Решение по делу № 33-4733/2015 от 31.08.2015

Судья Вдовиченко С.В. дело № 33-4733/2015 Дело № 33-4733/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тебеньковой Л.Г.,

судей Нагорновой О.Н. и Слободянюк Т.А.

при секретаре Глобу Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании 7 сентября 2015 года дело по апелляционной жалобе И на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 8 июня 2015 года, по которому

в удовлетворении исковых требований И к администрации МО ГО «...» о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, восстановлении в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с датой первоначальной постановки на учет - <Дата обезличена> года - отказано.

Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

И обратилась в суд с иском к АМО ГО «... о признании за ней права на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и восстановлении в соответствующей очереди, полагая, что само по себе наличие у члена ее семьи – сына ... жилого помещения в Московской области, о котором она не знала и не была обязана знать, не свидетельствует о предоставлении истцом ответчику недостоверных сведений и не должно влечь за собой лишения её права на переселение за пределы РКС в предусмотренном для этого законом порядке.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Министерство архитектуры и строительства ..., ИС., ИИ. и постановил приведенное решение.

Об отмене решения просит И., доводы апелляционной жалобы которой сводятся к тем же основаниям, что и были заявлены в иске.

В суд апелляционной инстанции стороны и третьи лица, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились.

От Минарстроя ... поступили возражения на апелляционную жалобу И

Иных ходатайств и заявлений от сторон до начала судебного заседания не поступило.

Препятствий для рассмотрения дела не установлено.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Установлено, что первоначально в очереди на получение жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учет <Дата обезличена> года по месту работы ОАО «...» состоял супруг истца – ...., умерший <Дата обезличена>.

После смерти ... его очередь была сохранена и <Дата обезличена> года переведена на истца по категории «пенсионеры» с составом семьи 4 человека: ...).

В ... годах И. подавались заявления о выделении ей государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории г.... на заявленный состав семьи.

<Дата обезличена> года И также оформила подобное заявление на получение сертификата выпуска ... года.

При проверке представленного для оформления и выдачи И социальной выплаты пакета документов <Дата обезличена> Минархстроем ... было установлено, что истец при переучете предоставляла в адрес ответчика недостоверные сведения, а именно: не сообщила администрации о приобретении заявленным членом ее семьи ИВ жилого помещения за пределами РКС, а также о том, что ИВ. и ИА не проживают совместно с истцом и не могут быть включены в состав ее семьи для получения социальной выплаты.

<Дата обезличена> года истцу было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата выпуска ... года.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «...» от <Дата обезличена> года истец была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат с датой постановки на учет <Дата обезличена> года в соответствии с п.21 «в» Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №879 (выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений), о чем ей было направлено соответствующее уведомление.

При разрешении вопроса о правомерности действий ответчика, суд первой инстанции, проанализировав установленные обстоятельства применительно к требованиям Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, пришел к выводу о правомерности принятого ответчиком решения и отсутствии у истца права на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с первоначальной даты постановки на учет.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на законе и не противоречит представленным доказательствам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

В целях совершенствования деятельности по реализации данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879.

В соответствии с пунктами 24, 25 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно п.20 данного Положения в случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).

В соответствии с п.п. «в» и «д» п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений, либо приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).

По смыслу указанных положений граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.

При этом необходимо учитывать, что снятие с учета в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.

Снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.

Материалами дела установлено, что истец, состоя в очереди на получение социальной выплаты, при оформлении заявлений на участие в подпрограмме указывала, что она и члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют, о наличии у члена ее семьи ИТВ с ... года в собственности жилого помещения уполномоченным органам истец не сообщила, продолжая состоять на учете в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не изменяя поименный и количественный состав своей семьи.

Таким образом, И в адрес Администрации МО ГО «...» были представлены сведения, не соответствующие действительности, что в силу п.21 Положения влечет за собой снятие ее с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты.

Не сообщив Администрации МО ГО ...» сведения о наличии у члена ее семьи иного жилья, И тем самым лишила органы местного самоуправления возможности проверить, в рамках предоставленных им полномочий, законность и обоснованность сохранения за ней и ее семьей права состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата.

К доводам жалобы об отсутствии у нее сведений о наличии у сына ИВ. жилья в ... области судебная коллегия относится критически.

Как следует из ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение социальной выплаты принадлежит лицам, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий. Следовательно предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета является способом оказания помощи выезжающим из районов с экстремальными природно-климатическими условиями гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Доказательств того, что И с учетом имеющегося в собственности у члена ее семьи ИВ жилого помещения по адресу <Адрес обезличен> и его площади - ... кв.м нуждается в улучшении жилищных условий при выезде из районов Крайнего Севера, истцом не представлено и в ходе производства по делу не добыто.

В силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Таким образом, законом предусмотрено, что при определении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий учитываются не только жилые помещения, принадлежащие непосредственно лицу, признаваемому нуждающимся, но и членам его семьи.

Анализ Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, свидетельствует о том, что члены семьи гражданина учитываются при постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также при определении размера данной выплаты.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.

Из материалов дела следует, что И при обращении в органы местного самоуправления постоянно указывала в качестве члена своей семьи сына ИВ., на которого она рассчитывала получить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и с учетом которого должен быть определен размер выплаты с целью приобретения жилья по избранному истцом месту жительства.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о правильности вывода суда о том, что И., нарушив правила учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, тем, что не предоставила в орган местного самоуправления достоверные сведения об условиях, на основании которых он был поставлен на учет, при том, что ее нуждаемость в улучшении жилищных условий в период нахождения на учете не подтверждается, утратила право состоять на учете с даты первоначальной постановки на учет.

Вопрос о постановке И на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с изменившимися обстоятельствами (отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации), с иным составом семьи может быть рассмотрен вновь при условии подачи такого заявления о постановке на данный учет в порядке, установленном выше приведенным Положением.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 08 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -

33-4733/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ильина И.П.
Ответчики
Администрация М.".
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Нагорнова О Н
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
07.09.2015Судебное заседание
08.09.2015Передано в экспедицию
08.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее