АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/
ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа
31 января 2013 года Дело № А07-21612/2012
Резолютивная часть решения объявлена 31.01.2013 года.
Полный текст решения изготовлен 31.01.2013 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Симахиной И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Максютовым Т.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
К Индивидуальному предпринимателю Валиуллину Амирьяну Раяновичу (ИНН 025904651696 ОГРН 305027703300029)
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Косолапов А.О., заместитель начальника отдела автотранспортного надзора по доверенности № Д-18/2012 от 26.11.2012г., предъявлено служебное удостоверение ТУ №00070 от 22.10.2012г.
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Валиуллин А.Р., предприниматель, личность удостоверена паспортом
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении к административной ответственности Индивидуальному предпринимателю Валиуллину Амирьяну Раяновичу (далее – Предприниматель) за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Ответчик в судебном заседании нарушения признал, указал, что правонарушение было совершено из-за технической ошибки в базе данных.
Выслушав представителя заявителя и ответчика, исследовав представленные доказательства, суд установил, что предприниматель имеет лицензию серии ДА № 052351, регистрационный № АСС-02-01112774 от 01.03.2005г., согласно которой индивидуальному предпринимателю Валиуллину А.Р. разрешается осуществлять перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек бессрочно (л.д. 21).
Как следует из материалов дела, в период с 08 октября по 06 ноября 2012 года на основании информации, поступившей из Отдела МВД РФ по Уфимскому району, и сведений, полученных при осмотре на линии автобуса модели Форд 222702 государственный регистрационный номер М842НВ 102 RUS, Управлением государственного автодорожного надзора по РБ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании распоряжения АТД №805 от 03.10.2012г. (л.д. 12-13) проведена внеплановая проверка индивидуального предпринимателя Валиуллина А.Р. по вопросам соблюдения условий, предусмотренных в лицензии на осуществление пассажирских перевозок.
В ходе проведенной проверки Управлением было установлено, что имея в своем распоряжении вышеуказанное транспортное средство, предприниматель допустил выпуск в рейс по маршруту Уфа-Чишмы и к его управлению водителя Хабибуллина И.Р., транспортное средство, не прошедшее технического осмотра. При этом индивидуальным предпринимателем выдан водителю Хабибуллину И.Р. путевой лист от 10.10.2012г. № 1517 на транспортное средство с заведомо не прошедшим в установленном порядке государственным техническим осмотром, что зафиксировано актом осмотра УГАДН по РБ № 10/01 от 10.10.2012г. (л.д. 14-15).
По результатам проведенной проверки Управлением был сделан вывод о нарушении Предпринимателем подпункта «г» пункта 4 Постановления правительства РФ от 02.04.2012г. № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) и ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
На основании ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилась в Арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Валиуллина Амирьяна Раяновича к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования административного органа обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию.
Статьей 3 названного Федерального закона установлено понятие «лицензионные требования» как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Условия и требования осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом регламентированы в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280 (далее Положение о лицензировании), и определяются в выдаваемой лицензии.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении перевозок пассажиров является, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.
Согласно абз. 7 ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1090 от 23.10.1993г. "О Правилах дорожного движения" (далее – Положения), запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр.
В силу п. 12 Положений, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.
Организация и порядок проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Государственная инспекция) определены Правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила), которые разработаны в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" и утверждены приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 марта 1999 № 190 "Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств".
В соответствии с п. 6 Правил лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся транспортными средствами на праве собственности или ином законном основании (далее именуются - собственники (представители собственников)), обязаны представлять транспортные средства на первый государственный технический осмотр в течение 30 суток после его государственной регистрации в Государственной инспекции, а впоследствии - в конкретные год и месяц, которые устанавливаются Государственной инспекцией в соответствии с периодичностью, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, и с учетом местных особенностей (климатических условий, структуры парка транспортных средств, наличия подготовленного персонала, производственно-технической базы и др.).
Согласно п. 7 Правил, конкретные год и месяц проведения следующего осмотра каждого транспортного средства назначаются Государственной инспекцией во время его очередного осмотра в соответствии с установленной периодичностью.
П. 27 Правил установлено, что на транспортное средство, прошедшее осмотр, заполняется талон. Талон выдается собственнику (представителю собственника) транспортного средства.
В силу п. 19 Правил, в процессе осмотра транспортного средства производится проверка водительского удостоверения, документов, подтверждающих право владения или пользования и (или) распоряжения транспортным средством и регистрационных документов на транспортное средство, а также талона о прохождении государственного технического осмотра (далее - талон), выданного собственнику (представителю собственника) транспортного средства при предыдущем осмотре, - если транспортное средство проходило осмотр в Государственной инспекции ранее.
По записям в талоне контролируется своевременность представления транспортного средства на осмотр.
В нарушение указанных норм у индивидуального предпринимателя Валиуллина Амирьяна Раяновича на транспортное средство Форд 222702 государственный регистрационный номер М 842 НВ 102 RUS отсутствовал допуск в установленном порядке к участию в дорожном движении (транспортное средство не прошедшее технического осмотра - талон о прохождении государственного технического осмотра отсутствовал).
Доказательств обратного индивидуальный предприниматель Валиуллин А.Р. в соответствии со ст. 65 АПК РФ суду не представил.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В данном случае вина индивидуального предпринимателя Валиуллина А.Р. заключается в том, что предпринимателем не были предприняты достаточные меры, направленные на соблюдение лицензионных требований.
Поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Предприниматель Валиуллин А.Р. нарушив требования законодательства в области безопасности дорожного движения и регулирования перевозки пассажиров автотранспортом, допустил нарушение лицензионных условий.
Предприниматель, осуществляя деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, имел возможность выполнить условие лицензии, обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения.
Предприниматель в материалы дела доказательств невозможности надлежащего исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, не представил.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для недопущения административного правонарушения, судом не установлено и из материалов дела не усматривается.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе: актом проверки № 25/0161 от 06.11.2012г. (л.д. 8-9), протоколом об административном правонарушении № 01-12-195п от 06.11.2012г. (л.д. 7), предписанием №25/0161-п от 06.11.2012г. (л.д. 10).
Нарушение лицензионных условий является основанием для применения административной ответственности, установленной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд считает, что имеются основания для привлечения индивидуального предпринимателя Валиуллина А.Р. к административной ответственности, поскольку в действиях ответчика имеются все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Дифференцированный размер санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ не препятствует суду избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом приведенных выше обстоятельств, учитывая, что транспортное средство после выявления правонарушения прошло технический осмотр, суд избирает наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные Управлением государственного автодорожного надзора по РБ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта требования удовлетворить.
Привлечь Индивидуального предпринимателя Валиуллина Амирьяна Раяновича (23.01.1978 г.р., уроженца д.Старо-Мрясево Давлекановского района РБ, зарегистрированного по адресу г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 11, кв. 40, ИНН 025904651696, ОГРН 305027703300029, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 02.02.2005г.) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации.
Назначить Индивидуальному предпринимателю Валиуллину Амирьяну Раяновичу (23.01.1978 г.р., уроженца д.Старо-Мрясево Давлекановского района РБ, зарегистрированного по адресу г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 11, кв. 40, ИНН 025904651696, ОГРН 305027703300029, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 02.02.2005г.) административное наказание в виде предупреждения.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней после принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей может быть обжаловано в апелляционную инстанцию-Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, согласно ст. ст. 206, 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления полного текста решения) путем подачи жалобы через арбитражный суд Республики Башкортостан, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В других случаях решение по делу о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округаwww.fasuo.arbitr.ru.
Судья И.В.Симахина