Дело № 2-266/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата>
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кретовой Е.А.,
при секретаре Калабушкиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к МУ «Администрация <данные изъяты> <адрес>» и <данные изъяты> отношений <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании предоставить в аренду земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 в лице своего представителя по доверенности ФИО4 (л.д.14) обратился в <данные изъяты> городской суд <адрес> с иском к МУ «<данные изъяты> муниципального района <адрес>», Министерству имущественных отношений <адрес> о признании отказа от <дата> № <данные изъяты> муниципального района <адрес> в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, уч. №, незаконным; о признании решения межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от <дата> № №, незаконным; об обязании МУ «<данные изъяты> района <адрес>» предоставить истцу в аренду вышеуказанный земельный участок.
Требования мотивированы тем, что Постановлением МУ «<данные изъяты> района <адрес>» от <дата> № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал №, местоположение: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, уч. №» ФИО2 была утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал №, площадью <данные изъяты> кв.м. в <данные изъяты>.
На основании указанного постановления ФИО2 поставил земельный участок на кадастровый учет и обратился в <адрес> с заявлением о предоставлении указанного земельного участка с КН № по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, уч. № в аренду.
<дата> в <данные изъяты> истцом получен отказ <адрес> от <дата> № в предоставлении в аренду земельного участка, так как нарушена процедура опубликования извещения и рекомендовано повторно обратиться с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по процедуре, указанной в ст. 39.18 ЗК РФ.
Считает отказ незаконным, так как истцом пройдена вся процедура, предусмотренная ЗК РФ и нормативным актом органа местного самоуправления, предусмотренная для оформления земельного участкам в аренду.
Истец ФИО2 и представитель по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явились, извещались о слушании дела. Суд, признав причину неявки представителя истца неуважительной, рассмотрел дело в отсутствие истца и его представителя.
Представитель ответчика МУ «<данные изъяты> района <адрес>» и представитель ответчика Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили, причины неявки суду не сообщили, и дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению в силу следующего:
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от <дата> № «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9,10 и 11 ЗК РФ.
Полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений определены в ст.ст. 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно сообщения в адрес истца от <дата> № МУ «<данные изъяты> <адрес>» в соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ население было проинформировано в газете «<данные изъяты>» от 10.07.2014г. о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты>, <адрес>, уч. №. По истечении месяца со дня опубликования, заявлений от граждан и юридических лиц в администрацию Воскресенского муниципального района по испрашиваемому земельному участку не поступило. В соответствии со ст. 29 и ст. 22 Земельного кодекса РФ возможно предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду (л.д.12).
Постановлением <данные изъяты> района № от <дата> по заявлению ФИО2 от <дата>, утверждена схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый квартал №, площадью <данные изъяты> кв.м. ФИО2 для ведения личного подсобного хозяйства в границах сельского <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, уч. 47 (л.д.7).
Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка (л.д.10-11), спорный земельный участок имеет кадастровый № и уточненную площадь <данные изъяты>+/-<данные изъяты> кв.м.
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от <дата> № ВР-1073 проект постановления о предоставлении в аренду земельного участка и пакет документов были направлены в Министерство имущественных отношений. На основании протокола межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от 16,<дата> № пункт 27, комиссией отказано в согласовании проекта договора аренды спорного земельного участка в связи с нарушением процедуры опубликования извещения, а именно не указано место и сроки подачи заявлений. Рекомендовано повторно обратиться с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка по процедуре, указанной в ст.39.18 Земельного кодекса РФ. (л.д.6).
В соответствии с п 6 ч.1 ст. <адрес> от <дата> №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>», органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ч.2 ст.3 указанного закона, органы местного самоуправления обязаны при реализации указанных полномочий представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений, в сроки и порядке, установленном уполномоченным органом. При этом, исходя из положений ч.ч.1,2 ст.<адрес> от <дата> №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>», уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий; при осуществлении органами местного самоуправления указанных государственных полномочий давать органам местного самоуправления указания, обязательные для исполнения.
Таким образом, оспариваемые решения вынесены надлежащим должностным лицом и органом в рамках полномочий, которыми они наделены в соответствии с законом.
В соответствии со ст.34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно ст.30 п.4 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от <дата> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение)); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
По смыслу данного положения, оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 ст.1 ЗК РФ). Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе, возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст.34 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка, вопрос о предоставлении земельного участка в аренду конкретному лицу может быть разрешен только после такого публичного информирования.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на оснований своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом истребовались копии всех материалов по заявлению истца о предоставлении спорного земельного участка в аренду, но доказательств факта опубликования на официальном сайте администрации информации о намерении предоставить в аренду спорный земельный участок суду не представлено. Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от <дата> по делу №-О-О, указанные нормы во взаимосвязи с абзацем 1 п.1 ст.34 ЗК РФ, в соответствии с которым органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемом земельном участке в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка. Передача земельных участков без информирования населения через средства массовой информации, и, как следствие, не выявление иных претендентов и рассмотрения их заявок противоречит земельному законодательству.
Изъятий из общих правил для граждан, непосредственно обратившихся в компетентный орган с заявлениями о предоставлении земельных участков, когда вопрос предоставления не инициирован уполномоченным органом местного самоуправления, п.1 ст.34 ЗК РФ не предусмотрено, и преимуществ для данных лиц не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что предоставление спорного земельного участка невозможно, и оспариваемые решения ответчиков являются законными и обоснованными, и оснований к удовлетворению заявленных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к МУ «<данные изъяты> <адрес>» и Министерству имущественных отношений <адрес> о признании отказа от <дата> № <данные изъяты> района <адрес> в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: <адрес>, <адрес>, <адрес>, уч. №, незаконным; о признании решения межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от <дата> № №, незаконным; об обязании МУ «<данные изъяты> <адрес>» предоставить ФИО2 в аренду земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: <адрес>, <адрес>, <адрес>, уч. №, - отказать.
Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через <данные изъяты> городской суд в течение одного месяца.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>