КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Арефьев В.Н. Дело № 33-4750
А – 57
23 июня 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Туровой Т.В.
судей Деева А.В., Тихоновой Т.В.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Деева А.В. гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Канска» к Г.С. о взыскании денежных средств, по встречному иску Г.С. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр занятости населения города Канска» о прекращении договора
по апелляционной жалобе Г.С.
на решение Канского районного суда Красноярского края от 17 марта 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования КГКУ «Центр занятости населения города Канска» к Г.С. о взыскании выплаченных денежных средств, удовлетворить - взыскать с Г.С. в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Канска» 117 600 (сто семнадцать тысяч шестьсот) рублей.
Взыскать с Г.С. государственную пошлину в госдоход в размере 3552 (три тысячи пятьсот пятьдесят два) рубля.
В удовлетворении иска Г.С. к КГКУ "Центр занятости населения города Канска" о прекращении договора № 14 от 30.03.2010 года в связи с его надлежащим исполнением – отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
КГКУ «Центр занятости населения города Канска» обратилось в суд с иском Г.С. о взыскании денежных средств. Требования мотивированы тем, что между КГКУ «Центр занятости населения города Канска» и Г.С. 30.03.2010 г. заключен договор о предоставлении безработному гражданину субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданином, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Согласно п. 2.3.7. долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» на 2009-2011 г.г., утвержденной постановлением Правительства Красноярского края №30-п от 20.01.2009 г., содействие самозанятости безработных граждан осуществляется путем предоставления безработным гражданам субсидии на организацию самозанятости. Субсидия предоставляется безработным гражданам за счет субсидии из федерального бюджета, предоставленной краевому бюджету. Согласно п. 2.2.1 договора КГКУ «Центр занятости населения г. Канска» произвело перечисление субсидии ответчику в размере 246 960 руб., из них 70 560 руб. на организацию самозанятости и 176 400 руб. на создание 3 рабочих мест. При этом, ответчиком не выполнены условия договора, предусмотренные п. 2.1.3. по созданию дополнительных рабочих мест, поскольку создано только одно рабочее место, на которое принят один работник. Кроме того, не выполнены обязательства, предусмотренные абз. 2 п. 2.1.10. договора, предусматривающие обязанность предоставить в Центр занятости в течение 10 дней после окончания периода занятости работников (не менее 12 месяцев) на созданных дополнительных рабочих местах, справку о созданных дополнительных рабочих местах с приложением списка безработных граждан, трудоустроенных по направлению Центра занятости на созданные дополнительные рабочие места, с указанием периода их работы на созданном рабочем месте. В связи с чем, истец просил взыскать с ответчика денежные средства в размере 117 600 руб. за два не созданных и не занятых рабочих места.
Г.С. обратился со встречным иском к КГКУ «Центр занятости населения города Канска» о прекращении договора в связи с его надлежащим исполнением. Требования мотивировал тем, что свои обязательства по договору от 30.03.2010 г. исполнил в полном объеме.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Г.С. просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, а также в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Настаивает на исполнении условий договора. Полагает, что судом не учтено подписание сторонами по договору акта о целевом расходовании субсидии, а выводы суда о нарушении с его стороны обязательств по договору являются необоснованными и опровергаются материалами дела.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения Г.С., объяснения представителя КГКУ «Центр занятости населения города Канска» - К.Е, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определены основы государственной политики содействия занятости населения и гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии со ст. 7 указанного Закона, Федеральный орган государственной власти в сфере занятости населения вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ.
Во исполнение ФЗ «О занятости населения» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 31.12.2008г. № 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", которым утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.5 указанного Постановления Правительства РФ от 31.12.2008г. №1089 Правительством Красноярского края утверждена Долгосрочная целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» на 2009-2011 годы.
В п. 2.1 Программы указано, что одной из мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, является стимулирование создания и сохранения рабочих мест, трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса.
В случае напряженной ситуации на рынке труда в монопрофильных населенных пунктах организуются следующие мероприятия: содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (п.п.2 п. 2.6.1 Программы).
Согласно п.2.3.7 Программы следует, что субсидия на самозанятость или субсидия на самозанятость и создание рабочих мест предоставляются безработным гражданам за счет средств краевого бюджета, предоставленных в виде субсидии из федерального бюджета:
в размере 12 - кратной максимальной величины пособия по безработице;
в случае создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан - дополнительно в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице на каждое создаваемое дополнительное рабочее место;
Субсидия на создание рабочих мест предоставляется гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве учредителя (соучредителя) юридического лица, из числа бывших безработных граждан, открывших собственное дело в соответствии с Программой. Получатель субсидии в течение трех месяцев с момента перечисления субсидии на расчетный счет предоставляет в центр занятости населения копии документов, подтверждающих целевое расходование субсидии на организацию самозанятости и (или) создание дополнительных рабочих мест для безработных граждан. Получатель субсидии на самозанятость обязан осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.
Получатель субсидии на самозанятость и создание рабочих мест или субсидии на создание рабочих мест обязан обеспечить занятость граждан на созданном дополнительном рабочем месте для трудоустройства безработных граждан не менее 12 месяцев и осуществлять предпринимательскую деятельность в течение всего периода занятости граждан на созданных дополнительных рабочих местах.
Субсидии подлежат возврату в краевой бюджет в следующих случаях и размерах:
а) представление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных на получение субсидии - в размере суммы, на которую получатель субсидии представил недостоверные сведения;
б) невыполнение обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование субсидии, - в размере суммы, на которую получатель субсидии не представил подтверждающие документы;
в) невыполнение обязанности по представлению документа, подтверждающего осуществление предпринимательской деятельности:
для получателя субсидии на самозанятость - выписки из ЕГРИП или выписки из ЕГРЮЛ соответственно, выданной не ранее истечения 12 месяцев с момента государственной регистрации получателя субсидии на самозанятость в качестве индивидуального предпринимателя или государственной регистрации юридического лица, учредителем (соучредителем) которого выступил получатель субсидии на самозанятость, - в полном объеме;
для получателя субсидии на самозанятость и создание рабочих мест, получателя субсидии на создание рабочих мест - выписки из ЕГРИП или выписки из ЕГРЮЛ соответственно, выданной не ранее истечения периода занятости работников на созданных дополнительных рабочих местах, - в полном объеме;
г) несоответствие фактически осуществляемой предпринимательской деятельности виду деятельности, указанному в договоре на предоставление субсидии, - в полном объеме;
д) ликвидации юридического лица, единственным учредителем, которого выступал получатель субсидии, выход получателя субсидии из состава учредителей юридического лица или прекращение получателем субсидии деятельности в качестве индивидуального предпринимателя:
для получателя субсидии на самозанятость - ранее истечения 12 месяцев с момента регистрации предпринимательской деятельности - в полном объеме;
для получателя субсидии на самозанятость и создание рабочих мест, получателя субсидии на создание рабочих мест - ранее истечения периода занятости на созданном дополнительном рабочем месте для трудоустройства безработных граждан - в полном объеме;
е) фактическое неосуществление предпринимательской деятельности без ликвидации юридического лица, единственным учредителем которого являлся получатель субсидии, без выхода получателя субсидии из состава учредителей юридического лица, без прекращения получателем субсидии деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - в полном объеме.
Дополнительными основаниями для возврата в краевой бюджет субсидии на самозанятость и создание рабочих мест, субсидии на создание рабочих мест являются следующие случаи:
а) непредставление документов, подтверждающих трудоустройство безработных граждан на созданные дополнительные рабочие места, - в размере суммы, на которую получатель субсидии не представил документы, подтверждающие трудоустройство безработных граждан на созданные дополнительные рабочие места;б) несоздание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан - в размере суммы, выделенной на создание фактически несозданных дополнительных рабочих мест;
в) ликвидация созданных дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, ранее предусмотренного договором срока (12 месяцев), - в размере суммы, выделенной на создание ликвидированных дополнительных рабочих мест.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Удовлетворяя исковые требования КГКУ «Центр занятости населения города Канска» и отказывая во встречном иске Г.С., суд первой инстанции исходил из того, что Г.С. не исполнены обязанности по целевому использованию предоставленной субсидии на организацию рабочих мест.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 05.02.2010 г. Г.С. обратился к истцу с заявлением о предоставлении субсидии на организацию самозанятости и создание трех рабочих мест.
Для предоставления субсидии, Г.С. разработан бизнес план, в соответствии с которым планируется создание крестьянско-фермерского хозяйства, а так же организация трех постоянных рабочих мест, из которых одно – помощник руководителя, два разнорабочих.
В соответствии с разделом пять бизнес плана, в качестве требований к кандидатам на разнорабочие места указано, что это должны быть мужчины, желательно обладающие слесарными и плотницкими навыками.
Как следует из таблицы 7 бизнес плана, определено целевой использование денежных средств в сумме 246 960 руб., предоставленных в форме субсидии, на приобретение кроликов, мотоблоков, зерноотходов, телеги, картофелекопалки, грунтозацепов.
30.03.2010 г. между Г.С. и Центром занятости населения города Канск» заключен договор № 14 о предоставлении субсидии гражданину для организации самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
В соответствии с условиями договора №14 Центр занятости обязался выделить субсидии в размере 246 960 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 235200 руб., за счет средств краевого бюджета - 11760 руб.
По условиям п. 2.1.1 Договора гражданин обязуется в течение 20 дней со дня заключения договора осуществить государственную регистрацию предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по видам деятельности, которые соответствуют деятельности, указанной в представленном бизнес-плане организации предпринимательской деятельности – разведение прочих животных, и представить в центр занятости документ, подтверждающий регистрацию гражданина в качестве ИП либо учредителя юридического лица.
Пунктом 2.1.2. установлена обязанность осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации.
На основании п. 2.1.3. на ответчика возложена обязанность создать дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан в количестве 3 рабочих мест на срок не менее 12 месяцев, в соответствии с бизнес-планом по профессиям (должностям): помощник руководителя - 1 человек, разнорабочий - 2 человека.
Пунктом 2.1.4 предусмотрена обязанность в течение 3 месяцев с момента перечисления субсидии принять по направлению центра занятости безработных граждан для трудоустройства на созданные дополнительные рабочие места и обеспечивать занятость безработных граждан на каждом созданном дополнительном рабочем месте не менее 12 месяцев.
Как следует из п. 2.1.5 договора Г.С. обязан в течение 3 месяцев с момента перечисления субсидии, представить в центр занятости, для подписания акта о целевом использовании субсидии, документы о целевом использовании субсидии, в соответствии с представленным бизнес-планом (кассовые чеки и копии, товарные чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам, счета-фактуры, платежные поручения, договора, акты приема-передачи выполненных работ).
На основании п. 2.1.6. в течение 3 месяцев с момента перечисления субсидии, ответчик обязан представить в центр занятости для подписания акта о целевом использовании субсидии: - документы, подтверждающие трудоустройство безработных граждан на созданные рабочие места (копии трудовых договоров с безработными гражданами, трудоустроенными по направлению центра занятости на созданные дополнительные рабочие места и копии приказов о их приеме на работу).
По условиям п. 2.1.9 договора гражданин обязан представить в центр занятости в течение 30 дней после истечения 12 месяцев с момента государственной регистрации, согласно п.2.11 договора, выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, для подписания акта выполнения условий договора о предоставлении субсидии.
На основании п. 2.1.10. ответчик обязан в течение 10 дней после окончания периода занятости безработных граждан (не менее 12 месяцев) на созданных дополнительных рабочих местах, справку о созданных рабочих местах с приложением списка безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости на созданных рабочих местах, с указанием периода их работы на рабочем месте.
Пунктом 4 договора предусмотрена ответственность гражданина в виде возврат суммы субсидии в полном объеме или частично в случаях:
- невыполнения обязательств, предусмотренных п.п. 2.1.2, 2.1.5, 2.1.9 договора.
- выявления факта нецелевого использования субсидии и (или) представления гражданином недостоверных документов.
- невыполнения обязательств, предусмотренных п.п. 2.1.2., 2.1.3, 2.1.4, 2.1.6, 2.1.10 договора.
- ликвидации созданных дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, ранее предусмотренного договором срока (12 месяцев).
12.04.2010 г. осуществлена государственная регистрация Г.С. в качестве индивидуального предпринимателя, которая сохраняется.
На основании предоставленных Г.С. документов, осуществлено перечисление субсидий в соответствии с платежными поручениями от 20.04.2010 г. в сумме 58 800 руб., 26.05.2010 г. в размере 11 760 руб., 09.06.2010 г. в сумме 176 400 руб.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в течении трехмесячного срока, предусмотренного договором, КГКУ «Центр занятости населения города Канска» не направлял Г.С. безработных граждан для трудоустройства.
01.09.2010 г. Г.С. предоставил в КГКУ «Центр занятости населения города Канска» сведения о потребности в работниках, наличии вакантных мест, исходя из которого следует, что создано три вакантных места, на которые требуются работники.
09.09.2010 г. между Г.С. и КГКУ «Центр занятости населения города Канска» подписан акт о целевом использовании субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработным гражданам, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, в соответствии с которым сторонами подтверждено целевое использование в соответствии с бизнес планом денежных средств предоставленных в качестве субсидии в сумме 246 960 руб. Так же сторонами подтверждено трудоустройство одного безработного на одно из созданных рабочих мест.
Из содержания названного акта следует, что он является актом выполнения договорных обязательств по целевому использованию субсидии на организацию самозанятости и стимулированию создания безработными гражданами, открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Кроме того, из материалов дела следует, что КГКУ «Центр занятости населения города Канска» не представлено доказательств направления Г.С. работников в соответствии с договором и бизнес планом, в установленный срок.
В качестве указанных доказательств судебная коллегия не принимает направления на работу от 19.01.2011 г.. выданное Б., 10.11.2010 г., выданное С., поскольку вакантная должность на которую они направлялись была занята другим работником с 09.09.2010 г., на иные вакантные должности требовались мужчины, что отражено в бизнес плане.
Так же в качестве указанного доказательства судебная коллегия не принимает направление на работу от 08.11.2012 г. выданное Г.А., поскольку предоставлено за пределами срока действия обязанности по приему безработных на вакантную должность.
Обоснованно Г.С. не принята на работу Ю.Л., поскольку направление на работу выдано 04.05.2012 г. за пределами срока действия обязанности по приему безработных на вакантную должность, кроме того на вакантные должности требовались мужчины, что отражено в бизнес плане.
Более того, обоснованно отказано Г.С. в приеме на работы Д.В,, Р.Г., поскольку запрашиваемый кандидатами заработок не соответствовал предлагаемому работодателем.
Оценивая указанные обстоятельства, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о нарушении Г.С. условий договора от 30.03.2010 г., поскольку ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, создал вакантные рабочие места, использовал предоставленные денежные средства по целевому назначению, что подтверждается актом от 09.09.2010 г., кроме того, со стороны ответчика отсутствовали факты необоснованно отказа в приеме на работу безработных граждан, кроме того, созданное крестьянско-фермерское хозяйство существовало не менее установленного договором срока, регистрация ответчика в качестве индивидуального предпринимателя сохраняется. В свою очередь со стороны КГКУ «Центр занятости населения города Канска» допущено нарушение условий договора о сроке направления в течении трех месяцев безработных граждан для приема на работу, а так же направление для приема на работу граждан, несоответствующих предъявляемым требования в соответствии с бизнес планом.
При указанных обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу об исполнении Г.С. условий предоставления субсидии, что свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания с него денежных средств.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части взыскания с Г.С. денежных средств с отказом в удовлетворении исковых требований КГКУ «Центр занятости населения города Канска».
Вместе с тем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда в части отказа в удовлетворении встречного иска Г.С. о прекращении договора, поскольку прекращению полежит действующий договор, вместе с тем, действие договора от 30.03.2010 г. прекратилось в связи с исполнением сторонами обязательств, а так же в связи с истечением срока его действия.
На основании изложенного, руководствуюсь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Канского районного суда Красноярского края от 17 марта 2014 года изменить.
Указанное решение в части взыскания в пользу КГКУ «Центр занятости населения города Канска» с Г.С. денежных средств сумме 117 600 рублей, взыскании с Г.С. в доход бюджета государственной пошлины, отменить.
Рассмотреть исковые требования по существу.
Отказать в удовлетворении иска КГКУ «Центр занятости населения города Канска» к Г.С. о взыскании денежных средств сумме 117 600 рублей.
В остальной части решение Канского районного суда Красноярского края от 17 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Г.С. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: