№2а-382/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2017 года село Малые Дербеты
Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Чумакова Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Бухалдаеве Д.Д.,
рассмотрев административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО2 о восстановлении пропущенного срока для подачи административного иска о взыскании обязательных платежей и пени за несвоевременную уплату страховых взносов, о взыскании обязательных платежей и пени за несвоевременную уплату страховых взносов,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее - МРИ ФНС № по <адрес>») обратилась в суд с указанным административным иском к ФИО2 ссылаясь на следующее. Административный ответчик ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в МРИ ФНС № по <адрес> в качестве индивидуального предпринимателя и была обязана уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, однако указанную обязанность в сроки, установленные Федеральным законом №212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ) не исполнила, допустила просрочку при погашении задолженности по уплате обязательных платежей. В связи с этим на основании ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ административному ответчику начислялись пени, о необходимости уплаты которых она была извещена в требовании. Согласно справке по состоянию расчетов и выписке из лицевого счета на ДД.ММ.ГГГГ имеет задолженность перед Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ГУ - УПФР) по пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа на выплату страховой пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в размере 126,72 руб., пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа на выплату страховой пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в размере 63,36 руб.В связи пени в адрес должника - ГУ - УПФР направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. При этом требования об уплате страховых взносов, пени и штрафов при подаче административного иска представить суду невозможно ввиду истечения сроков хранения, так согласно п.258 приказа Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» срок хранения журналов регистрации и контроля поступающих и оправляемых документов составляет 5 лет. Почтовые реестры, подтверждающие отправку данных документов в МРИ ФНС № по <адрес> не передавались. В связи с изложенным, просит восстановить пропущенный срок для подачи административного иска и взыскать с ФИО2 указанную задолженность по страховым взносам и пени.
Представитель административного истца - МРИ ФНС по РК, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения административного иска, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, административный иск поддержал.
Административный ответчик ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явилась.
Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения административного ответчика и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных ст. 152 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон о страховых взносах), действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об их уплате, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Абзацем 1 пункта 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как установлено судом, требование об уплате пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в размере 126,72 руб., пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до ДД.ММ.ГГГГ в размере 63,36 руб., налоговым органом ответчику не направлялось.
Установить дату направления требования об уплате обязательных платежей и санкций ответчику пенсионным органом не представляется возможным, ввиду истечения сроков хранения отправляемых документов.
В суд с исковым заявлением налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрен, в том числе и для повышения эффективности и ускорения судопроизводства, специальный порядок обращения в суд налогового органа (таможенного органа), согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом (таможенным органом) в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены налоговым органом (таможенным органом) только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты при условии соблюдения органом контроля установленного законом срока обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа при отсутствии несогласия налогоплательщика с обязанностью по уплате налога.
В силу ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока обращения в суд не содержит данных об уважительности причин такого пропуска, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление МРИ ФНС по <адрес> к ФИО2 о взыскании недоимки по страховым взносам удовлетворению не полежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к ФИО2 о восстановлении пропущенного срока для подачи административного иска о взыскании обязательных платежей и пени за несвоевременную уплату страховых взносов, о взыскании обязательных платежей и пени за несвоевременную уплату страховых взносов -отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение 30 дней со дня его вынесения через Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия.
Судья Ю.А.Чумаков
Копия верна: Судья Ю.А. Чумаков