Дело № 2-972/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2018 года г. Холмск Сахалинской области
Холмский городской суд Сахалинской области в составе
председательствующего судьи Расковаловой О.С.
при секретаре Байдик Э.С.,
с участием прокурора Якимовой П.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Геновой Г. И. к обществу с ограниченной ответственностью «Каскад-Контроль», администрации муниципального образования «Холмский городской округ», финансовому управлению администрации муниципального образования «Холмский городской округ» о возложении обязанности установить крышки на мусорные контейнеры и высадить вокруг ограждения кустарники во дворе дома <адрес>, установить контроль и обеспечить безопасность населения во дворе указанного дома, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Генова Г.И. обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Каскад-Контроль», администрации муниципального образования «Холмский городской округ, финансовому управлению администрации муниципального образования «Холмский городской округ» о возложении обязанности установить крышки на мусорные контейнеры и высадить вокруг ограждения кустарники во дворе дома <адрес>, установить контроль и обеспечить безопасность населения во дворе указанного дома, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Управляющей организацией в отношении данного дома является общество с ограниченной ответственностью «Каскад-Контроль». Решением Холмского городского суда № от ДД.ММ.ГГГГ на общество с ограниченной ответственностью «Каскад-Контроль» возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать крышками мусорные контейнеры вблизи дома по адресу: <адрес>, восстановить ограждение контейнеров, высадить вдоль ограждения площадки под ТБО кустарники. Решение суда должником добровольно не исполнено, в связи с чем контейнерная площадка, дворовая территория и въезд в жилую зону является очагом распространения инфекции и заболеваний, местом обитания бездомных животных. Администрация муниципального образования «Холмский городской округ» мер не принимает, не осуществляет контроль за содержанием контейнерных площадок, следовательно, не исполняет свои прямые обязанности по обеспечению безопасности на своей территории, нарушая права граждан на безопасную среду обитания, равно как и общество с ограниченной ответственностью «Каскад-Контроль». Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ ответчики нарушают права истца на безопасность, подвергая ее опасению и чувству страха, из-за чего, выходя из дома, испытывает раздражение, нервничает, у нее портится настроение, ухудшается здоровье, появляется бессонница, поднимается давление. По изложенным основаниям поставила требования о возложении обязанности установить крышки на мусорные контейнеры и высадить вокруг ограждения кустарники во дворе дома <адрес>, установлении контроля и обеспечении безопасности населения во дворе указанного дома, компенсации морального вреда по 10 000 рублей с каждого из ответчиков.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено муниципальное унитарное предприятие «Муниципальная управляющая компания».
В судебное заседание не явились истец, представители ответчика финансового управления администрации муниципального образования «Холмский городской округ», общества с ограниченной ответственностью «Каскад-Контроль», третьего лица, суд исходя из положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает их извещенными о месте и времени рассмотрения дела.
Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования «Холмский городской округ» Кривенко А.Н. возражал против удовлетворения исковых требований ввиду отсутствия правовых и фактических оснований для этого.
Специалист ФИО показала, что при установленных по делу обстоятельствах действия (бездействия) администрации муниципального образования «Холмский городской округ», общества с ограниченной ответственностью «Каскад-Контроль» не повлияли каким-либо образом на состояние здоровья истца, не установлено в этой связи и его ухудшения.
Выслушав представителя ответчика, прокурора, полагавшего исковые требования о компенсации морального вреда при установленных по делу обстоятельствах не подлежащими удовлетворению, специалиста, изучив дело, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части за счет общества с ограниченной ответственностью «Каскад-Контроль», по следующим основаниям.
В силу статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в числе прочих осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с частью 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ее пункт 4).
Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся (пункт 8).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (пункт 9).
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об администрации муниципального образования "Холмский городской округ».
Администрация муниципального образования «Холмский городской округ» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Холмский городской округ» (пункт 1).
Администрация Холмского городского округа в соответствии с действующим законодательством создает муниципальные предприятия и учреждения, осуществляет функции и полномочия учредителя, определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их Уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности, участвует в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, осуществляет контроль за деятельностью указанных предприятий и учреждений (пункт 8).
Как видно из дела, общество с ограниченной ответственностью «Каскад-Контроль» осуществляло управление домом № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ вплоть до ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ аварийно-техническим обслуживанием дома <адрес> занимается муниципальное унитарное предприятие «Муниципальная управляющая компания».
Отсюда следует, что органом местного самоуправления выполнена возложенная на него жилищным законодательством обязанность по организации управления многоквартирным домом № по <адрес>.
При таких обстоятельствах, когда местная администрация выполнила возложенную на нее законом обязанность организовать управление многоквартирным домом, то есть, исполнила свою прямую обязанность по обеспечению безопасности на придомовой территории МКД № по <адрес>, при том, что обязанность непосредственно по обслуживанию и содержанию многоквартирных домов и общедомового имущества на нее не возложена, суд отказывает в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в полном объеме.
Относительно требований искового заявления к обществу с ограниченной ответственностью «Каскад-Контроль» суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы, в том числе, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу статьи 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
При этом, согласно пункту 4 статьи 13, пункту 5 статьи 14, пункту 6 статьи 28 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», бремя доказывания обстоятельств, освобождающих исполнителя от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства возложено на исполнителя услуг.
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Приказом Минстройдормаша СССР от 29.08.1985 № 601 утверждён Отраслевой стандарт 22-1643-85. мусоросборники и контейнеры металлические для сбора мусора и пищевых отходов. Общие технические условия (далее - ОСТ 22-1643-85), согласно которому мусоросборники и контейнеры должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке (пункту 2.1).
В силу пункта 2.8 ОСТ 22-1643-85. мусоросборники и контейнеры металлические для бытового мусора и пищевых отходов. Общие технические условия крышки контейнеров должны быть выполнены составными или сплошными.
Пункт 2.9 ОСТ 22-1643-85 предусматривает, что крышки должны прилегать к корпусу по всему периметру и свободно открываться и закрываться. Допускается зазор между крышкой и корпусом - не более 4 мм. Крышки контейнеров должны быть снабжены замками.
В соответствии с Правилами благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Холмский городской округ», утвержденными решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ №, ответственность за сбор ТБО в контейнеры и КГМ, зачистку (уборку) контейнерных площадок возлагается по жилищному фонду - на руководителей управляющих организаций, председателей правлений ТСЖ.
Из дела видно, что истец является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, управление которым с ДД.ММ.ГГГГ осуществляло общество с ограниченной ответственностью «Каскад-Контроль», вплоть до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязанность доказать факт оказания услуг и надлежащее качество этих услуг в спорный период лежит на ответчике по делу обществе с ограниченной ответственностью «Каскад-Контроль».
Между тем, в дело не представлено доказательств выполнения требуемой обязанности с ДД.ММ.ГГГГ (согласно решению суда № от ДД.ММ.ГГГГ), в том числе по состоянию на момент проведения комиссионного обследования придомовой территории дома <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку обязанность по надлежащему предоставлению услуг, поименованных в исковом заявлении, исполнена не была, что повлекло нарушение прав истца как потребителя, суд приходит к выводу о причинении истцу морального вреда.
С учетом фактических обстоятельств дела, степени вины нарушителя, характера причиненных истцу страданий, а также требований разумности и справедливости, с управляющей организации в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 200 рублей.
Вместе с тем исковые требования о возложении на общество с ограниченной ответственностью «Каскад-Контроль» о возложении обязанности установить крышки на мусорные контейнеры и высадить вокруг ограждения кустарники во дворе дома <адрес>, не подлежат удовлетворению, поскольку ответчик с ДД.ММ.ГГГГ не является управляющей организацией в отношении указанного дома.
Доводы истца о неисполнении ответчиком решения суда № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве доказательств нарушения ее прав, судом не принимаются. Нарушения прав гражданина связанные с неисполнением решения суда могут рассматриваться и разрешаться в ином судебном порядке, но не в рамках нового гражданского дела и другому исковому заявлению.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью «Каскад-Контроль» компенсации морального вреда 200 рублей, с отказом в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Холмский городской округ», обществу с ограниченной ответственностью «Каскад-Контроль» о возложении обязанности установить крышки на мусорные контейнеры и высадить вокруг ограждения кустарники во дворе дома <адрес>, установить контроль и обеспечить безопасность населения во дворе указанного дома, компенсации морального вреда по 10 000 рублей с каждого из ответчиков.
Также с общества с ограниченной ответственностью «Каскад-Контроль» подлежит взысканию государственная пошлина на основании статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в доход бюджета муниципального образования «Холмский городской округ» 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 200 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 10 000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.