Дело №33-8942/2019
2-5147/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 декабря 2019 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Султанова Р.А., Швецовой Н.А.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волчек Л.Н. к Надршину М.Р. о включении имущества в состав наследственной массы, признании права собственности в порядке наследования, прекращении права собственности, признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности,
по апелляционной жалобе Волчек Л.Н. на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 27 августа 2019 года,
установила:
Волчек Л.Н. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением по тем основаниям, что является наследником первой очереди по закону после смерти (дата) отца Н. и после смерти (дата) матери Е., и претендует на наследство, состоящее, в том числе из земельного участка по адресу: (адрес), №, по отношению к которому предприняла действия по его сохранению и использованию по назначению, несмотря на отсутствие правоустанавливающих документов о принадлежности земли родителям истца. В настоящее время собственником указанного земельного участка является ответчик Надршин М.Р., который незаконно им владеет и пользуется.
Просила включить в состав наследственной массы после смерти Н. и Е. земельный участок, площадью1459 кв.м., по адресу: (адрес), №, признать право собственности на данный земельный участок в порядке наследования по закону после смерти Н. и Е., прекратить право собственности Надршина М.Р. на указанный земельный участок, признать недействительной запись о государственной регистрации права собственности за Нардшиным М.Р. на спорный объект недвижимости.
Решением суда от 27 августа 2019 года в удовлетворении исковых требований Волчек Л.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, вынести новое решение об удовлетворении требований, в том числе заявляет новые требования о признании договора купли- продажи земельного участка от (дата), заключенного между Волковым А.В. и Надршиным М.Р. недействительным.
Выслушав доклад судьи Анненковой К.К., пояснения истца Волчек Л.Н., ответчика Надршина М.Р., представителя ДНТ «Кузнечный» Никифоровой Н.В., действующей на основании ордера, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса" (далее - Вводный закон) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 9.1 ст. 3 Вводного закона установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса для индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования может быть признано за наследниками при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Вводного закона права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (пункт 82 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании").
Как следует из материалов дела, истец приходится дочерью Н. и Е., умерших в (адрес) (дата) и (дата), соответственно.
После смерти Н. с заявлением о принятии наследства обратилась к нотариусу его супруга Е., после ее смерти с заявлением о принятии наследства обратилась истец, которой завещанием Е. от (дата) завещано все имущество, принадлежащее ей ко дню смерти.
Утвержденное общим собранием учредителей от (дата) ДНТ «Кузнечный» образован на земельном массиве, предоставленном гражданам для ведения коллективного садоводства, расположенного в районе (адрес) на землях (адрес). Внесена (дата) запись о юридическом лице ДНТ «Кузнечный».
Распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от (дата) образован земельный участок площадью 69366 кв.м.
(дата) между Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга и ДНТ «Кузнечный» заключен договор аренды земельного участка № сроком до (дата), предметом которого являлся земельный участок площадью 1442 кв.м. с кадастровым номером № с разрешенным использованием :земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, местоположение: (адрес). Договор аренды продлен до (дата).
Из справки ДНТ «Кузнечный» от (дата) следует, что согласно заявления от (дата) от К. и протокола общего собрания № от (дата) за К., являющейся членом ДНТ «Кузнечный», закреплен участок по адресу: (адрес).
Между Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга и К. заключен (дата) договор купли- продажи земельного участка №, по условиям которого К. приобрела в собственность земельный участок площадью 1459 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель- земли населенных пунктов, расположенный в ДНТ «Кузнечный» (адрес), на земельном участке расположено строение- (адрес).
На момент рассмотрения спора Нардшин М.Р. на основании договора купли- продажи от (дата) с Волковым А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: (адрес). Право собственности зарегистрировано за ответчиком (дата), установлено обременение в пользу ДНТ «Кузнечный» на основании договора аренды земельного участка от (дата) №.
Выпиской из протокола № собрания учредителей, доверенных и приглашенных ДНТ «Кузнечный» от (дата) подтверждается, что согласно поданному заявления от (дата) Надршин М.Р. принят в члены ДНТ «Кузнечный».
Обращаясь в суд с иском, Волчек Л.Н. в обоснование доводов указала, что с 1978 года ее семья и она до весны 2017 года, пользовалась земельным участком по адресу: (адрес), №, предоставленным отцу истца Н. на основании акта Оренбургского городского совета народных депутатов, которым ему в порядке исключения разрешено использовать земельный участок самовольного домовладения по (адрес), под сад-огород.
Из копии письма Исполнительного комитета Оренбургского городского совета народных депутатов № от (дата) следует, что Н. в порядке исключения предоставлен для использования земельный участок самовольного домовладения по (адрес), под сад-огород.
Предоставленные ГУП ОЦИИОН от (дата) сведения содержат указание на то, что жилой дом № по указанному адресу записан за Е. без предъявления документов, подтверждающих право собственности.
Письмом от (дата) Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга сообщает Волчек Л.Н. о проведенном обследовании земельного участка по вышеуказанному адресу, указывая, что земельный участок используется для размещения дачного дома (частично разрушен), также сообщено о том, что земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет и согласно сведениям из ЕГРН принадлежит К. на праве собственности.
Учитывая, что в материалы дела не представлены документы подтверждающие возникновение у наследодателя Н. права собственности либо права пожизненного наследуемого владения на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: (адрес), также доказательства права собственности наследодателя на расположенный на земельном участке жилой дом, возникшего до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о включении в состав наследственной массы после смерти ее родителей спорного земельного участка и признании за ней права собственности на него в порядке наследования.
При этом судом дана надлежащая правовая оценка представленной истцом копии письма Исполнительного комитета от (дата), из которого не следует, что уполномоченным органом Н. выделен земельный участок по адресу: (адрес) бессрочное пользование либо в собственность. Кроме того данный документ надлежаще не заверен и не может быть признан достоверным и допустимым доказательством по делу в отсутствие решения полномочного органа о предоставлении в 1983 году земельного участка.
В отсутствие правовых оснований для удовлетворения иных требований истца суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска Волчек Л.Н. в полном объеме.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
Кроме того судебная коллегия учитывает, что в суде первой инстанции Надршиным М.Р. заявлено письменное ходатайство о пропуске срока исковой давности (л.д.90-91 т.1), которое судом первой инстанции не разрешено.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ срок исковой давности начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Исходя из этого срок давности по требованиям, вытекающим из наследственных отношений (по требованиям, которые вытекают из права на наследственное имущество), необходимо исчислять с момента принятия наследства, что следует из позиции Верховного Суда РФ (18-КГ13-177 ОТ 25.02.2014).
Поскольку общий срок исковой давности для обращения в суд наследника по спору из наследственных правоотношений исчисляется с момента открытия наследства, т.е. с момента смерти наследодателя Е. (дата), обращение в суд с иском (дата) последовало за пределами срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.
Неразрешение судом заявления ответчика о применении срока исковой давности на выводы суда об отказе в удовлетворении иска Волчек Л.Н. не повлияло.
Доводы апелляционной жалобы о приобретении на основании договора купли- продажи наследодателем в 1978 году Н. земельного участка по (адрес) материалами дела не подтверждается. Акт Исполнительного комитета Оренбургского городского Совета народных депутатов удостоверяющий право Н. на спорный земельный участок, на что указывает апеллянт в жалобе, в материалы дела не представлен.
Изложенное в апелляционной жалобе требование истца о признании договора купли- продажи земельного участка от (дата), заключенного между Волковым А.В. и Надршиным М.Р. недействительным во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку в суде апелляционной инстанции, в силу части 6 статьи 327 ГПК РФ, не применяются правила об изменении предмета или основания иска и размера исковых требований.
Судебная коллегия при таких обстоятельствах не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, судом постановлено законное, обоснованное решение в пределах заявленных исковых требований, представленные доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 27 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волчек Л.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: