Решение по делу № 2а-2612/2019 ~ М-2143/2019 от 09.04.2019

Дело №2а-2612/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Йошкар-Ола 7 мая 2019 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Конышева К.Е.,

при секретаре Николаевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Министерству природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл о возложении обеспечения размещения специальных информационных знаков на все протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта,

УСТАНОВИЛ:

Марийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к административному ответчику Министерству природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее – Министерство), в котором просил:

признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в не установлении на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Нурма посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан;

возложить на Министерство в отношении реки Нурма обязанность по размещению на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан в течение 3 лет с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что в результате проверки Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено вышеуказанное бездействие со стороны Министерства, являющегося органом исполнительной власти Республики Марий Эл и осуществляющим полномочия в области природопользования, недропользования и охраны окружающей среды. Меры по устранению выявленных нарушений административным ответчиком не приняты до настоящего времени. Не размещение специальных информационных знаков на водных ресурсах могут повлечь за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, а также неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и защитных полос водных объектов и, как следствие загрязнение, (засорение) водных объектов.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Марийского межрайонного природоохранного прокурора Разумов А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суду представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором представитель административного ответчика не возражает против удовлетворения требований административного иска.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст.7 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст.24-27 данного Кодекса (ч.1 ст.55 ВК РФ).

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (п.2 ч.1 ст.26 ВК РФ).

Охрана водных объектов – система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (п.17 ст.1 ВК РФ).

В соответствии с ч.1, 2 ст.65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Частями 15-17 ст.65 ВК РФ установлены ограничения и запреты на использование земель в пределах границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

В соответствии с ч.18 ст.65 Водного кодекса РФ установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее - границы), в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее – Правила).

В силу п. 3 Правил установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ.

Согласно п. 4 Правил в целях установления границ органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается: определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ; описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

В соответствие с п. 5 Правил сведения о таких границах, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что органы государственной власти, указанные в пункте 3 Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии (п. 6 Правил).

В соответствии с п. 2 Правил установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим реализацию полномочий в области природопользования, недропользования и охраны окружающей среды.

К функциям Министерства относятся, в том числе обеспечение сохранения водных объектов, находящихся в собственности Республики Марий Эл.

В области регулирования водных отношений, охраны водных объектов, находящихся в собственности Республики Марий Эл, в пределах своей компетенции Министерство осуществляет владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности Республики Марий Эл; осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Республики Марий Эл; осуществляет меры по охране водных объектов, находящихся в собственности Республики Марий Эл; осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации в области водных отношений: предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Республики Марий Эл, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев предоставления в пользование водных объектов особого пользования для обеспечения обороны страны и безопасности государства; осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Республики Марий Эл.

Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629, предусмотрено направление бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительно на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий нераспределенного резерва.

Согласно сведениям государственного водного реестра на территории Республики Марий Эл расположена река Нурма с протяженностью береговой линии по двум берегам в пределах Республики Марий Эл <данные изъяты> км.

В ходе проведенной Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы указанного водного объекта Министерством не установлены посредством размещения специальных информационных знаков. Данный факт не оспаривается представителем административного ответчика.

Выявленные прокурорской проверкой нарушения закона не обеспечивают защиту гарантированного ст.42 Конституции РФ, ст. 6 Водного кодекса РФ права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных указанных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и, как следствие, загрязнение (засорение) водных объектов.

Каких-либо мер по устранению нарушений законодательства до настоящего времени административным ответчиком не принято, данное обстоятельство им не отрицалось, против удовлетворения иска ответчик не возражал.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения действующего законодательства и считает, что срок выполнения административным ответчиком обязанности по проведению указанных выше мероприятий с учетом их объема в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу является разумным и достаточным.

На основании вышеизложенного, анализа норм права, пояснений участников процесса, представленных письменных доказательств в их совокупности, конкретных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, выразившееся в не установлении на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Нурма посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдых и других местах массового пребывания граждан.

Возложить на Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл в отношении реки Нурма в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по размещению на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.Е.Конышев

Мотивированное решение составлено 07.05.2019.

2а-2612/2019 ~ М-2143/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Марийский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство природных ресурсов,экологии и охраны окружающей среды Республики марий Эл
Суд
Йошкар-Олинский городской суд
Судья
Конышев Константин Евгеньевич
09.04.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.04.2019[Адм.] Передача материалов судье
11.04.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.04.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2019[Адм.] Судебное заседание
07.05.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее