Дело № 2-3230/2014
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2014 года, г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего Колесова Р. Н.,
при секретаре Зубовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента культуры Костромской области к Обуховскому Валентину Анатольевичу о возложении обязанности демонтировать вентиляционную трубу,
у с т а н о в и л:
Департамент культуры <адрес> обратился с указанным иском по тем основаниям, что ответчику на праве собственности принадлежит помещение № в доме, расположенном по адресу: <адрес>, который является объектом культурного наследия регионального значения «Торговый центр города. XVIII-XIX вв. Хлебные ряды. Нач., 2-я пол. XIX в.».
<дата> между сторонами заключено охранное обязательство на часть объекта культурного наследия (<адрес>).
Впоследствии ответчиком был осуществлен перевод указанного помещения из жилого в нежилое, при этом заключение о возможности переустройства, перепланировки помещения истцом ему не выдавалось.
Истцом установлено, что ответчик незаконно вынес вентиляционную трубу на фасад объекта культурного наследная; ответчику неоднократно выносились предписания об устранении нарушений, он привлекался к административной ответственности, однако демонтаж вентиляционной трубы на объекте культурного наследия регионального значения «Торговый центр города. XVIII-XIX вв. Хлебные ряды. Нач., 2-я пол. XIX в.» им не произведен до настоящего времени, в связи с чем просили возложить на него соответствующую обязанность в судебном порядке.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям искового заявления, суду пояснила, что до настоящего времени работы по демонтажу вентиляционной трубы ответчиком не произведены.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще; об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, в связи с чем с согласия представителя истца дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 является собственником помещения № 24, в доме, расположенном по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.
Поскольку указанный дом является объектом культурного наследия регионального значения «Торговый центр города. XVIII-XIXвв. Хлебные ряды. Нач., 2-я пол. XIX в.», <дата> между сторонами было заключено охранное обязательство на часть объекта культурного наследия - <адрес>.
<дата> ответчику истцом было выдано заключение по выбору и отводу земельного участка под проектирование и строительство в зонах охраны памятников, согласно которому необходимо выполнить проект ремонта и реставрации памятника, выполнить благоустройство прилегающей территории, согласовать проект с органом, уполномоченным в сфере сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия.
В последующем администрацией <адрес> был осуществлен перевод указанного помещения из жилого в нежилое.
<дата> на основании распоряжения департамента культуры <адрес> от <дата> № 149-р, в отношении собственника части объекта культурного наследия «Торговый центр города. XVIII-XIX вв. Хлебные ряды. Нач., 2-я пол. XIX в.» ФИО1 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлено, что без согласования с истцом ответчиком на фасаде здания была установлена вентиляционная труба.
Представленная ответчиком истцу проектная документация на проведение ремонтных работбыла согласована департаментом только в части благоустройства прилегающей территории и не содержит разделов (проектов) о вынесении вентиляционной трубы на фасад объекта культурного наследия. Данные работы на объекте культурного наследия проведены без разрешения органа охраны объектов культурного наследия и не принимались им.
По результатам проверки был составлен акт от <дата> № 43, а ФИО1 было выдано предписание о демонтаже незаконно установленной вентиляционной трубы со сроком исполнения до <дата> года. Кроме того, по результатам проверки ФИО1 был привлечен административной комиссией <адрес> к административной ответственности по статье <адрес> «<адрес> об административных правонарушениях».
<дата> проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания на основании распоряжения департамента культуры <адрес> от <дата> № 198-р, в ходе которой установлено, что предписание не исполнено, и составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого постановлением мирового судьи от <дата> ФИО1 был привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
<дата> в отношении ФИО1 на основании распоряжения департамента культуры <адрес> от <дата> № 313-р повторно была проведена проверка, по итогам которой вновь было выдано предписание о демонтаже незаконно возведенной вентиляционной трубы с фасада объекта культурного наследия.
По сведениям истца, указанное предписание также не исполнено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных воздействий.
В соответствии с п. 4 ст. 48 Закона, при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (ремонт, реставрация, приспособление под современное использование) предусмотрен ст. 45 ФЗ Закона и статьей 17 Закона Костромской области от 01.04.2004 № 184-ЗКО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Костромской области», из которых следует, что все работы осуществляются на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
На основании статьи 52 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»объект культурного наследия используется с обязательным выполнением требований об обеспечении неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте, а также coгласования в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо и земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагатся объект археологического наследия.Использование объекта культурного наследия с нарушением Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается.
Согласно пункту 19 Положения о департаменте культуры Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 31.05.2012 года № 117 «О департаменте культуры Костромской области», департамент осуществляет полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Костромской области.
При таких обстоятельствах, поскольку работы по устройству вентиляционной трубы на фасаде объекте культурного наследия регионального значения «Торговый центр города. XVIII-XIX вв. Хлебные ряды. Нач., 2-я пол. XIX в.» проведены без соблюдения установленных законом требований, исковые требования о возложении на ФИО1 обязанности демонтировать ее подлежат удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ, ст. 33.19 Налогового кодекса РФ с ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 (Двести) рублей 00 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования департамента культуры <адрес> удовлетворить.
Обязать ФИО1 демонтировать вентиляционную трубу на объекте культурного наследия регионального значения «Торговый центр города. XVIII-XIX вв. Хлебные ряды. Нач., 2-я пол. XIX в.».
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета городского округа <адрес> государственную пошлину в сумме ...
Разъяснить ответчику, что он вправе в течение семи дней с момента получения копии заочного решения подать заявление об его отмене в Свердловский районный суд <адрес>.
Заочное решение может быть обжаловано в течение месяца по истечении срока, установленного для подачи ответчиком заявления об его отмене, а если такое заявление подано - в течение месяца с момента вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления ответчика об отмене заочного решения суда - в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес>.
Председательствующий Р. Н. Колесов