12-100/2016
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Нижневартовск 16 февраля 2016 года
Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области Иванишина О.С.,
с участием представителя юридического лица АО «Самотлорнефтегаз» Селезнева В.И., действующего по доверенности № от <дата>,
представителя государственной инспекции труда в ХМАО-Югре Волковой Ю.П., действующей по доверенности № от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу, поданную представителем юридического лица АО «Самотлорнефтегаз» Селезневым В.И., на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенным государственной инспекцией труда в ХМАО-Югре от <дата>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №-ПП/2015-1/384/138/231/135 о назначении административного наказания от <дата>, вынесенным главным государственным инспектором труда в г.Нижневартовске Соломко А.В., юридическое лицо Акционерное общество «Самотлорнефтегаз» привлечено к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об АП и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110000 рублей, за нарушение норм действующего трудового законодательства, выразившиеся в допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверке знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.
Представитель АО «Самотлорнефтегаз» Селезнев В.И., обратился в суд с жалобой на указанное постановление, которое просит отменить, направить дело на новое рассмотрение, указав на то, что при вынесении постановления не были выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного, полного и всестороннего рассмотрения дела. В результате проведенной проверки государственный орган установил факты нарушения Обществом требований трудового законодательства, и оформил в отношении Общества 64 протокола и вынесено 64 постановления. Общество считает, что государственным органом неправомерно возбуждены отдельные производства об административных правонарушениях и оформлены отдельные протоколы по выявленному в ходе проверки факту нарушения Обществом трудового законодательства, поскольку все факты нарушений выявлены в ходе проведения одной плановой выездной проверки, все выявленные правонарушения допущены одним юридическим лицом (АО «Самотлорнефтегаз»). Кроме того, все возбужденные по результатам проверки дела об административных правонарушениях подведомственны одному государственному органу и рассмотрены одним должностным лицом. Считают, что должностное лицо государственной инспекции при поступлении одновременно 64 протоколов об административных правонарушениях, должно было вынести одно постановление о назначении административного наказания в порядке части 2 ст.4.4 КоАП РФ и вынести соответствующий штраф. Однако, Общество многократно привлечено к ответственности с вынесением наказания в виде штрафа, общая сумма которых превышает 5 миллионов рублей, по выявлению одинаковых нарушений, предусмотренных ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Представитель юридического лица Общества «Самотлорнефтегаз» Селезнев В.И., в судебном заседании на доводах жалобы настаивал в полном объеме. Пояснив, что Общество полностью признает свою вину в нарушении норм трудового законодательства, но считает, что рассмотрение в отдельном производстве фактов нарушений, допущенных Обществом, искусственно создает множественность правонарушений, что не соответствует целям и задачам административного законодательства.
Представитель государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Волкова Ю.П., просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, так как считает, что вынесенные постановления являются правомерными и наказание должно Общество нести за каждое выявленное правонарушение отдельно.
Судья, проверив доводы, изложенные в жалобе, выслушав представителя юридического лица, представителя государственной инспекции труда, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверке знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами административного дела, что на основании распоряжения от <дата>, государственной инспекцией труда в ХМАО-Югре в отношении АО «Самотлорннефтегаз», по адресу: г. Нижневартовск, <адрес>, проведена плановая выездная проверка.
По результатам проведенной проверки установлено, что юридическим лицом АО «Самотлорнефтегаз» выявлены нарушения норм трудового законодательства, выразившиеся в том, что работниками не пройдено обучение и проверка знаний правил и норм охраны труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в нарушение ст.212, 225 ТК РФ; п.2.3.2. «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» Постановление Минтруда России № от <дата>, а также в нарушение ст.ст.69, 212 ТК РФ, приказа Минздравсоцразвития от <дата> №н установлены лица, принятые на работу без предварительного медицинского осмотра.
На основании выявленных нарушений главным государственным инспектором труда, Соломко А.В., в отношении АО «Самотлорнефтегаз» возбуждено 45 дел об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых вынесено 45 постановлений от <дата> о назначении административных наказаний в виде штрафа в размере 110000 рублей по каждому постановлению.
Главным государственным инспектором труда в подтверждение, что АО «Самотлорнефтегаз» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в постановлении в качестве доказательств: протоколы об административном правонарушении от <дата> о выявлении административных правонарушениях, акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от <дата> и предписание от <дата>. Поскольку доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности АО «Самотлорнефтегаз» в совершении административного правонарушения. Кроме того, юридическое лицо не отрицает факт совершения административного правонарушения и признает свою вину.
Утверждения, изложенные государственным инспектором труда, в судебном заседании, в части невозможности применения государственным органом положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ о назначении административного наказания, поскольку Общество совершило несколько административных правонарушений, за каждое из которых должно быть подвергнуто административному наказанию в соответствии с ч.1 ст.4.4 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, при идеальной совокупности, то есть при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции той статьи, которой предусмотрено более строгое административное наказание.
В данном случае нарушения требований законодательства о труде и об охране труда допущено Обществом в форме бездействия, и рассмотрение 45 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении АО «Самотлорнефтегаз» подведомственно одному должностному лицу – главному государственному инспектору труда, заместителю начальника отдела Соломко А.В., который <дата> вынес 45 постановлений о привлечении «Самотлорнефтегаз» к административной ответственности за указанные правонарушения.
Однако, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от <дата> № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
В силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Таким образом, юридическое лицо было многократно привлечено к административной ответственности в виде штрафа за одно и тоже правонарушение в области трудового законодательства, имеющее один состав административного правонарушения. Данное нарушение норм административного законодательства является существенным и влечет отмену вынесенного постановления.
На основании изложенного, доводы жалобы заявителя АО «Самотлорнефтегаз» об объединении рассмотренных дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, по постановлениям Главного государственного инспектора труда от <дата> в одно производство и назначении АО «Самотлорнефтегаз» административного наказания по правилам ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, являются правильными.
В соответствии ст.30.7 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу, поданную представителем юридического лица АО «Самотлорнефтегаз» Селезневым В.И., удовлетворить.
Постановление №-ПП/2015-1/384/138/231/135 главного государственного инспектора труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре от <дата> в отношении юридического лица Акционерного общества «Самотлорнефтегаз», по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение в орган, вынесший постановление.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры через Нижневартовский городской суд.
Судья О.С. Иванишина