Дело №2-3480/2018
24RS0035-01-2018-004334-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2018 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретере Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Ващенко Александра Николаевича к администрации г.Минусинска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Ващенко А.Н. обратился в суд с иском к администрации г.Минусинска, просил обязать ответчика предоставить Ващенко А.Н. по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет жилое помещение площадью 33 кв.м. с допусками, установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края лот 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 22 кв.м. и не более 42 кв.м.). Свои требования в исковом заявлении и судебном заседании через своего представителя Струкову Т.Я. прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Ващенко А.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Голева Л.В. решением Краснотуранского районного суда Красноярского края от 06.04.2010 года и отец Ващенко Н.В. решением Идринского районного суда Красноярского края от 16.05.2011года были лишены родительских прав в отношении него. Постановлением главы Добромысловского сельсовета Идринского района № 19-п от 24.06.2011 года за Ващенко А.Н. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, Идринский район, п.Добромысловский, ул.Молодежная, д.10, кв.1. Постановлением главы Добромысловского сельсовета Идринского района № 19-п-1 от 14.05.2018 года указанное постановление о закреплении жилого помещения отменено. На территории Идринского района, Минусинского района договоры социального найма с истцом и его родителями не заключались. В ЕГРН сведения о правах истца и его родителей на объекты недвижимости отсутствуют. Согласно справкам Минусинского отделения, Краснотуранского отделения и Курагинского отделения АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» объекты недвижимости на праве собственности или ином вещном праве за истцом и его родителями в г.Минусинске и Минусинском районе, Идринском районе не зарегистрированы. В 2017 году органом опеки и попечительства администрации г.Минусинска в адрес Министерства образования и науки Красноярского края направлено учетное дело истца для решения вопроса о постановке на соответствующий учет, но было незаконно возвращено по мотиву необходимости предоставления дополнительных документов. Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от 24.12.2018г. истец был включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлен на учет нуждающихся в жилье по г.Минусинску, однако доказательств того, что фактически будет обеспечен жильем нет. Своего собственного жилья Ващенко А.Н. не имел и не имеет, проживает в г. Минусинске, в связи с чем в соответствии с положениями Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Закона Красноярского края №12-961 от 02.11.2000г. «О защите прав ребенка» администрацией г.Минусинска истцу должно быть предоставлено жилое помещение. Поскольку истец юридического образования не имеет, он обратился к прокурору с заявлением об обращении в суд в его интересах о восстановлении его жилищных прав.
В судебном заседании Ващенко А.Н. исковые требования полностью поддержал. Суду пояснил, что в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, поскольку его мать и отец были лишены в отношении него родительских прав. Сначала он проживал в п.Добромысловка Идринского района Красноярского края, оставшись без попечения родителей был направлен в приют в Идринском районе, затем переведен в школу-интернат №8 г.Минусинска. После окончания в 2016 году этой школы он продолжил обучение в ПУ-75 п.Шушенское и на период обучения проживал в общежитии данного учебного заведения. В июне 2018 года он окончил обучение и вернулся в г.Минусинск, с тех пор проживает у посторонних людей, имеет случайные заработки, своего собственного жилого помещения не имел и не имеет, с родственниками отношения не поддерживает.
Представитель ответчика администрации г.Минусинска в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом причины неявки в суд не сообщил (л.д.36).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Идринского района Красноярского края Михеева Е.В., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, о его дате и времени извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства образования и науки Красноярского края и Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом, причины неявки в суд не сообщили.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Ващенко ДД.ММ.ГГГГ года рождения в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, поскольку его мать Голева Л.В. решением Краснотуранского районного суда Красноярского края от 06.04.2010 года и отец Ващенко Н.В. решением Идринского районного суда Красноярского края от 16.05.2011года были лишены в отношении него родительских прав. Постановлением главы Добромысловского сельсовета Идринского района № 19-п от 24.06.2011 года за Ващенко А.Н. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, Идринский район, п.Добромысловский, ул.Молодежная, д. 10, кв.1, в котором ранее он проживал с родителями. Постановлением главы Добромысловского сельсовета Идринского района № 19-п-1 от 14.05.2018 года указанное постановление о закреплении жилого помещения было отменено. Оставшись без попечения родителей истец был помещен в приют с.Идринское, затем направлен в Минусинскую школу-интернат №8, где проживали обучался до 2016 года. После окончания в 2016 году средней школы истец продолжил обучение в ПУ-75 п.Шушенское, после его окончания с июня 2018года вернулся для проживания в г.Минусинск. Решением Красноярской краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от 24.12.2018года истец был включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлен на учет нуждающихся в жилье по г.Минусинску, при этом жилым помещением не обеспечен.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, прокурора, заявлением истца Минусинскому межрайонному прокурору от 10.10.2018г., свидетельством о рождении истца и его паспортом, постановлением администрации Идринского района Красноярского края № 418-п от 02.09.2010 года об определении истца в государственное учреждение, постановлением администрации Идринского района Красноярского края № 480-п от 13.10.2011года о внесении дополнения в указанное выше постановление, постановлением администрации г.Минусинска о назначении опекуна истцу № АГ-1421-п от 26.08.2016г., постановлениями главы Добромысловского сельсовета № 19-пг от 24.06.2011 года и № 19п-1 от 14.05.2018года о закреплении за истцом жилого помещения и об отмене закрепления жилого помещения, решением Краснотуранского районного суда Красноярского края от 06.04.2010 года о лишении Г олеву Л.В. родительских прав, решением Идринского районного суда Красноярского края от 16.05.2011года о лишении Ващенко Н.В. родительских прав, справками АО «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» Минусинское отделение, Курагинское отделение, Краснотуранское отделение об отсутствии у истца и его родителей объектов недвижимости, ответом главы администрации справками администрации Идринского сельсовета и Краснотуранского сельсовета об отсутствии у истца и его родителей жилых помещений, сообщением управления администрации г.Минусинска о направлении учетного дела истца в Министерство образования Красноярского края 18.09.2017года, ответом Министерства образования Красноярского края от 04.10.2017года о направлении дополнительных документов, актом обследования управления образования администрации г.минусинска кв.9 в д. 1А по ул.Большевисткая г.Минусинска о проживании истца, выпиской из реестра о постановке истца на учет в Министерстве образования Красноярского края 24.12.2018года, уведомлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии об отсутствии в ЕГРН сведений о наличии у истца объектов недвижимости.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и правомерными. То обстоятельство, что истец включен в список лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье не свидетельствует о том, что его права не нарушены, так как жилым помещением она до настоящего времени фактически не обеспечен, каких-либо доказательств объективно подтверждающих возможность ему его предоставления администрация г.Минусинска суду не представила.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г.Минусинска предоставить Ващенко Александру Николаевичу на территории г.Минусинска по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв.м. с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 29.12.2018г.