Дело № 3-91/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 21 апреля 2015 г.
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пономарева Р.С.,
при секретаре Орловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 21 апреля 2015 года дело по заявлению ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, внесении в государственный кадастр недвижимости рыночной стоимости участков в качестве новой кадастровой стоимости,
установил:
ФИО2 обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, внесении в государственный кадастр недвижимости рыночной стоимости участков в качестве новой кадастровой стоимости с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником пяти земельных участков:
- земельного участка общей площадью 729 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира земельный участок, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, рп Кулой, <адрес>,
- земельного участка общей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, Вельский муниципальный район, муниципальное образование «Кулойское», рп Кулой, <адрес>,
- земельного участка общей площадью 509 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальное образование «Кулойское», рп Кулой, <адрес>,
- земельного участка общей площадью 2250 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>,
- земельного участка общей площадью 240 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание магазина, Почтовый адрес ориентира: <адрес>, Верхнее-Устькулойский с/с, <адрес>.
Постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 года № 595-пп утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05 июня 2012 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере 1 813 336,47 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 3 265 216 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 1 853 971,42 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 7 698 690 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 264 626,40 руб.
Вместе с тем, согласно отчетам, выполненным ИП ФИО5, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере 187 000 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 238 000 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 165 000 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 547 000 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 59 000 руб.
Полагал, что установление кадастровой стоимости земельных участков в размере выше их рыночной стоимости нарушает его право на уплату экономически обоснованного земельного налога.
В судебное заседание заявитель ФИО2 не явился, его ходатайство об отложении рассмотрения дела определением суда оставлено без удовлетворения.
Представители заинтересованных лиц: правительства Архангельской области, филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по АО и НАО), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра по АО и НАО), администрации муниципального образования «Кулойское» (далее – администрация МО «Кулойское») в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель Управления Росреестра по АО и НАО в представленном письменном отзыве с заявленными требованиями не согласился, указав, что Управление Росреестра по АО и НАО является ненадлежащим заинтересованным лицом по делу.
Представитель правительства Архангельской области в письменном отзыве возражал против удовлетворения требований, оспаривал результаты оценки земельных участков, выполненные ИП ФИО7 считая их несоответствующими требованиям Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 254 (далее – ФСО № 3).
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ по определению суда дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению в силу следующего.
Судом установлено, что ФИО2 является собственником пяти земельных участков: земельного участка общей площадью 729 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира земельный участок, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, рп Кулой, <адрес>; земельного участка общей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, Вельский муниципальный район, муниципальное образование «Кулойское», рп Кулой, <адрес>а; земельного участка общей площадью 509 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальное образование «Кулойское», рп Кулой, <адрес>а; земельного участка общей площадью 2250 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка общей площадью 240 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание магазина, Почтовый адрес ориентира: <адрес>, Верхнее-Устькулойский с/с, <адрес>.
Постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 года № 595-пп утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05 июня 2012 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере 1 813 336, 47 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 3 265 216 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 1 853 971, 42 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 7 698 690 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 264 626, 40 руб.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно отчетам об оценке, составленным ИП ФИО5, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере 187 000 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 238 000 руб., земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 165 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 547 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 59 000 рублей.
Рыночная стоимость каждого земельного участка определена по состоянию на 05 июня 2012 года.
Данные отчеты выполнены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности специалистом, имеющим соответствующее образование и стаж работы в области оценочной деятельности.
Суд считает необоснованными доводы представителя правительства Архангельской области о том, что отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков составлены с нарушением норм законодательства об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Согласно пункту 3 ФСО № 3 отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, названным федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256 (далее - ФСО № 1), оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Как усматривается из материалов дела, при оценке земельных участков оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.
Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный с объектом оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 14 ФСО №1).
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р (далее – Методические рекомендации), применение метода сравнения продаж предусматривает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами (далее – элементов сравнения); определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок, цены аналогов (единицы измерения аналогов), как правило, должны быть близки друг к другу.
Из отчетов видно, что в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, идентичные объектам оценки. Все выбранные аналоги предлагались на открытом рынке для коммерческого использования, при этом предложения по продаже рассматривались в период наиболее приближенный к дате проведения оценки. По всем элементам сравнения объектов-аналогов проведены необходимые корректировки, приведенные в сравнительных таблицах.
Таблицы объектов-аналогов, содержащиеся в отчетах, содержат сведения о дате размещения объявлений о продаже объектов-аналогов в сети Интернет, сведения о которых использованы при составлении указанных отчетов. К указанной информации в сети Интернет обеспечен свободный и необременительный доступ.
Таким образом, в отчетах изложена вся необходимая и подтвержденная информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, позволяющая полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам.
Иные доводы представителя правительства Архангельской области не порочат отчеты, которые служат доказательствами, подтверждающими достоверность указанных в них итоговых величин рыночной стоимости земельных участков.
В нарушение статьи 56 ГПК РФ заинтересованные лица не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельных участков, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли.
При таких обстоятельствах, требования заявителя об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной по результатам представленной заявителем оценки, подлежат удовлетворению.
В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.
Следовательно, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В этой связи требования ФИО2 об обязании филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по АО и НАО внести с 5 июня 2012 года в государственный кадастр недвижимости установленную судом рыночную стоимость участков в качестве новой кадастровой стоимости не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, внесении в государственный кадастр недвижимости рыночной стоимости участков в качестве новой кадастровой стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 729 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира земельный участок, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, рп Кулой, <адрес>, равной его рыночной стоимости 187 000 рублей.
Вступившее в законную силу решение суда по данному гражданскому делу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости установленной судом рыночной стоимости земельного участка в размере 187 000 рублей в качестве кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 729 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира земельный участок, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, рп Кулой, <адрес>.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, Вельский муниципальный район, муниципальное образование «Кулойское», рп Кулой, <адрес>, равной его рыночной стоимости 238 000 рублей.
Вступившее в законную силу решение суда по данному гражданскому делу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости установленной судом рыночной стоимости земельного участка в размере 238 000 рублей в качестве кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, Вельский муниципальный район, муниципальное образование «Кулойское», рп Кулой, <адрес>.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 509 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальное образование «Кулойское», рп Кулой, <адрес>, равной его рыночной стоимости 165 000 рублей.
Вступившее в законную силу решение суда по данному гражданскому делу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости установленной судом рыночной стоимости земельного участка в размере 165 000 рублей в качестве кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 509 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, муниципальное образование «Кулойское», рп Кулой, <адрес>.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 2250 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости 547 000 рублей.
Вступившее в законную силу решение суда по данному гражданскому делу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости установленной судом рыночной стоимости земельного участка в размере 547 000 рублей в качестве кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 2250 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 240 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание магазина, Почтовый адрес ориентира: <адрес>, Верхнее-Устькулойский с/с, <адрес>, равной его рыночной стоимости 59 000 рублей.
Вступившее в законную силу решение суда по данному гражданскому делу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости установленной судом рыночной стоимости земельного участка в размере 59 000 рублей в качестве кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 240 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание магазина, Почтовый адрес ориентира: <адрес>, Верхнее-Устькулойский с/с, <адрес>
В удовлетворении заявления ФИО2 об обязании филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу внести с 5 июня 2012 года в государственный кадастр недвижимости установленную судом рыночную стоимость участков в качестве новой кадастровой стоимости, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Р.С. Пономарев