Дело № 12-70/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
08 апреля 2019 г. г. Воронеж
Судья Советского районного суда г. Воронежа Бородовицына Е.М., (г.Воронеж, ул.Домостроителей, д.26),
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Редут» на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по ВО по делу об административном правонарушении от 20.11.2018 г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по ВО от 20.11.2018 г. ООО «Редут» было привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвернуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
03.12.2018 г. не согласившись с указанным постановлением, ООО «Редут» обратилось с жалобой, в которой просило признать незаконным постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по ВО от 20.11.2018 г. и прекратить производство по делу. Постановлением вменяется обществу нарушение Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», п.п.2.1,2.2,2.12,3.1, 4.1., 4.3 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.3.1.6, 3.1.7, 3.3.3, 3.4.7 СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», что не обосновано, т.к. указанными Правилами регламентирован порядок установления санитарно-защитных зон, который в данной ситуации, не применим к АЗС в отношении которой санитарно-защитная зона установлена СанПин, что также подтверждается экспертным заключением №ОГ-40-1447. Обществом эксплуатируется объект, не являющийся вновь строящимся или реконструированным, в следствии чего СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 не подлежит применению в отношении АЗС, и у ООО «Редут» отсутствует обязанность по разработке проекта санитарно-защитной зоны, и проведения лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны. ООО «Редут» осуществляет деятельность на АЗС с 04.06.2018 г., т.е. в течении 5 месяцев, по состоянию на дату составления протокола (13.11.2018 г.) годичный срок, установленный для проведения лабораторных исследований за состоянием атмосферного воздуха не истек. При вынесении обжалуемого постановления, административный орган в обосновании виновности ООО «Редут» сослался на протокол и экспертное заключение, при этом не учел, что в силу положений ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу могут быть документы лишь в том случае, если они получены с соблюдением закона. Однако, экспертное заключение №40/1730, составлено на основании протоколов лабораторных исследований, при этом понятые при проведении указанных процессуальных действий, осуществленного в целях получения доказательств по делу об административном правонарушении, не присутствовали. Сведения о понятых в протоколах отбора проб (образцов) как и в иных документах отсутствуют. Также определение о возбуждение дела об административном правонарушении и проведении административного расследования было вынесено 24.08.2018 г., не по факту совершения правонарушения, а в отношении лица, которое не было указано. 28.08.2018 г. должностным лицом вынесено определение об истребовании у ООО «Редут» сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, которое было направлено в их адрес 20.09.2018 г. 01.10.2018 г. вынесено определение о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы. 17.10.2018 г. было подготовлено экспертное заключение №40/1730. Административное расследование было окончено 13.11.2018 г., о чем свидетельствует протокол №006067. Срок проведения административного расследования не продлевался. Общество считает, что административным органом фактически была проведена внеплановая проверка, которая должна была проводиться с соблюдением требований ст.10 ФЗ №294-ФЗ, была проведена с грубым нарушением вышеуказанного закона и обстоятельства не могут считаться доказанными. Оспариваемое постановление от 20.11.2018 г. также вынесено за пределами установленного ст.4.5 КоАП РФ 2 месячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены их права и обязанности.
Заявлений об отводе, самоотводе и ходатайств не поступило.
Оглашена жалоба ООО «Редут» на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по ВО по делу об административном правонарушении от 20.11.2018 г.
В судебном заседании представитель ООО «Редут» по доверенности Романова Е.А. доводы жалобы поддержала, вину в совершенном административном правонарушении не признала. Также пояснила, что срок предусмотренный законом для составления заключения истекал 03.03.2019 г., в связи с чем на момент вынесения постановления, он ещё не истёк.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Воронежской области по доверенности Зуев Н.В. возражал против удовлетворения жалобы, суду пояснил, что постановление от 20.11.2018 г. вынесено законно обоснованно. Из Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» следует, что данным актом установлен срок с момента вступления его в силу 03.03.2019 г., поэтому ООО «Редут» обязано было предоставить проект с приложенными документами в срок до 03.03.2019 г.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, жалобу представителя ООО «Редут», выслушав участников процесса, судья приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно п.1-4 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Исходя из обжалуемого постановления №18001829 от 20.11.2018 г. ООО «Редут» было привлечено к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ за то, что на предприятии не разработан проект расчетной санитарно-защитной зоны, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарным нормам и правилам, предприятием не организовано проведение лабораторных исследований за состоянием (загрязнением) атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов и мест проживания населения (л.д.26-27).
Согласно п.п.2.1, 2.2,2.12,3.1,4.1,4.3 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах. Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: - действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).
Как следует из п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 класс IV - санитарно-защитная зона 100 м для автозаправочных станций для заправки транспортных средств жидким и газовым моторным топливом.
В силу п.2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных норм и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что п.2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрено для объектов I - III классов опасности обязательная разработка проекта расчетной санитарно-защитной зоны. А как видно из материалов дела, ООО «Редут» эксплуатирует АЗС, которая относится к объектам IV класса опасности, следовательно отсутствует необходимость в разработке проекта санитарно-защитной зоны, в составлении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарным нормам и правилам. Соответственно отсутствует и нарушение п.3.1.6, 3.1.7, 3.3.3, 3.4.7,4.1.1,5.1 СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Данное обстоятельство также подтверждается экспертными заключениями от 21.10.2015 г., 22.11.2007 г., санитано-эпидимиологическом заключении от 26.10.2015 г. которыми установлено, что размер санитарно-защитной зоны соответствует требованиям СанПин (л.д.28-29,30-38,40-42).
Следовательно, вывод Управления Роспотребнадзора по ВО о том, что нормы СанПин 2.2.1/2.2.1.1200-03, СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качестве атмосферного воздуха населенных мест» нарушены ООО «Редут», не является обоснованным.
Кроме того, вышеназванное ПП РФ о разработке вышеуказанных документов вступает в силу 15.03.2018 г., в течение года, то есть до 15.03.2019 г., предусмотрен срок для оформления предприятием соответствующих документов, в связи с чем, на момент привлечения ООО «Редут» к административной ответственности постановлением от 20.11.2018 г., данный срок не наступил.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, при привлечении ООО «Редут» к административной ответственности не выяснено полно и объективно характер правонарушения и не доказаны обстоятельства виновности правонарушителя.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если отсутствует состав административного правонарушения.
Исходя из того, что доказательств, подтверждающих факт совершения ООО «Редут» вменяемого правонарушения, а равно наличие состава правонарушения по делу не представлено, в связи с чем, постановления заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по ВО по делу об административном правонарушении от 20.11.2018 г. о привлечении к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ ООО «Редут» подлежит отмене, а производство по делу прекращению в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ст. ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по ВО по делу об административном правонарушении от 20.11.2018 г. о привлечении к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ ООО «Редут» отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, по основания, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, удовлетворив жалобу ООО «Редут».
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня его получения.
Судья Е.М. Бородовицына