Решение по делу № 2а-5437/2017 ~ М-5061/2017 от 13.10.2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 ноября 2017 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Марковой Н.В.

при секретаре Казарян Р.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-5473/2017 по административному иску Макарова С.В. к Призывной комиссии г.о. Тольятти, Военному Комиссариату Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти, призывной комиссии Военного Комиссариата Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти об отмене решения призывной комиссии и освобождении от прохождения военной службы,

у с т а н о в и л:

Макаров С.В. обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату Центрального района г. Тольятти о пресечении действия (призыва на военную службу Макарова С.В.), нарушающего право малолетнего Нефедова Н.Д. или создающего угрозу его нарушения на весь период, необходимый для опекунства над ним.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Военный комиссариат Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти и Призывная комиссия Военного комиссариата Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти.

В последующем административный истец изменил заявленные требования, просит отменить решения призывной комиссии Военного комиссариата Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти от 06.10.2017 года о призыве на военную службу Макарова С.А. и обязать воздержаться от призыва на военную службу Макарова С.В. на весь период, необходимый для опекунства над малолетним ФИО11

В судебном заседании административный истец Макаров С.В. и его представитель адвокат Терехова Н.В., действующая по ордеру, измененные исковые требования поддержали, пояснив, что в силу ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Макаров С.В. подлежит призыву на срочную военную службу. Однако, на основании распоряжения № 1733-р/з от 09.03.2017 года Отдела организации деятельности по опеки, попечительству и усыновлению Управления опеки и попечительства Департамента социального обеспечения мэрии г.о. Тольятти Макаров С.В. назначен временным опекуном несовершеннолетнего ФИО11., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на срок до 6 месяцев. Распоряжением № 6576-р/3 от 24.08.2017 года Макаров С.В. назначен постоянным опекуном несовершеннолетнего. Родители ребенка умерли, Макаров С.В. является дядей ребенка, других родственников, которые могли бы полноценно осуществлять его воспитание, не имеется. Бабушка, с которой ребенок также проживает, в силу своего преклонного возраста и состояния здоровья полноценное воспитание и содержание предоставить не может. Между Макаровым С.В. и ребенком имеются теплые родственные отношения, они привязаны друг к другу. Макаров С.В. перевелся на заочную форму обучения, чтобы обеспечить ребенку достойное содержание и проживание. Изъятие ребенка из семьи и помещение его временно сроком на один год в детский дом может негативно отразиться на формировании личности ребенка, повлиять на его физическое и психологическое формирование, а также нарушит гражданские права ребенка. Просят отменить решения призывной комиссии Военного комиссариата Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти от 06.10.2017 года о призыве на военную службу Макарова С.А. и обязать воздержаться от призыва на военную службу Макарова С.В. на весь период, необходимый для опекунства над малолетним ФИО11

Представитель административных ответчиков Военного комиссариата Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, призывной комиссии Военного Комиссариата Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Сизова Ю.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что при прохождении мероприятий по призыву на военную службу 05.10.2017 года Макаровым С.В. было предоставлено распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти от 24.08.2017 года № 6576-р/3 о назначении его опекуном несовершеннолетнего ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Список лиц и условий, при котором опекун пользуется правом на отсрочку от воинской службы предусмотрен ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», данный список исчерпывающий и расширению не подлежит. Предоставление отсрочки опекунам несовершеннолетних племянников данным списком не предусмотрено. Решение призывной комиссии от 06.10.2017 года № 6/190 о призыве Макарова С.В. на военную службу принято в соответствии с нормами закона, просит в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель Отдела реализации опеки и попечительства на территории Центрального и Комсомольского районной Управления опеки и попечительства Департамента социального обеспечения Администрации г.о. Тольятти Чуприна Л.В., действующая по доверенности, в судебном заседании вопрос о разрешении спора оставила на усмотрение суда, пояснив, что Макаров С.В. в марте 2017 года был назначен временным опекуном несовершеннолетнего ФИО11., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а в августе 2017 года – опекуном в общем порядке, исполняющим свои обязанности безвозмездно, в связи с тем, что он единственный изъявил на это желание и предоставил соответствующие документы. Другие родственники несовершеннолетнего ФИО11 в качестве кандидатов в опекуны не рассматривались, поскольку соответствующее заявление ими не подавалось. Сохранение семьи в интересах ребенка, однако, если законом о военной службе Макаров С.В. как опекун племянника не имеет право на отсрочку от военной службы, будут приняты меры к назначению другого опекуна.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

Согласно п. 17 Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 (ред. от 20.05.2014) «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Согласно п. 18 вышеуказанного Постановления контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.

Из материалов дела следует, что решением призывной комиссии Военного комиссариата Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти от 06.10.2017 года № 6/190 в результате проведения мероприятий по призыву на военную службу Макаров Степан Валерьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был призван на военную службу.

Оспаривая решение призывной комиссии, истец утверждает, что при принятии решения о призыве он должен быть освобожден от призыва в связи с тем, что он является опекуном несовершеннолетнего ФИО11., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на время опекунства.

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № 1733-р/з от 09.03.2017 года Макаров Степан Валерьевич назначен временным опекуном несовершеннолетнего ФИО11., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на срок до 6 месяцев с момента подписания распоряжения.

Распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти № 6576-р/з от 24.08.2017 года Макаров Степан Валерьевич назначен опекуном несовершеннолетнего ФИО11., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в общем порядке, исполняющим свои обязанности безвозмездно.

Из материалов личного дела призывника следует, что Макаров С.В. проживает по адресу: г. Тольятти, <адрес> вместе с матерью и отцом и братом (Нефедовым А.В., 1980 года рождения), также по указанному адресу зарегистрирован племянник ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Статья 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О воинской обязанности и военной службе» содержит исчерпывающий перечень условий, при которых предоставляется отсрочка от призыва граждан на военную службу.

Так, п.п. «б» и п.п. «б.1» п. 1 ст. 24 ФЗ № 53-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

- занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

- являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.

Отсрочка от призыва на военную службу опекунам несовершеннолетних племянников законом не предусмотрена.

Таким образом, Призывная комиссия Комсомольского и Центрального районов города Тольятти Самарской области, принимая решение в отношении призывника Макарова С.В., действовала в рамках установленных законом полномочий, с соблюдением процедуры принятия решения.

Содержание решения призывной комиссии соответствует требованиям приведенных нормативно-правовых актов и основано на результатах медицинского освидетельствования, в ходе которого определена категория годности истца к военной службе. В связи с отсутствием оснований для отсрочки от призыва в соответствии с п. 1 «а» ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», решением призывной комиссии Комсомольского и Центрального районов города Тольятти от 06.10.2017 года № 5/190 Макаров С.В. призван на военную службу.

При указанных обстоятельствах, права административного истца, которые могли бы быть восстановлены судом, нарушены не были.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 226, 227, 177-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного иска Макарова Степана Валерьевича.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2017 года.

Председательствующий:

2а-5437/2017 ~ М-5061/2017

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Макаров С.В.
Ответчики
Призывначя комиссия Военного комиссариата Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти
Военный комиссариат Центрального района г. Тольятти
Военный комиссариат Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти
Другие
Сектор по реализации имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетнего управления опеки и попечительства департамента социального обеспечения администрации г.о.Тольятти
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти
Судья
Маркова Н. В.
13.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
13.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
03.11.2017[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
03.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2017[Адм.] Судебное заседание
28.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2018[Адм.] Дело оформлено
01.03.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее