Дело № 2-2604/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2015 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Хильчук Н.А.
при секретаре Бондаренко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Суворова И.А., Суворовой Е.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетнего С. к Администрации г. Рубцовска Алтайского края о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и о включении в список молодых семей - участников муниципальной программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске» на 2011 -2015 годы,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации города Рубцовска Алтайского края с указанным иском. В обоснование требований указали, что они, а также их несовершеннолетний сын С., *** года рождения, являются семьей и проживают фактически с *** (сын с ***) в жилом помещении - в квартире, расположенной по адресу: Алтайский край, город Рубцовск, .... Данная квартира принадлежит на праве общей совместной собственности знакомым Каратееву Р.Ю. и Каратеевой А.А., которые разрешили им проживать в этой квартире. *** истцы подали в МКУ «Управление культуры, спорта и молодежной политики» г. Рубцовска соответствующее заявление с приложением всех необходимых документов в целях признания их молодой семьи в составе супругов Суворова И.А. Суворовой Е.А. и сына С., участниками муниципальной программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске» на 2011-2015 годы. От Администрации города Рубцовска Алтайского края истцами было получено уведомление № *** от *** об отказе членам их семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятии на регистрационный учет молодых семей в качестве нуждающихся в жилом помещении. Истцы считают, что Администрацией города Рубцовска Алтайского края нарушаются их права, предусмотренные ч. 1 и ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на жилище; иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Считают, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и могут участвовать в муниципальной программе «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске» на 2011 -2015 годы. Истцы указали, что они не являются и не являлись на день подачи заявления *** нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Учитывая совокупность норм п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, п. 7 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» и п. 8 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в рамках реализации муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске» на 2011-2015 годы» и глав 2 указанной муниципальной целевой программы они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Под все другие критерии, установленные главой 2 муниципальной программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске» на 2011 - 2015 годы они также подпадают, а именно, возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, а также у молодой семьи имеются денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, что подтверждается выпиской из лицевого счета по вкладу от *** и приходным кассовым ордером № *** от ***. Согласно уведомлению №*** от *** мотивом отказа семье нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятии на регистрационный учет молодых семей в качестве нуждающихся в жилом помещении послужило то, что Суворов И.А. *** прекратил право собственности на *** долю в праве собственности на квартиру по адресу: Алтайский край, город Рубцовск, ..., а Суворова Е.А. *** прекратила право собственности на *** долю в праве собственности на квартиру по адресу: Алтайский край, город Рубцовск, .... В уведомлении №*** от *** имеется ссылка на ст. 53 Жилищного кодекса РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Истцы указали, что они создали собственную семью, имеют право на совместное проживание в одном жилом помещении. Прекратили свое право собственности на доли в указанных квартирах не с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. У Администрации города Рубцовска Алтайского края отсутствуют доказательства того, что они намеренно умышленно ухудшили свои жилищные условия с целью обеспечения их другим жильем со стороны государства. Считают, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст. 54 Жилищного кодекса РФ, для отказа в принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, их семья с учетом соответствия всем условиям участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске на 2011 -2015 годы» вправе претендовать на включение ее в участники указанной программы. Истцы просили: 1. Признать Суворова И.А., Суворову Е.А., С. нуждающимися в улучшении жилищных условий. 2. Обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края включить Суворова И.А., Суворову Е.А., С. в список молодых семей - участников муниципальной программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске» на 2011-2015 годы.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом в качестве третьего лица отдел опеки и попечительства Администрации города Рубцовска Алтайского края.
Истец Суворов И.А. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Истец Суворова Е.А. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания, согласно телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истцов Зарецкий Д.А., действующий на основании нотариальных доверенностей, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, указав, что истцы прекратили свое право собственности на принадлежащие им доли в квартирах не с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, денежные средства, полученные от продажи жилья, потратили на нужды семьи.
Представитель ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований указав, истцы Суворов И.А. и Суворова Е.А., распорядившись по своему усмотрению принадлежащими им долям в праве собственности на жилые помещения, ухудшили жилищные условия без каких-либо причин. Документов, подтверждающих вынужденный характер смены места жительства с обеспеченностью учетной нормы на праве пользования, истцы в Администрацию города Рубцовска не представили. В данном случае усматриваются намеренные действия с целью искусственного ухудшения жилищных условий, направленные на получение мер социальной поддержки. Однако Администрация города Рубцовска не обладает правом давать оценку намеренности действий заявителя, влекущих ухудшение жилищных условий. Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. С учетом изложенного, согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ, семья истцов не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на регистрационный учет молодых семей в качестве нуждающихся в жилом помещении. В связи с чем, просил суд в иске отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Администрации города Рубцовска Алтайского края в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена в установленном законом порядке, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело без участия представителя отдела опеки и попечительства Администрации города Рубцовска Алтайского края.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истцов, представителя ответчика, показания свидетелей К., С., М., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит требования истцов не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением главы г. Рубцовска Алтайского края от *** № *** утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске» на 2011-2015 годы.
Целью Программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Участником Программы может стать молодая семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее по тексту - молодая семья).
Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и имеющие доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со статьей 50 (части 4, 5) Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 27.11.2006 № 441 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена учетная норма площади (минимального размера) жилого помещения в городе Рубцовске - 12 кв.м. общей площади.
Отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в г. Рубцовске регулируются положениями Закона Алтайского края от 09.12.2005 №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (принят Постановлением АКСНД от 01.12.2005 N 735).
Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов (далее - органы местного самоуправления).
В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер учетной нормы не может превышать размера нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования.
Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (ст. 3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС).
Согласно ст. 6 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Не считается намеренным ухудшением жилищных условий вселение в занимаемое жилое помещение членов семьи, не имеющих жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма.
Судом установлено, что с *** Суворов И.А. и его сын С., а с *** Суворова Е.А. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, .... Жилое помещение принадлежит на праве общей совместной собственности Каратееву Р.Ю. и Каратеевой А.А., что подтверждается выпиской из поквартирной карточки жилого дома № *** квартиры № *** по ....
Согласно п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске на 2011-2015 годы», утвержденных Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 10.05.2011 №1616, участником Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям; а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 8 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные администрацией города Рубцовска Алтайского края по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Для признания нуждающимися в жилых помещениях, молодая семья подает в Администрацию города Рубцовска Алтайского края заявление и пакет документов, согласно п.2 ст. 4 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма».
*** Суворов И.А. обратился в Администрацию города Рубцовска Алтайского края с заявлением о внесении в список молодых семей претендентов на участие в городской целевой программе «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске на 2011-2015 годы», и предоставлением необходимых документов.
Письмом от *** Администрация города Рубцовска Алтайского края сообщила Суворову И.А. о том, что их обращение рассмотрено. В письме указано, что согласно п. 8 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в рамках реализации муниципальной целевой Программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 10.05.2011 № 1616 (с изменениями), участником указанной Программы могут быть молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно представленным с заявлением документам *** и *** семья Суворова И.А. ухудшила свои жилищные условия. На основании вышеизложенного, Администрация города Рубцовска не может признать Суворова И.А. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и принять на регистрационный учет молодых семей в качестве нуждающихся в жилом помещении».
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от *** Суворову И.А. принадлежала *** доля в праве общей долевой собственности на квартиру №*** по ... в г. Рубцовске. *** право собственности прекращено на основании договора купли-продажи от ***.
Согласно выписке из домовой книги от *** Суворов И.А. с *** по *** был зарегистрирован по ... в г. Рубцовске. По месту жительства в квартире по ... в г. Рубцовске обеспеченность Суворова И.А. общей площадью жилого помещения составляла *** кв.м.: 2 = *** кв.м., что превышает учетную норму, установленную в г. Рубцовске (12 кв.м. на человека).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от *** Суворовой (Коляда) Е.А. принадлежала *** доля в праве общей долевой собственности на квартиру № *** по ... в г. Рубцовске. *** право собственности прекращено на основании договора купли-продажи от ***.
Согласно выписке из домовой книги от *** Коляда Е.А. с *** по *** была зарегистрирована по ... в г. Рубцовске, с *** по *** по ... в г. Рубцовске, являлась собственником *** доли в праве общей долевой собственности на квартиру № *** по ... в г. Рубцовске. Обеспеченность Суворовой Е.А. общей площадью жилого помещения составляла *** кв.м.: 2 = *** кв.м., что превышает учетную норму, установленную в г. Рубцовске (12 кв.м. на человека).
Согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения Суворова И.А. и Суворовой Е.А. до *** составляла по *** кв.м. на каждого (*** кв.м. + *** кв.м. = *** кв.м.: 2 = *** кв.м.), впоследствии с учетом рождения ребенка составляло бы по *** кв.м. на каждого члена семьи, что превышает учетную норму, установленную решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 27.11.2006 № 441, и не позволяло им рассчитывать на положительное решение вопроса о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятии на регистрационный учет молодых семей в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что ухудшение жилищных условий должно носить умышленный характер, т.е. совершая данные действия, лица осознают либо должны осознавать, что в результате они ухудшают свои жилищные условия. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, по, смыслу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Действия истцов по отчуждению долей в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, повлекли ухудшение жилищных условий, поскольку, распорядившись по своему усмотрению правом собственности на доли в жилых помещениях, путем продажи, истцы не приобрели никакое другое жилое помещение, и, зарегистрировавшись по месту проживания в квартире знакомых, не могли не осознавать, что они ухудшили свои жилищные условия.
Данные действия имели место *** и ***, то есть фактически непосредственно перед обращением Суворова И.А. в Администрацию города Рубцовска Алтайского края с заявлением о внесении в список молодых семей претендентов на участие в городской целевой программе «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске на 2011-2015 годы».
При этом показания допрошенных судом свидетелей К., С., М. о том, что у истцов не было намерения ухудшить свои жилищные условия с целью получения помощи от государства, суд оценивает критически, так как то, что истцы не сообщали им о цели продажи принадлежащего им жилья, не свидетельствует об отсутствии у истцов такого намерения.
В нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающей каждую сторону доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, истцами не указаны обстоятельства и не представлены доказательства, свидетельствующие о вынужденном характере смены места жительства, продажи долей в праве собственности на жилые помещения, которые были вызваны какими-либо исключительными особыми обстоятельствами, и не зависели от их волеизъявления.
На основании изложенного, заявленные истцами требования о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включение в список молодых семей - участников муниципальной программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Рубцовске» на 2011-2015 годы удовлетворению не подлежат, и в иске должно быть отказано в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Суворова И.А., Суворовой Е.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетнего С. отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Хильчук Н.А.