ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2016 года по делу № 33-3760/2016
Судья Гаджиев А.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего – судьи Устаевой Н.Х.,
судей Алиевой Э.З. и Багаутдиновой Ш.М.,
при секретаре Джамалдиновой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арсланмурзаева Я. Э. к Администрации МО «город Хасавюрт» о восстановлении в очереди на получение жилья и обязании администрации МО «город Хасавюрт» включить его в список получателей субсидий на жилье и представить сформированное для получения жилья дело в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан по апелляционной жалобе представителей истца по доверенности Умаева М.А. и Рабаданова Р.А. на решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 10 июня 2016 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Арсланмурзаева Я. Э. к Администрации МО «город Хасавюрт» о восстановлении в очереди на получение жилья и обязании администрации МО «город Хасавюрт» включить его в список получателей субсидий на жилье и представить сформированное для получения жилья дело в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан — отказать».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., объяснения представителей истца – адвокатов Рабаданова Р.А. и Умаева М.А., просивших решение суда первой инстанции отменить и исковые требования Арсланмурзаева Я.Э. удовлетворить, судебная коллегия
Установила:
Арсланмурзаев Я.Э. обратился в Хасавюртовский городской суд с иском к Администрации МО «город Хасавюрт» о восстановлении в очереди на получение жилья и обязании администрации МО «город Хасавюрт» включить его в список получателей субсидий на жилье и представить сформированное для получения жилья дело в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, ссылаясь на то, что он является инвалидом второй группы, инвалидность связана с ликвидацией последствий аварий на Чернобыльской АЭС.
Государственной жилищной программой для инвалидов чернобыльцев предусмотрено улучшение жилищных условий ему как инвалиду Чернобыльцу.
Распоряжением администрации г.Хасавюрт от <дата> за № на основании решения жилищной комиссии от <дата> пр.№ он был включен в список в очередь на улучшение жилья.
Распоряжением администрации г.Хасавюрт от <дата> ему выделен земельный участок и исключен из очереди лиц на получение субсидий на улучшение жилищных условий.
Сам по себе земельный участок не является субсидией на улучшение жилищных условий, так как по государственной жилищной программе ему и его семье положено по 18 квадратных метров жилья на каждого члена семьи.
С учетом указанных обстоятельств, просит восстановить его в очереди лиц на получение жилья и обязать администрацию МО «город Хасавюрт» включить его в список получателей субсидий на жилье и представить сформированное для получения жилья дело в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представители истца просят отменить решение суда по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Кроме того, ссылается на то, что сам по себе земельный участок не является субсидией на улучшениежилищных условий. По государственной жилищной программе ему и его семьеположено по 18 квадратных метров жилья на каждого члена семьи, а не по 18 квадратных метров земли.
Согласно Правилам обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненных к ним лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 866 «О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условии граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц» формирование списков граждан-получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления, в которых эти граждане встали на учет до 1 января 2005 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Отделом учета и распределения жилья было установлено, что он со своей семьей нуждается в улучшении жилищных условий, в связи, с чем его и поставили на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Кроме того, ответчик также не возражал против удовлетворения заявленных им исковых требований.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривал для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты; для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью.
На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N 511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675).
Такое регулирование имело целью создание для данной категории граждан льготных условий реализации конституционного права на жилище, а основанием для бесплатного внеочередного или первоочередного предоставления жилья за счет средств федерального бюджета выступало наличие у гражданина специального правового статуса пострадавшего от воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой, которым, в свою очередь, обусловливается соответствующая конституционно-правовая обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты.
В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а принятые на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2004 года N 866, согласно которому основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья).
Тем самым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации ее последствий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было предоставлено право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 и действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 133), предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья (жилищные субсидии).
Следовательно, введенная в процессе реформирования системы социальной защиты денежная форма предоставления инвалидам-чернобыльцам и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем, сохраняется в отношении тех, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Из изложенного следует, что для правильного разрешения спора имеют значение следующие обстоятельства:
- состоял ли Арсланмурзаев Я.Э. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 1 января 2005 года,
- был ли Арсланмурзаев Я.Э. нуждающимся в улучшении жилищных условий в период с 1995 г. по 2005 год в соответствии с действующим на этот период жилищным законодательством;
- какими доказательствами, отвечающими требованиям ст.ст.59,60 ГПК РФ, подтверждается нуждаемость в улучшении жилищных условий Арсланмурзаева Я.Э. в юридически значимый период.
Как усматривается из материалов дела, Арсланмурзаев Я.Э. распоряжением администрации г.Хасавюрт от <дата> за № на основании решения жилищной комиссии от <дата> пр.№ был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь.
Распоряжением администрации г.Хасавюрта от <дата> Арсланмурзаеву Я.Э. был выделен земельный участок (л.д. 6 и 9).
Из письма Администрации МО городской округ «город Хасавюрт» от <дата> за № усматривается, что на день написания письма Арсланмурзаев Я.Э. не состоит на учете граждан, принятых в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Однако, доказательств, подтверждающих дату его снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и причину снятия с учета, суду не представлено.
Судом достоверно установлено, что по состоянию на 1 января 2005 года Арсланмурзаев Я.Э. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял.
В материалах дела не имеются доказательства, свидетельствующие о том, что в период до указанной даты имелся спор между Арсланмурзаевым Я.Э. и администрацией г. Хасавюрта о его праве на нахождение на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доказательства того, что после получения в 1995 году земельного участка Арсланмурзаев Я.Э. на протяжении 20 лет предъявлял какие-либо претензии к ответчику по поводу нерешенности своего жилищного вопроса, также суду представлены не были.
Довод апелляционной жалобы о том, что представитель ответчика признавала их исковые требования, нельзя признать состоятельным и влекущим отмену решения суда по тем основаниям, что удовлетворение иска Арсланмурзаева Я.Э. и восстановление его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года порождает у истца право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации и за счет средств федерального бюджета, а Махмудова Г.А. не наделена полномочиями совершать процессуальные действия в интересах указанных органов.
Кроме того, признание иска судом в предусмотренном процессуальном порядке не принято.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 10 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: