Решение по делу № 33-3602/2017 от 07.02.2017

дело №33- 3602/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа                                 20 февраля 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи                Милютина В.Н.,

судей                                 Киньягуловой Т.М.,

                                    Вахитовой Г.Д.,

при секретаре                         Искужиной Г.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Целищевой А.В. на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2016 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Целищевой А.В. к администрации городского округа город Октябрьский РБ, МБУ «Комитет по жилищной политике» ГО г.Октябрьский РБ о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, обязании включить в список граждан на получение жилого помещения - отказать.

Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Целищева А.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Октябрьский РБ, МБУ «Комитет по жилищной политике» ГО г. Октябрьский РБ о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, обязании включить в список граждан на получение жилого помещения, указывая, что решением Иглинского районного суда Башкирской АССР от 25.05.1982 года Целищева Г.С. лишена родительских прав в отношении Целищевой А.В., дата года рождения.

В 2013 году истица обратилась в Администрацию городского округа г. Октябрьский РБ с целью узнать в какие сроки ей будет предоставлено жилье, поскольку всегда считала, что стоит на учете как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения как относящаяся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В Администрации городского округа г.Октябрьский РБ затребовали ряд документов, после чего 22.04.2013 года поставили на учет.

Истица считает, что повторная постановка на учет является со стороны ответчиков грубым нарушением ее прав, поскольку это стало следствием уничтожения информации о том, что истица состояла на учете до достижения возраста 23 лет.

Считает, что причиной отсутствия ее на учете в предоставлении жилья как лицу из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения 23 летнего возраста является ненадлежащая работа Администрации ГО г.Нейтекамск РБ по ведению учета, в результате ненадлежащей работы администрации сведения о состоянии ее на учете в списке утеряны, также причиной явилось ненадлежащее выполнение обязанностей по защите ее прав в тот период, когда она была несовершеннолетней, ее опекунами, попечителями. Истица считает, что данная причина является уважительной для признания ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Истец просила суд признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Администрацию городского округа г. Октябрьский РБ включить Целищеву А.В. в список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Целищевой А.В. ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что имела право на обеспечение жилым помещением и по достижении 23 лет. Само отсутствие на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования о предоставлении ей вне очереди жилого помещения, поскольку причиной отсутствия на учете на предоставление жилья является ненадлежащая работа Администрации ГО г. Октябрьский РБ по ведению данного учета, в результате которого сведения о её учете в этом списке были утеряны и ей было предложено в 2013 году повторно обратиться с заявлением о предоставления жилого помещения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Целищевой А.В. - Байрамова Д.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от 21.12.1996 (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем в силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01 января 2013 года.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п.8 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частью 8 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от 21.12.1996 (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.6 ст. 19 Федерального закона от 06.102003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов муниципальной власти отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законом субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 ч.1 ст.1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 № 260-3 органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан (далее - государственные полномочия): по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 2 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 № 260-з государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.

Как следует из материалов дела, Целищева А.В. родилась дата года рождения в п. адрес (л.д.96).

Целищева А.В., дата года рождения, относилась к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 22.04.2013    года состояла в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, также была установлена очередность в льготном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Октябрьского городского суда РБ от 17.07.2014 года исковые требования Целищевой А.В. были удовлетворены, суд обязал администрацию городского округа г.Октябрьский РБ предоставить Целищевой А.В. жилое помещение по договору найма специализированного помещения - сроком на 5 лет на территории г.Октябрьский РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья ( дело № 2-1915/2014).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от 11.11.2014 года указанное решение суда отменено, вынесено новое решение, которым в удовлетворении требований Целищевой А.В. отказано, в связи с чем в дальнейшем Целищева А.В. была снята с учета, как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения.

В апелляционном определении Верховного Суда РБ от 11.11.2014г. указывается, что Целищева А.В. до достижения возраста 23 лет и до настоящего времени не обращалась за реализацией своего права и объективных причин, которые бы препятствовали Целищевой А.В. обратиться в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также доказательств, свидетельствующих об отказе в постановке на учет, последней не предоставлено, при этом то, что истица не знала о своем праве и узнала о нем только по достижении возраста 35 лет, не является уважительной причиной.

Как следует из ответа Администрации городского округа г. Октябрьский РБ от 28.04.2016 г за исх. №2763, решением жилищной комиссии городского округа город Октябрьский РБ (протокол №... от 19.11.2014 г. утвержден постановлением Администрации городского округа г. Октябрьский РБ от 03.12.2014 г № 4482) в соответствии с. П.6.ч.1. ст. 56 ЖК РФ и ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и поскольку правоотношения с указанными гражданами к моменту их принятия на учет, не относившимся к категориям, определенным Федеральным законом №159–ФЗ возникли после 1 января 2013 года, то Целищева А.В. была снята с учета нуждающихся в предоставлении благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что на момент обращения не относилась к данной категории лиц, так как обратилась с заявлением о постановке на учет после достижения 23- х летнего возраста (л.д.8).

Разрешая спор суд, всесторонне и полно исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку Целищева А.В. согласно протоколу №... заседания жилищной комиссии городского округа город Октябрьский РБ от 19.11.2014 года, постановлению Администрации городского округа г. Октябрьский РБ №... 03.12.2014 года снята с учета в качестве нуждающейся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Между тем, приведенные документы: протокол комиссии №28 от 19.11.2014г., постановление Администрации городского округа г. Октябрьский РБ №... от 03.12.2014г. Целищевой А.В. не обжалованы в установленный законом срок, указанные документы незаконными не признаны. В настоящее время Целищева А.В. на учете в качестве нуждающейся в предоставлении специализированного жилого помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не состоит.

Оценивая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Доводы жалобы о том, что Целищева А.В. имела право на обеспечение жилым помещением и по достижении 23 лет, не могут быть приняты во внимание, поскольку имеется вступившее в законную силу судебное постановление, согласно которого в удовлетворении исковых требований Целищевой А.В. к ответчику об обязании предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет – отказано.

Доводы жалобы о том, что права истца были нарушены вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей Администрацией городского округа г. Октябрьский РБ в тот период, когда истец была несовершеннолетней не могут быть приняты во внимание, поскольку такие действия Администрацией городского округа г. Октябрьский РБ никем не были обжалованы.

Доводы апелляционной жалобы не содержат данных о незаконности и необоснованности решения суда.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения не допустил, оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 328- 329 ГПК Российской Федерации судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Целищевой А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:                    Милютин В.Н.

Судьи:                                 Киньягулова Т.М.

                                    Вахитова Г.Д.

33-3602/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Целищева А.В.
Ответчики
МБУ "Комитет по жилищной политике" городского округа г.Октябрьский
Администрация городского округа г. Октябрьский
Другие
Отдел опеки и попечительства администрации городского округа город Октябрьский
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Киньягулова Танзиля Минибаевна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
20.02.2017Судебное заседание
10.03.2017Передано в экспедицию
10.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее