Дело № 2-718/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 июля 2018 год г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Грибановой А.А.,
при секретаре Карахановой А.З.,
с участием прокурора Шестакова И.В.
представителей ответчика Комитета по управлению имуществом Нефедовой Ю.С., Чупиной М.И.,
представителя ответчика ООО «Санаторий-профилакторий «Изумруд», третьего лица ООО «Дор» Бирюковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чайковского городского прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения, Обществу с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Изумруд» о признании не соответствующим закону и недействительным решения о размещении объектов, признании незаконным бездействия ответчика, возложении обязанности,
установил:
Чайковский городской прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с иском к Комитету по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения (далее- КУИ администрации Чайковского ГП), Обществу с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Изумруд» (далее- ООО «СП «Изумруд», санаторий-профилакторий), указывая, что по результатам проведенной прокурорской проверки использования земельного участка ООО «СП «Изумруд» выявлены нарушения. Так, ДД.ММ.ГГГГ. КУИ администрации Чайковского ГП издано решение о размещении объектов № о предоставлении санаторию-профилакторию под благоустройство без права возведения объекта капитального строительства и изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью 30827 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проведенного осмотра территории указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что предоставленный участок расположен между территорией здания санатория и набережной Воткинского водохранилища, представляет собой лесопарковую зону, где растут зеленые насаждения. По границе участка имеется металлический забор, вход открыт только со стороны здания санатория-профилактория, иные входы закрыты. Наличие забора по периметру участка образует единую обособленную территорию санатория-профилактория, в решение № КУИ администрации Чайковского ГП в графе «размещение объекта» указано «благоустройство территории площадью 30827,0 кв.м.» Исходя из норм действующего законодательства, действия ООО «СП «Изумруд» по обустройству забора по периметру предоставленного для благоустройства участка противоречат Земельному и Лесному кодексам РФ, нарушают права МО «Чайковское городское поселение», неопределенного круга лиц – жителей и гостей города. В целях устранения выявленных нарушений, прокуратурой города в адрес ООО «СП «Изумруд» и КУИ администрации Чайковского ГП было направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ., которое отклонено.
Обращаясь с настоящим иском, Чайковский городской прокурор просит признать не соответствующим закону и недействительным решения КУИ администрации Чайковского ГП о размещении объектов № от ДД.ММ.ГГГГ.; признать незаконным бездействие КУИ администрации ФИО2 ГП по непринятию мер к ООО «СП «Изумруд» по устранению нарушений законодательства и понуждению последних осуществить демонтаж незаконно возведенного ограждения земельного участка площадью 30827 кв.м. с кадастровым номером №; возложить на ООО «СП «Изумруд» обязанность устранить препятствия для свободного прохода по территории городского леса и осуществить демонтаж забора незамедлительно после вступления в силу судебного решения.
Чайковский городской прокурор отказался от заявленных требований в части признания незаконным бездействия КУИ администрации Чайковского ГП по непринятию мер к ООО «СП «Изумруд» по устранению нарушений законодательства и понуждению последних осуществить демонтаж незаконно возведенного ограждения земельного участка площадью 30827 кв.м. с кадастровым номером №. Отказ от иска в указанной части принят судом, о чем вынесено отдельное определение.
В судебном заседании истец – заместитель прокурора Шестаков И.В. на требованиях иска настаивал, приводил доводы, изложенные в заявлении. В обосновании требований ссылался на положения п.3 ст.39.36 ЗК РФ, постановления Правительства ПК от 22.07.2015г. № 478-п, постановления Правительства РФ от 03.12.2014г. № 1300. Указал, что согласно п. 4 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установлении сервитута, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.12.2014г. № 1300 (далее- Перечень), к объектам, которые можно размещать на вышеназванных землях и земельных участках относятся элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы - беседки, веранды, навесы, фонари, урны для мусора, скамейки и мостики, приспособления для озеленения и др. В нарушение указанных норм решение № от ДД.ММ.ГГГГ. не соответствует утвержденной форме, не содержит наименование объекта благоустройства, заявление заявителя (ООО «СП «Изумруд») от ДД.ММ.ГГГГ. не содержит адресные ориентиры земельного участка или его кадастровый номер, не указаны предполагаемый срок и цели использования участка, какие объекты на нем планируется разместить, схема не содержит информацию о размещаемом объекте, не соответствует карте градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки территории МО «Чайковское городское поселение», сведениям государственного кадастра недвижимости. Полагал, что поскольку в связи с наличием указанных недостатков у КУИ администрации Чайковского ГП не имелось оснований для предоставления ООО «СП «Изумруд» земельного участка под благоустройство территории, то принятый нормативный акт – решение № от ДД.ММ.ГГГГ., как противоречащий закону, подлежит признанию недействительным. Действиями же самого санатория-профилактория, связанными с обустройством забора по периметру земельного участка, нарушают права неопределенного круга лиц – жителей и гостей города на свободное и беспрепятственное пребывание в городских лесах г.Чайковский. Оснований, предусмотренных лесным законодательством, при которых возможен запрет или ограничение пребывания граждан в лесах, не установлено. Возведенный забор подлежит демонтажу, в связи с чем просит возложить на ООО «СП «Изумруд» обязанность устранить препятствия для свободного прохода по территории городского леса незамедлительно после вступления в силу судебного решения.
Представители ответчика - КУИ администрации Чайковского ГП Нефедова Ю.С., Чупина М.И. с иском о признании незаконным решения не согласны. Представили суду письменные возражения с учетом их дополнений, поясняли, что в целях сохранения территории городских лесов Чайковского ГП в районе квартала лесонасаждений №, создания благоприятной обстановки для отдыха населения города, в рамках постановления Правительства ПК от 22.07.2015г. № 478-п, КУИ администрации Чайковского ГП ДД.ММ.ГГГГ. выдано решение о размещении объектов № о предоставлении ООО «СП «Изумруд» под благоустройство без права возведения объекта капитального строительства и изменения вида разрешенного использования земельный участок площадью 30 827 кв.м. с кадастровым номером №. В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в связи с проведением детских лагерей по рекомендации сотрудников правоохранительных органов в целях обеспечения безопасного пребывания несовершеннолетних, был ограничен доступ к 3 из 5 входов на территорию санатория-профилактория, 2 из 5 оснащены системами видеонаблюдения и открыты круглосуточно для неопределенного круга лиц. В настоящий момент по периметру, включая территорию здания санатория, имеется 5 свободных входы, предназначенных для пребывания граждан в чистой, благоустроенной территории, оборудованной элементами благоустройства и малыми архитектурными формами. Оспариваемое решение № от ДД.ММ.ГГГГ. соответствует Положению о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.07.2015г. № 478-п (далее- Положение). В графе «размещение объекта» указано не наименование объекта, а целевое использование земельного участка, согласно постановлению Правительства РФ от 03.12.2014г. № 1300, в графе «местоположение» указан адрес объекта недвижимости для благоустройства территории площадью 30827,0 кв.м. Заявление ООО «СП «Изумруд» было подано в соответствии с п.п. 4,5 Положения, утвержденного постановлением Правительства ПФ от 22.07.2015г. № 478-п, схема в приложении заявления соответствует требованиям п.6 указанного Положения. Кроме того, ссылались на наличие разработанного проекта освоения городских лесов, согласно которому возможно предоставление в аренду лесопарковых зон и городских лесов, а также отсутствие согласия КУИ администрации Чайковского ГП на монтаж металлического ограждения по периметру предоставленного для благоустройства земельного участка. Полагали, что оснований для признания оспариваемого решения КУИ администрации Чайковского ГП № от ДД.ММ.ГГГГ. не имеется, поскольку оно соответствует требованиям закона. (т.1 л.д.110-111,151).
В ходе судебного заседания позицию по иску к ООО «СП «Изумруд» изменили, полагали, что исковые требования о демонтаже забора подлежат удовлетворению, т.к. согласие на его обустройство, как и на проведение земляных работ, санаторием не получено. Он возведен самовольно, ограничивает права населения на использования зоны городских лесов, иск в части демонтажа подлежит удовлетворению.
Представитель ответчика - ООО «СП «Изумруд» и привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ООО «Дор» Бирюкова Ю.А. поддержала доводы письменных возражений. Указала, что ООО «Дор» является правообладателем нежилого здания санатория-профилактория «Изумруд», площадью 2885,7 кв.м., а также земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10000,0 кв.м., под зданием и прилегающей территорией, расположенные по адресу: <адрес>. Указанное имущество по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ., заключенному между ООО «Дор» и ООО «СП «Изумруд», предоставлено последнему во временное владение и пользование на правах аренды за плату сроком на 11 месяцев, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичные договоры аренды были заключены и в 2015, 2016 годах. Земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером №, расположенный за зданием ООО «СП «Изумруд» по адресу: <адрес>, санаторию-профилакторию не предоставлялся. КУИ администрации Чайковского ГП было выдано решение о размещении объектов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с п.3 ст.39.36 ЗК РФ, Федеральными законами от 25.10.2001г. № 317-ФЗ, от 27.07.2010г. № 210-ФЗ, постановлением Правительства ПК от 22.07.2015г. № 478-п без предоставления земельного участка и установления сервитута. Заявление главного врача ООО «СП «Изумруд» о предоставлении муниципальной услуги в отношении указанного земельного участка подано в соответствии с требованиями п.п.3-5, 4.5-4.7 Положения. Заявление содержит адресный ориентир земельного участка (номер кадастрового квартала, уточнение о расположении участка вблизи объекта недвижимости - ООО «СП «Изумруд»), цель использования (благоустройство территории). Сроки использования участка определены непосредственно в Положении и не могут изменяться произвольно. В прилагаемой к заявлению схеме, предусмотренной п. 6 Положения и составленной по форме, согласно приложению № к Положению, указан кадастровый номер участка - №, предполагаемого к использованию, а также его площадь. Описание границ данного участка и нанесение его границ на карту произведено на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между ООО «СП «Изумруд» и МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро». Полагает, что в связи с соблюдением требований действующего законодательства у КУИ администрации Чайковского ГП отсутствовали основания для отказа заявителю в предоставлении запрашиваемой муниципальной услуги в виде выдачи разрешения на размещение объектов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, о чем вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, указала, что согласно публичной карте рассматриваемый земельный участок относится к земельным участкам городских лесов, расположен в зоне Р-1 – зоне городских парков и скверов, набережных, о чем содержатся сведения в генплане МО «Чайковское городское поселение», утвержденном решением Думы Чайковского ГП от ДД.ММ.ГГГГ. №, карте градостроительного зонирования территории. Согласно ст.1 Правил землепользования и застройки МО «Чайковское городское поселение», утвержденных решением Думы Чайковского ГП от ДД.ММ.ГГГГ. №, благоустройство – деятельность, направленная на повышение физической и эстетической комфортности городской среды средствами инженерной подготовки территории, устройства внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, оград, оборудования мест отдыха, озеленения и т.п. Решение о размещении объектов от ДД.ММ.ГГГГ. № вынесено в отношении земельного участка площадью 30827 кв.м. с видом разрешенного использования – благоустройство территории, между КУИ администрации Чайковского ГП и ООО «СП «Изумруд» заключено соглашение на выполнение работ по содержанию территории МО «Чайковское городское поселение», в связи с чем санаторий-профилакторий принял на себя обязательства выполнять за свой счет работы по содержанию указанного земельного участка в соответствии с Правилами благоустройства территории МО «Чайковское городское поселение», утвержденных решением Думы Чайковского ГП от ДД.ММ.ГГГГ. № (далее- Правила благоустройства), соответственно вправе разместить элементы благоустройства на данной территории. В обосновании возражений ссылалась на п.п. 1.3, 1.32 Правил благоустройства, согласно которому границы содержания и уборки территории города физическими и юридическими лицами определяются в соответствии с границами предоставленного земельного участка и границами прилегающей территории, могут осуществляться самостоятельно владельцами или по договорам с иными организациями, а также нормы Лесного законодательства, которое регламентирует ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности, допуская возведение ограждение на территории лесопарковых зон. Указала, что ограничения – металлический забор имеет 5 проходов, 2 из них являются основными, все проходы обеспечены свободно открывающимися и закрывающимися дверями. В период работы летних оздоровительных лагерей меры по обеспечению безопасности несовершеннолетних, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев повышены, в силу требований п. 3.1 СанПиН 2.4.4.3155-13 «территорию детских лагерей по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений или другими ограждениями естественного происхождения», в связи с чем в период проведения прокурорской проверки временно были закрыты двери 3-х дополнительных проходов ограждения. При этом 2 свободных выхода функционировали в обычном режиме и не препятствовали доступу граждан на участок городских лесов. Полагала, что ООО «СП «Изумруд» нарушений прав неопределенного круга лиц не допущено, требования о демонтаже ограждения и возложении такой обязанности необоснованны, удовлетворению не подлежат (т.1 л.д.118-125).
Дополнительно пояснила, что поскольку между Комитетом по управлению имуществом и ООО «СП «Изумруд» заключено соглашение на выполнение работ по содержанию территории, то в соответствии с Правилами благоустройства территории вправе разместить элементы благоустройства, к которым относятся и ограждения (заборы). Для его возведения дополнительного разрешения не требуется. Силами работников ООО «СП «Изумруд» были возведено ограждение по периметру земельного участка с использованием материалом за счет средств ответчика.
Заслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ).
В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
Статьей 39.36 ЗК РФ регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014г. № 1300 (в ред. от 03.12.2014г., действующей на момент возникновения правоотношений) утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В силу п. 4 данного Перечня, к объектам, которые можно размещать на вышеназванных землях и земельных участках относятся элементы благоустройства территории.
Порядок и условия размещения указанных объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).
В соответствии с указанной нормой, Правительством Пермского края издано постановление от 22.07.2015г. № 478-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (в ред. от 22.07.2015г., действующей на момент возникновения правоотношений).
Так, согласно п. 3 указанного Положения для размещения на землях или земельных участках объектов заинтересованное лицо обращается в Уполномоченный орган с заявлением о размещении объектов.
В заявлении должны быть указаны, в т.ч. адресные ориентиры земель или земельного участка, на которых планируется размещение объектов, или кадастровый номер земельного участка; предполагаемый срок использования земель или земельного участка (срок использования земель или земельного участка не может превышать срок размещения и эксплуатации объектов); цель использования земель, земельного участка или части земельного участка с указанием размещаемых объектов (п.п. 4.5-4.7 Положения).
К заявлению прилагаются, в т.ч. схема предполагаемых к использованию земель или части земельного участка, на которых планируется размещение объектов. Схема составляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, в масштабе 1:500 с использованием сведений государственного кадастра недвижимости (п.п. 5-6 Положения).
Судом установлено следующее:
ДД.ММ.ГГГГ. ООО «СП «Изумруд» обратилось в адрес Главы Чайковского ГП с заявлением о предоставлении из состава земель населенных пунктов в кадастровом квартале № во временное пользование земельный участок площадью 30 827,0 кв.м., с разрешенным использованием – благоустройство территории без права возведения капитального строительства и без права изменения вида разрешенного использования, расположенный по адресу: <адрес>. К заявлению приложена схема предполагаемых к использованию земель (т.1 л.д.23).
КУИ администрации Чайковского ГП ДД.ММ.ГГГГ. принято Решение о размещении объектов №, согласно которому уполномоченный орган разрешает Заявителю (ООО «СП «Изумруд») размещение объекта - благоустройство территории площадью 30827,0 кв.м. на землях - из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером №, на срок – на период эксплуатации объекта, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – благоустройство территории без права возведения объекта капитального строительства и без права изменения вида разрешенного использования (т.1 л.д.24-25).
Между КУИ администрации Чайковского ГП и ООО «СП «Изумруд» ДД.ММ.ГГГГ. заключено соглашение на выполнение работ по содержанию территории МО «Чайковское городское поселение», в силу п.п.. 1.1, 4.2 которого Исполнитель принимает на себя обязательства выполнять за свой счет работы по содержанию на территории кадастрового квартала №, площадью 30 827,0 кв.м. (часть земельного участка с кадастровым номером №), с местоположением: <адрес> действия соглашения определен на период эксплуатации объекта. Соглашением предусмотрено уборка территории, очистка, окраска, установка малых архитектурных форм, уход за деревьям, кустарниками, покос травы, снос кустарников, посадка деревьев, кустарников, обеспечение чистоты пешеходных дорожек, сохранность и уход за зелеными насаждениями, полив, рыхление почвы. (т.1 л.д.36-38)
Между ООО «СН «Изумруд» и МУП «Чайковское земельное кадастровое бюро» заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому Подрядчик выполнил работы по подготовке Схемы границ земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: <адрес>, включающие в себя в т.ч. описание границ земельного участка с кадастровым номером №, нанесение его границ на дежурную карту. Согласно схеме предполагаемых к использованию земель или части земельного участка, участок расположен в территориальной зоне – Р-2, его площадь составляет 30 681,0 кв.м. Границы участка установлены в соответствии координатами МСК-59 по следующим точкам: <данные изъяты> (т.1 л.д.27-28, т.2 л.д.123).
ДД.ММ.ГГГГ. заместителем Чайковского городского прокурора в адрес Главы Чайковского ГП вынесен протест о несоответствии вынесенного решения № от ДД.ММ.ГГГГ. требованиям закона, устранении нарушений (т.1 л.д.31-33).
ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией Чайковского ГП направлен ответ о рассмотрении указанного протеста с указанием на отсутствие нарушений закона при вынесении решения № от ДД.ММ.ГГГГ. (т.1 л.д.34-35)
На основании обращения гр. Садыковой С.М. от ДД.ММ.ГГГГ., с учетом писем Аппарата Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. и Прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ., Чайковским городским прокурором вынесено решение о проведении проверки законности и обоснованности предоставления ООО «СП «Изумруд» и использования земельного участка площадью 30 827 кв.м. (т.1 л.д.10-20)
ДД.ММ.ГГГГ. в результате проверки, проводимой с использованием средств фотофиксации, установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, предоставленный ООО «СП «Изумруд» для благоустройства, представляет собой лесопарковую зону, по всему периметру, включая территорию здания, имеет металлический забор, фактически вход открыт только со стороны здания санатория-профилактория. При осмотре ограждения со стороны ул. Кабалевского имеется дверь из того же материала, что и забор, которая заперта на замок, содержит вывеску. Аналогичная дверь имеется со стороны набережной Воткинского водохранилища, которая также закрыта. По периметру границы участка, проходящей внутри лесопарковой зоны, обнаружены вкопанные в землю и спиленные под основание остатки металлических столбов, по которым прослеживается внутренняя граница участка. По данным осмотрам вынесен акт проверки (т.1 л.д.42-56).
Аналогичный акт с фототаблицей составлен на ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 143-147).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации Чайковского ГП, ООО «СН «Изумруд» вынесено представление об устранении нарушений лесного законодательства, проведении демонтажа ограждений земельного участка (т.1 л.д.57-64).
Представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ. рассмотрено Администрацией Чайковского ГП, ООО «СН «Изумруд», требование об устранении нарушений не исполнено (т.1 л.д.65-72).
Чайковский городской прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, просит признать не соответствующим закону и недействительным решение КУИ Администрации Чайковского ГП о размещении объектов № от ДД.ММ.ГГГГ., силой судебного решения возложить на ООО «СП «Изумруд» обязанность устранить препятствия для свободного прохода по территории городского леса и осуществить демонтаж забора незамедлительно после вступления в силу настоящего судебного акта.
Требования иска подтверждает показаниями свидетелей Садыковой С.М., Тиканова К.В., Спирякова А.Г.
Так свидетель Садыкова С.М. пояснила суду, что являлась инициатором сбора подписей для обращения с письмом в органы местного самоуправления о незаконности возведенного забора вокруг территории санатория-профилактория вдоль набережной. Пояснила, что до установки забора жители могли заниматься группами и индивидуально на занятой территории, пользовались активно данной лесопарковой зоной. Теперь там установлен забор, который ограничивает огромную территорию, ущемляя тем самым права многих жителей города на достойное место отдыха. В зимний период пришлось вызволять ребенка, который не смог выйти, обращались в полицию.
Свидетель Тиканов К.В. пояснил, что проживает рядом с лесопарковой зоной, ограждение вокруг санатория-профилактория появилось в 2016-2017 г., чем в значительной степени ограничило передвижение жителей города. Теперь, чтобы прогуляться, необходимо обходить указанное ограждение, а это несколько гектаров земли и значительная потеря времени. Неудобство создают и обустроенные входы/выходы с территории, поскольку в большинстве своем закрыты на замок. На территории занимались несколько групп здоровья, в том числе детских. Там была пересеченная местность для бега, овраги выровняли. Часть деревьев свели, было много погибших птичьих гнезд. Была песчаная территория со спортивной площадкой, которая осталась за забором. Территория санатория ранее была огорожена забором по периметру, но его убрали с двух сторон, со стороны лесопарковой зоны, и установили новый забор на 4 ГА. Было несколько случаев, что люди не могли выйти с территории, т.к. калитки закрыты и их мало.
Свидетель Спиряков А.Г. суду пояснил, что с октября 2014г. по июнь 2016г. работал председателем КУИ администрации Чайковского ГП. Решение № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в рамках обращения ООО «СП «Изумруд», целью благоустройства была установка урн, скамеек и организация площадок вдоль береговой зоны. Данный земельный участок относится к зоне городских лесов, вопрос о предоставлении участка как объекта недвижимости не рассматривался, установка забора не согласовывалась. Возведенное металлическое ограждение действительно нарушает права граждан на пользование лесопарковой зоной, имелись случаи, когда калитки в заборе были закрыты и люди не могли выйти с территории. Полагал, что со стороны ООО «СП «Изумруд» такие действия являются злоупотребление правом. После жалоб жителей, выясняли у Фоминых, который является учредителем Изумруда и депутатом Думы по установке забора, он сказал, что забор установлен временно только на период выполнения работ по благоустройству.
Суд находит состоятельным довод истца о незаконности принятого КУИ Администрации Чайковского ГП решения о размещении объектов № от ДД.ММ.ГГГГ. в силу следующего.
На основании договора купли-продажи помещений от ДД.ММ.ГГГГ., договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ., акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. к решению № единственного учредителя ООО «Дор», решения № единственного учредителя ООО «Дор» и дополнения к нему от ДД.ММ.ГГГГ., Общество с ограниченной ответственностью «Дор» (ИНН №, ОГРН №) является правообладателем нежилого четырехэтажного с цокольным этажом кирпичного здания санатория-профилактория «Изумруд», общей площадью 2 885,7 кв.м., а также земельного участка под ним с кадастровым номером №, площадью 1000,0 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Дор» и ООО «СП «Изумруд» заключен договор аренды здания и земельного участка, по условиям которого Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование на правах аренды за плату указанное недвижимое имущество на срок 11 месяцев, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Право аренды здания и земельного участка передается без каких-либо обременений.
Аналогичные договоры аренды заключались сторонами в ДД.ММ.ГГГГ с аналогично установленным сроком действия – 11 месяцев, что свидетельствует о срочности заключенных договоров аренды (т.2. л.д.133-138, т.1 л.д.148-150).
В силу действия п.п. 4.6, 8.3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 22.07.2015г. № 478-п (в ред. от 22.07.2015г.), разрешение на размещении объектов благоустройства выдается на срок использования земель или земельного участка, при этом срок использования земель или земельного участка не может превышать срок размещения и эксплуатации объектов.
Самостоятельность местного самоуправления не является абсолютной, поскольку органы местного самоуправления обязаны принимать муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
Установив не соответствие решения КУИ администрации Чайковского ГП № от ДД.ММ.ГГГГ. имеющему большую силу нормативному правовому акту - постановлению Правительства Пермского края от 22.07.2015г. № 478-п, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого ненормативного акта органа местного самоуправления, затрагивающего права неопределенного круга лиц.
Суд не соглашается с мнением прокурора об отнесении оспариваемого Решения № к нормативно-правовому акту, т.к. он не отвечает критерию неоднократности применения в отношении неопределенного круга лиц.
Удовлетворяя исковые требования о признании Решения № незаконным, суд исходит из того, что ст.39.33 Земельного кодекса РФ определяет случаи, при которых использование земельного участка осуществляется на основании разрешения органа местного самоуправления. Как установлено, благоустройство территории к таким случаем не относится. Кроме того, в перечне установленных самостоятельных видов разрешенного использования земельных участков такой вид как «благоустройство территории» отсутствует. Его установление возможно, как условный, либо условно-разрешенный.
Согласно ч. 1 ст. 39.33 Змемельного кодекса РФ (действующей с 1 марта 2015 года), использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Законом не предусмотрено использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута в целях благоустройства иным образом, чем размещение элементов благоустройства территории.
Принятое Решение №, как и заявление ООО «СП «Изумруд», не содержит сведений для размещения каких объектов, в том числе элементов благоустройства на испрашиваемом земельном участке, оно выдано.
Установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ с ООО «СП «Изумруд» собственником земельного участка, заключен договор аренды прилегающего земельного участка сроком на 11 месяцев. При отсутствии указания объекта, Решение № фактически является бессрочным, т.е. без учета срока заключенного договора аренды.
Кроме этого, согласно схеме, приложенной к Решению №, площадь земельного участка установлена 30681,0 кв.м (т. 1 л.д. 28), а Решение № выдано на территорию участка площадью 30 827 кв.м.
Таким образом, Решение № не соответствует, как случаям, для которых оно выдается, так и схеме предполагаемых к использованию земель (Приложение № 1), установленных ч. 1 ст. 39.33, п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ от 03.12.2014 г. № 1300, поэтому является незаконным.
Решение №, не соответствует Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. № 1300 в целях развития ч. 1 ст. 39.33, п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, поскольку в нем предусмотрены определенные объекты, для размещения которых может использоваться участок, а не виды деятельности, которые могут осуществляться на участке без его предоставления. Проведение работ по благоустройству территории и поддержанию ее в благоустроенном виде представляет собой вид деятельности, не указанный в перечне.
Из Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 г. № 1300, Перечень видов объектов закрытый, и на 10 мая 2016 года и состоял из 15 пунктов конкретных объектов, в том числе «элементы благоустройства» (п. 4).
В соответствии в п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, п. 14 ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 1 июля 2009 г. № 463-ПК «О полномочиях органов государственной власти Пермского края в сфере земельных отношений» Постановлением Правительства Пермского края утверждено Положение «О порядке и условиях размещения объектов за землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение о размещении объектов по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению. Решение о размещении объектов не дает право на строительство и (или) реконструкцию объектов, не указанных в решении о размещении объектов.
Таким образом, Решение № не содержит наименование объекта в соответствии с требованиями принятых актов Правительства РФ и Правительства Пермского края.
Мнение ответчиков о том, что для установки элементов благоустройства на усмотрение заявителя, принятия решения органом местного самоуправления не требуется, не соответствует положениям приведенного выше законодательства. Абзацем 3 пункта 8 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края № 478-п, установлен прямой запрет на строительство объектов, не указанных в решении.
Заявление ООО «СП «Изумруд» от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 23) в нарушение пунктов 3-5 Положения к Постановлению Правительства Пермского края не содержит адресные ориентиры земельного участка (указан лишь кадастровый квартал), предполагаемый срок использования земельного участка, цель использования с указанием размещаемых объектов. Приложенная схема не соответствует утвержденной форме, а именно не содержит информацию о размещаемом объекте, содержит информацию о виде разрешенного использования земельного участка, который не соответствует карет градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки территории муниципального образования «Чайковское городское поселение», сведениям государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 9 Положения, если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3-5 Положения, принимается решение об отказе в размещении объектов.
Требования прокурора в части признания незаконным Решения КУИ Администрации Чайковского ГП о размещении объектов № от ДД.ММ.ГГГГ., обоснованы, подлежат удовлетворению.
Ввиду признания не соответствующим закону Решение КУИ Администрации Чайковского ГП о размещении объектов № от ДД.ММ.ГГГГ., суд признает и незаконными действия ООО «СП «Изумруд» по возведению металлического ограждения, препятствующего свободному проходу по территории городского леса.
Крое этого, согласно п. 21 ст. 3 Устава МО «Чайковское городское поселение» к вопросам местного значения Чайковского городского поселения относится утверждение Правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Решением Думы Чайковского ГП от ДД.ММ.ГГГГ. № приняты Правила благоустройства территории МО «Чайковское городское поселение» (далее- Правила).
В соответствии с подп. 1.41.6 Правил на территории Чайковского ГП В редакции на момент обустройство забора), запрещается в т.ч. самовольно устанавливать строительные леса, ограждения, заборы. (т.2 л.д.98-121). Аналогичные положения сохранены и в последующем.
Из материалов дела и пояснений сторон установлено, что ООО «СП «Изумруд» разрешения на установку забора по периметру земельного участка площадью 30 681 кв.м. с кадастровым номером №, для благоустройства территории, не имеет, такое разрешение КУИ Администрации Чайковского ГП и Администрацией Чайковского ГП не выдавалось. Обустройство забора также не предусмотрено и договором, заключенным между ответчиками (т. 1 л.д. 38).
Доводы ответчика ООО «СП «Изумруд» о том, что такое разрешение не требуется, основано на неверном применении закона.
Доводы представителя ответчика об использовании земельного участка исключительно для благоустройства опровергаются исследованными в суде доказательствами.
В своих письменных возражениях представитель ответчика ООО «СП «Изумруд» указала, что в соответствии с нормами антитеррористического, санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства выполнило мероприятия по ограничению свободного передвижения по территории используемой детским лагерем с целью обеспечения безопасности детей (т. 1 л.д. 124).
Из чего следует, что ответчик ООО «СП «Изумруд» использует земельный участок детским лагерем, т.е. с коммерческой целью.
Более того, фактически признало, что возведенное ограждение обустроено для ограничения передвижения.
Данные обстоятельства подтверждаются и допрошенными свидетелями, о том что входы и выходы на всей площади перекрыты, за исключением калитки со стороны входа в санаторий-профилакторий.
ООО «СП «Изумруд» ранее был огорожен забором по периметру земельного участка, находящегося в собственности, площадью 10 000 кв.м.. В 2017 году забор с двух сторон был сведен и территория расширена до 30 681 кв.м. При этом суду не представлено каких-либо доказательств, что ответчиком были установлены какие-либо элементы благоустройства (скамейки, урны, скамейки и т.д.).
Ссылки представителя ответчика ООО «СП «Изумруд» на противопожарное и антитеррористическое законодательство, не состоятельны. Обеспечение безопасности пребывания детей предусматривает такую обязанность на территории, находящейся во владении ответчика. Земельный участок площадью 30 681 кв.м на каком-либо праве ответчику не передавался и не должен использоваться исключительно в собственных целях.
В пункте 2.2 Правил благоустройства территории МО «Чайковское городское поселение» установлено, что благоустройство- это комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории Чайковского городского поселения, то есть это деятельность, целью которой является достижение комфортных условий пребывания граждан.
Выполнение благоустройства, вопреки мнению ответчика ООО «СП «Изумруд» предусматривает достижение комфортных условий пребывания граждан муниципального образования, а не только лиц, пользующихся услугами ответчика.
Не состоятельны доводы представителя ответчика о возможности обустройства ограждения в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в силу ст. 11 Лесного кодекса РФ. Ответчик не относится к лицам, которые вправе вводить такие ограничения. А также установленные ограждения в целях охраны, не отвечает целям, для которых участок испрашивался - благоустройство.
Самовольное установление ограждения ООО «СП «Изумруд» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, является препятствием для свободного прохода по территории городского леса.
Наличие открытых калиток, а в летний период одной со стороны входа в санаторий, правового значения не имеет. Само по себе наличие забора высотой около двух метров препятствует свободному доступу к местам общего пользования, чем нарушает права и интересы неограниченного круга лиц.
Свободное пребывание в лесопарковой зоне подлежит восстановлению путем демонтажа незаконно возведенного ограждения. Учитывая, что ограждение возведено ООО «СП «Изумруд», то на него и должна быть возложена обязанность по демонтажу.
Вместе с тем, необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Границы земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000,0 кв.м., расположенным под нежилым четырехэтажным с цокольным этажом кирпичным зданием санатория-профилактория «Изумруд», общей площадью 2 885,7 кв.м., по адресу: <адрес>, принадлежащего ООО «Дор» на праве собственности и предоставленного в аренду ООО «СП «Изумруд», установлены в соответствии с координатами МСК-59 по точкам: <данные изъяты>.
Возложение обязанности по сносу забора по двум сторонам земельного участка, принадлежащего ООО «Дор» на праве собственности (точки 4-9, т. 2 л.д. 123) не основано на законе. Более того, по указанным координатам забор сведен в 2017 году. В этой части исковые требования не подлежат удовлетворению.
Металлический забор подлежит демонтажу только в той части, которой препятствует свободному проходу по территории городского леса, т.е. по периметру земельного участка с кадастровым номером № площадью 30 681,0 кв.м. по границе в соответствии координатами МСК-59: с точки <данные изъяты> по точку <данные изъяты>, с точки <данные изъяты> по точку <данные изъяты>, согласно схемы, составленной кадастровым инженером Долинкиным В.В. (т.2 л.д.123).
Учитывая требование Чайковского городского прокурора, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ООО «СП «Изумруд» обязанности принять меры по устранению препятствия для свободного прохода по территории городского леса и осуществить демонтаж возведенного ограждения по указанным координатам.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным Решение комитета по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения о размещении объектов № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Изумруд» под благоустройство без права возведения объекта капитального строительства и изменения вида разрешенного использования земельного участка площадью 30 827 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Санаторий-профилакторий «Изумруд» устранить препятствия для свободного прохода по территории городского леса и осуществить демонтаж возведенного ограждения земельного участка площадью 30 681 кв.м с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> согласно схемы, составленной кадастровым инженером Долинкиным В.В., по границе в соответствии координатами МСК-59:
с точки <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
по точку <данные изъяты>,
с точки <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
По точку <данные изъяты>
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд.
Судья: А.А. Грибанова