Дело N 33-3343/2015
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 26 августа 2015 года
Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Устаевой Н.Х.
судей Хавчаева Х.А. и Алиевой Э.З.
при секретаре судебного заседания Магарамовой С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хавчаева Х.А. по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по иску Джанбулатова С.А. к администрации МО «сельсовет Хубарский» <адрес> о возложении обязанности вынести постановление о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий с 01.06.1990 г. и представить материал в МО «<адрес>»,
у с т а н о в и л а :
Джанбулатов С.А. обратился с иском к администрации МО «сельсовет Хубарский» <адрес> о возложении обязанности вынести постановление о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий с 01.06.1990 г. и представить материал в МО «<адрес>». В обоснование указал, что с 1980 по 1982 гг. проходил действительную службу на территории Республики Афганистан, является ветераном боевых действий, имеет удостоверение серии №. В 1984 году он обратился с письменным заявлением к главе администрации <адрес> о выделении земельного участка для строительства дома. Жилищная комиссия при администрации села признала его лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Будучи уверен в том, что он включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он обратился к ответчику с просьбой проверить, на какой стадии его дело. Ему сообщили, что по вине бывших работников администрации МО «<адрес>» постановление в отношении него не вынесено и посоветовали обратиться в суд.
Решением Казбековского районного суда от 29 декабря 2014 года постановлено:
Исковое заявление Джанбулатова С. А. удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения «сельсовет Хубарский» <адрес> включить Джанбулатова С.А. с 01.06.1990 г. в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях, и передать соответствующие сведения в администрацию МО «<адрес>».
При рассмотрении дела в апелляционном порядке было установлено, что суд первой инстанции принял решение, которое влечет правовые последствия для Министерства труда и социального развития Республики Дагестан без привлечения указанного органа к рассмотрению дела.
В связи с этим и на основании пункта 4 части 4 и части 5 статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия определением от 4 августа 2015 года перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В суде апелляционной инстанции Джанбулатов С.А. поддержал свои требования и просил удовлетворить их, указав, что является ветераном боевых действий, проходившим военную службу в Афганистане, проживает в <адрес>, своего жилья не имеет. В 1984 г. он обращался с заявлением в администрацию <адрес> о постановке на жилищный учет, однако по вине работников администрации постановление о принятии на учет в отношении него не было принято. Администрация села посоветовала ему обратиться с иском в суд.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации МО «сельсовет Хубарский» <адрес> Абдуразаков Ш.З. признал требования Джанбулатова С.А. и просил удовлетворить их, указывая, что по вине бывших работников администрации МО «сельсовет Хубарский» документы, подтверждающие нахождение истца на жилищном учете, не сохранились.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства труда и социального развития Республики Дагестан Курбанова Р.И. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что представленное суду заявление Джанбулатова С.А. на имя председателя с/исполкома <адрес> о принятии на жилищный учет от 11.06.1990 г. не содержит отметок о регистрации, какой-либо резолюции должностного лица, в связи с чем оно не может служить доказательством того, что Джанбулатов С.А. действительно обращался в указанное время с заявлением о постановке на жилищный учет. Каких-либо доказательств того, что в отношении заявителя до 2005 года было принято решение о постановке на жилищный учет, не имеется, что исключает удовлетворение заявленных им требований. В соответствии с Законом «О ветеранах» и постановлением Правительства РД от 25.12.2007 № 348 ветераны боевых действий могут быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета лишь в том случае, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и встали на учет до 1 января 2005 года. При этом уполномоченным органом по принятию такого решения является Министерство труда и социального развития РД. В случае если заявитель действительно обращался в 1990 году с заявлением о постановке на жилищный учет, в чем ему было отказано, он должен был оспорить решение, действие (бездействие) администрации села в установленный срок, однако, не сделал этого.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участвующих лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, в обоснование своих требований о возложении на администрацию МО «сельсовет Хубарский» <адрес> обязанности вынести постановление о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий с 01.06.1990 г. Джанбулатов С.А. ссылается на то, что он в 1990 году обратился к председателю с/исполкома <адрес> с письменным заявлением о постановке на учет для получения жилья, однако ответчик до настоящего времени не вынес постановление о принятии его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
При этом право на получение жилья истец связывает с тем, что он является ветераном боевых действий, принимал участие в боевых действиях в составе Советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, в подтверждение чего представил копию удостоверения от 31.10.2011 г. №, свидетельствующего о праве на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с подп. 3 пункта 1 статьи 16 Закона о ветеранах, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
Статьей 23.2 Закона о ветеранах предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Республики Дагестан от25.12.2007 № 348 "О форме и Порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" Министерство труда и социального развития Республики Дагестан определено как уполномоченный орган по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, а также иных категорий лиц.
В подтверждение своих доводов о том, что он в 1990 году обращался в местную администрацию с заявлением о постановке на жилищный учет, Джанбулатов С.А. ссылается на копию своего заявления на имя председателя с/исполкома <адрес> от 11.06.1990 г., в котором содержится просьба принять его на учет на улучшение жилищных условий как ветерана боевых действий.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции исследован подлинник этого заявления, представленный представителем администрации МО «<адрес>». При этом установлено, что на данном заявлении отсутствует отметка о его регистрации в соответствующем сельском исполнительном комитете или иные сведения, в т.ч. резолюция соответствующего должностного лица о рассмотрении данного заявления, позволяющие сделать вывод о том, что такое заявление действительно поступало в этот орган.
Судебная коллегия не может признать в качестве допустимого и достоверного доказательства запись в журнале регистрации писем, заявлений и жалоб граждан исполнительного комитета <адрес> сельсовета за 1982-2007 гг. о поступлении 10.06.1990 г. заявления Джанбулатова С.А., поскольку данная запись указана под номером 81а, что, по мнению судебной коллегии, свидетельствует о том, что указанная запись дописана в последующем.
Кроме того, в своем исковом заявлении Джанбулатов С.А. указывал, что обращался с письменным заявлением к ответчику не 10 июня 1990 г., а в 1984 году.
В материалах дела имеется копия выписки из постановления <адрес> с/исполкома н/депутатов от 10.07.1990 г. о принятии Джанбулатова С.А. на учет на улучшение жилищных условий как ветерана боевых действий.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации МО «<адрес>» показал, что указанную выписку в суд первой инстанции представил бывший глава администрации МО «<адрес>» Гусейнов А.А., который в настоящее время умер, и что в делах администрации данное постановление отсутствует. Истец Джанбулатов С.А. также показал, что о наличии указанного постановления ему не известно.
Между тем при наличии вышеуказанного постановления о принятии истца на жилищный учет как ветерана боевых действий, требования истца о возложении на ответчика обязанности вынести такое же постановление не могут быть удовлетворены.
Давая оценку достоверности доказательств, на которые ссылается истец, судебная коллегия также учитывает, что в заявлении Джанбулатова С.А. от 11.06.1990 г. и в выписке из постановления <адрес> с/исполкома н/депутатов от 10.07.1990 г. № 2 указывается о принятии истца на учет как ветерана боевых действий, в то время как понятие «ветеран боевых действий» было введено Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», который вступил в силу лишь 16 января 1995 года, т.е. значительно позже даты составления вышеуказанных документов.
Согласно ст. 31 ЖК РСФСР, действовавшей в рассматриваемый период, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. О принятом решении гражданин должен быть уведомлен в письменной форме.
Однако истцом не представлены доказательства того, что в указываемый им период времени он являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также доказательства представления им ответчику документов, необходимых для формирования учетного дела, на основании которых компетентным органом должно приниматься решение о постановке на жилищный учет (акт проверки жилищных условий, справка о составе семьи, сведения об отсутствии за заявителем и членами его семьи на момент подачи заявления другого жилья, данные, подтверждающие принадлежность заявителя к категории лиц, имеющих право на льготное обеспечение жильем и др.).
В настоящем исковом заявлении Джамбулатов С.А., указывая, что в отношении него не было принято решение о постановке на жилищный учет, фактически оспаривает бездействие органа местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин, оспаривающий решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органам местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч.2 ст.256 ГПК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по каждому делу необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Судебная коллегия не может признать уважительными причины пропуска Джанбулатовым С.А. вышеуказанного срока, поскольку заявитель с 1990 по 2014 год, т.е. более 20 лет не предпринимал какие-либо действия по защите своего права и не представил суду доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствовавших этому.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации МО «<адрес>» Абдуразаков Ш.З. заявил о признании иска и просил удовлетворить требования Джанбулатова С.А. в полном объеме.
В соответствии с ч.2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для принятия признания иска, поскольку принятое в этом случае решение повлечет правовые последствия в виде обязанности предоставления Джанбулатову С.А. жилья не для администрации МО «<адрес>», а для Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в виде обязанности предоставить заявителю безвозмездную субсидию на приобретение жилья на основании п.1 ст.16, ст. 23.2 Закона «О ветеранах» и Постановления Правительства РД от 25.12.2007 № 348, а представитель Министерства и труда и социального развития РД возражает против удовлетворения заявленных требований.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Казбековского районного суда от 29 декабря 2014 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Джанбулатова С.А. к администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности вынести постановление о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий с 01.06.1990 г. и представить материал в МО «<адрес>» отказать.
Председательствующий
Судьи