Д., 17.10.2005 года рождения), с уменьшением нормы предоставления жилого помещения на 34,8 квадратных метра. Основанием уменьшения нормы предоставления истцу жилого помещения послужило то, что административный истец в период с 06 октября по 19 декабря 2006 года владел на праве собственности жилым помещением, расположенным по адресу: Республика Татарстан, город Казань, <адрес>, <адрес>, общей площадью 34,8 квадратных метров, которую он приобрел на основании договора о безвозмездной передаче квартиры в собственность. В последующем Гордеев Д.Г. произвел отчуждение указанного жилого помещения, следовательно, добровольно ухудшил свои жилищные условия.
03 ноября 2016 года начальник отделения (территориальное г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжильё» МО РФ извещением № 29-12/4010 сообщил Гордееву Д.Г., что на основании его заявления, в единый реестр внесены изменения в части избрания административным истцом места жительства, для получения жилого помещения, а именно указан город Северодвинск Архангельской области.
По мнению административного истца действия административного ответчика, в части уменьшения общей площади предоставляемого жилого помещения, являются незаконными, поскольку в соответствии со ст. 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Также пятилетний срок с момента ухудшения жилищных условий, для принятия военнослужащих на учет, предусмотрен п. 6 «Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно», таким образом, поскольку после ухудшения административным истцом жилищных условий прошло более пяти лет, ему должно быть предоставлено жилое помещение по нормам, предусмотренным статьей 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», без уменьшения жилой площади.
Суд считает данную позицию административного истца не соответствующей нормам действующего законодательства РФ по следующим основаниям.
Вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями регулируются как нормами жилищного законодательства (ЖК РФ, законами и подзаконными актами субъектов РФ), так и нормами федеральных законов, специальных нормативно-правовых актов министерств и ведомств.Из материалов дела следует, что заявитель изъявил желание быть обеспеченным жильём, по основаниям, предусмотренным ФЗ «О статусе военнослужащих» и изданными в его развитие подзаконными нормативными правовыми актами. В связи с этим порядок предоставления ему жилья регулировался нормами военно-административного законодательства.
Социальные гарантии и компенсации военнослужащим и членам их семей, установлены положениями ФЗ «О статусе военнослужащих».
Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в случае обеспечения федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства, документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Как следует из п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Положениями ст. 15 и 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что реализация права военнослужащих на жилье осуществляется путем его предоставления за счет государства для постоянного проживания с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что в свою очередь предполагает взаимную обязанность военнослужащего сдать выделенное ему государством жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Таким образом, если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Кроме того, как следует из пп. «д» п. 10 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Из системного анализа вышеприведенных правовых норм следует, что предоставление военнослужащим жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации без учета жилых помещений, ранее полученных им или членами его семьи за счет государства, и не сданного в установленном порядке государству, не допустимо, поскольку ведет к сверхнормативному обеспечению военнослужащего и (или) членов его семьи жилым помещением.
Из материалов дела следует, что согласно договору от 08 августа 2006 года, МУП «Московское райжилуправление» МО г. Казань передало, а Гордеев Д.Г. получил бесплатно в собственность, жилое помещение, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань <адрес>, <адрес>, общей площадью 34,8 квадратных метров. Право собственности зарегистрировано 06 октября 2006 года.
В последующем Гордеев Д.Г. указанным жилым помещением распорядился по своему усмотрению, а именно 19 декабря 2006 года продал Хасановой Ф.С., регистрация перехода права собственности зарегистрировано 19 декабря 2006 года.
Указанные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами закона позволяют суду прийти к выводу о том, что Гордеевым Д.Г. было приобретено в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Татарстан, город Казань <адрес>, <адрес>, в ходе ее приватизации, то есть право собственности, административный истец приобрел от государства на безвозмездной основе, в последующем распорядился ею по своему усмотрению, продав третьему лицу, государству ее не передал. Таким образом, действия начальника ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ, связанные с уменьшением нормы предоставления административному истцу и членам его семьи площади жилого помещения на 34,8 квадратных метров, основаны на законе.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что действиями административных ответчиков какие-либо права, либо законные интересы Гордеева Д.Г. нарушены не были, а заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.
Поскольку в удовлетворении требований административного истца судом отказано, основания для взыскания с административного ответчика в пользу Гордеева Д.Г. денежной компенсации морального вреда, а также в возмещении судебных расходов, у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 111, 174-180 и 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Гордеева ФИО2 об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Филиала № 1 Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области», связанных с уменьшением нормы предоставления административному истцу площади жилого помещения, взыскании денежной компенсации морального вреда, а также в возмещении судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий по делу – судья (подпись) А.С. Раевский
Верно
Председательствующий по делу - судья А.С. Раевский
Секретарь судебного заседания И.Ю. Федорцова
27.01.2017