Решение по делу № 2-1245/2014 ~ М-1226/2014 от 01.08.2014

Дело № 2-1245/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 августа 2014 года г. Вельск

Вельский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Латфуллина И.Г.,

при секретаре Шестаковой Е.В.,

с участием прокурора Хораблева В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Вельского района об оспаривании бездействия администрации МО «Благовещенское» в сфере осуществления полномочий по обеспечению пожарной безопасности,

у с т а н о в и л :

прокурор Вельского района обратился в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Благовещенское» в сфере осуществления полномочий по обеспечению пожарной безопасности, а именно в срок до 10 сентября 2014 года устранить нарушения требований пожарной безопасности: обеспечить запас воды для целей пожаротушения в д.*, с.* Вельского района Архангельской области в соответствии с требованиями п.9.9-9.11 «СП 8.13130.2009.Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №178, п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390; для дер. *, с.*Вельского района Архангельской области, в местах, граничащих с лесным массивом, разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения согласно требованиям п.78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 №390; в дер. Олюбинская, с. Благовещенское Вельского района Архангельской области обеспечить пятнадцатиметровый противопожарный разрыв от границ застройки до лесного массива во исполнение п.5*, прил.1* СНиП 2.0.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденным постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 №78.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения прокуратурой района проверки установлено, что в дер. Олюбинская, с. Благовещенское Вельского района Архангельской области не обеспечен запас воды для целей пожаротушения. В нарушение ч.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5*, прил.1*СНиП 2.0.01-89* в дер. Олюбинская и с. Благовещенское Вельского района Архангельской области не обеспечен пятнадцатиметровый противопожарный разрыв от границ застройки до лесного массива. В д. Олюбинская и с. Благовещенское Вельского района Архангельской области в местах, граничащих с лесным массивом, не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения согласно требованиям п.78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390.

В судебном заседании прокурор Хораблева В.В. поддержал заявленные требования по тем же основаниям.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Благовещенское» Мартюшова Н.Е., не согласившись со сроком устранения нарушений, заявленные требования признала, указав, что для устранения нарушений требуются значительные денежные средства и время и поэтому просит увеличить срок. В дер.* в целях обеспечения 15-ти метрового противопожарного разрыва от границ застройки до лесного массива произведена частичная вырубка лесного массива, граничащая с населенным пунктом, в частности с жилым домом Некрасова А.П. Вопрос о вырубке лесного массива в дер.* в целях обеспечения 15-ти метрового противопожарного разрыва от границ застройки до лесного массива, граничащего с населенным пунктом, включен в повестку дня сентябрьской сессии Совета депутатов муниципального образования «Благовещенское». Заключен договор с Открытым акционерным обществом «Важское» на устройство защитных противопожарных полос в селе Благовещенское, дер. Олюбинская в местах, граничащих с лесным массивом.

Представитель ОНД Вельского района УНД ГУ МЧС России по Архангельской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с положениями ст. 2 Закона Архангельской области от 23.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», в состав Вельского муниципального района входят городские и сельские поселения, в том числе муниципальное образование «Благовещенское».

В силу ст. 29 Закона Архангельской области «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», в границы муниципального образования «Благовещенское» входят территории деревень Алферовская, Андрейковская, Большая Аншуковская, Бревновская, Брюховская, Власовская, Заручевье, Зиновьевская, Ирзеньга, Кочневская, Малая Аншуковская, Мелеховская, Михалевская, Нечаевская, Олюбинская, Осташевская, Павшинская, Парфеньево Правый берег, Першинская, Перховская, Пловская, Подхолмишная, Поташевская, Прясницыно Левый берег, Прясницыно Правый берег, Рубеж, Рудинская, Рушановская, Саларево, Самсоновская Левый берег, Самсоновская Правый берег, Сафроновская, Столбовская, Тимоневская, Ушаковская, Хайбутовская, Чурковская, Ямки, поселков Боровое, Парфеньево Левый берег и сел Благовещенское, Воскресенское.

Отношения, связанные с соблюдением правил пожарной безопасности регламентируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»( далее по тесту-Федеральный закон «О пожарной безопасности») статьей 1 которого установлено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Первичные меры пожарной безопасности- реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Аналогичные полномочия за органами местного самоуправления закреплены в п.2 ч.2 ст.8 Закона Архангельской области от 20.09.2005 №86-5-ОЗ «О пожарной безопасности в Архангельской области».

Частями 1 и 2 ст. 5 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Статьей 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Статьей 63 п.2 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, кроме прочего, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно ст.68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.

В силу п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, на территории поселений обеспечивается наличие запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со ст.6,63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Пунктом 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 предусмотрено, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.

Согласно п.п.9.9-9.11 СП 8.13130.2009, объем пожарный резервуаров и искусственных водоемов надлежит определять исходя из расчетов воды и продолжительности тушения пожаров согласно п.п.5.2-5.8 и 6.3 количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п.9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов-200м; при наличии мотопомп-100-150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп. Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п.9.9 настоящего Свода правил. Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости-не менее 10 м.

В судебном заседании установлено, что ОНД Вельского района УНД ГУ МЧС России по Архангельской области проведена проверка администрации муниципального образования «Благовещенское» в части соблюдения требований пожарной безопасности на территории МО «Благовещенское». По результатам проверки в отношении администрации МО «Благовещенское» составлен акт проверки №* от 30.05.2014г. ОНД Вельского района УНД ГУ МЧС России по Архангельской области.

В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:

-в нарушение п.9.9-9.11 «СП 8.13130.2009.Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №178, п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства в Российской Федерации от 25.04.2012 №390, ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ, ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в дер. *и в с. * Вельского района, Архангельской области не обеспечен запас воды для целей пожаротушения;

-в нарушение ч.4 с.4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5*, прил.1* СНиП 2.0.01-89*, в д. Олюбинская и в с. Благовещенское, Вельского района Архангельской области не обеспечен пятнадцатиметровый противопожарный разрыв от границ застройки до лесного массива;

-в нарушение п.78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390, для д. Олюбинская и в с. Благовещенское в местах, граничащих с лесным массивом, не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения.

Данные нарушения указаны в предписании ОНД Вельского района УНД ГУ МЧС России по Архангельской области №* от 30 мая 2014 года.

Следовательно, обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования «Благовещенское», является обязанностью органов местного самоуправления администрации МО «Благовещенское».

Таким образом, администрацией МО «Благовещенское» не соблюдаются требования п.9.9-9.11 «СП 8.13130.2009.Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №178, п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства в Российской Федерации от 25.04.2012 №390, ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ, ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ч.2 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390, п.5*, прил.1* СНиП 2.0.01-89*, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 №78, п.78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390, а именно администрацией МО «Благовещенское» не приняты первичные меры пожарной безопасности, что нарушает право граждан на пожарную безопасность, то есть защищенность личности (жизни и здоровья) и имущества от пожаров, что недопустимо и подлежит устранению.

Доказательств наличия каких-либо объективных причин, препятствующих исполнению администрацией МО «Благовещенское» первичных мер пожарной безопасности перечисленных выше, не представлено, то имеется бездействие органов местного самоуправления МО «Благовещенское» в названной части, которое является незаконным.

Не является таким доказательством письмо руководителя Вельского лесничества о порядке обеспечения пожарной безопасности и о рубке лесных насаждений, поскольку для обеспечения пятнадцатиметрового противопожарного разрыва от границ застройки до лесного массива необходимо провести соответствующую подготовку.

Так, согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубки лесных насаждений определяются правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В силу ч.1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:

4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

В целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

Кроме того, для обеспечения пятнадцатиметрового противопожарного разрыва от границ застройки до лесного массива возможно путем сноса самовольных хозяйственных построек, которые находятся на землях муниципального образования.

Поскольку бездействие администрации МО «Благовещенское» по несоблюдению первичных мер пожарной безопасности признано судом незаконным, то требование прокурора о возложении на администрацию МО «Благовещенское», Вельского района обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, перечисленных в заявлении, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Одновременно суд пришел к выводу, что выполнение мероприятий по устранению нарушений в области пожарной безопасности потребует подготовки, значительного времени и средств и поэтому срок по устранению данного нарушения должен быть увеличен, до 1 сентября 2015 года.

Статья 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает в случае удовлетворения требований взыскание государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден, с ответчика. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления. Исходя из этого, с заинтересованного лица - администрации муниципального образования «Благовещенское», являющейся органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

р е ш и л :

требования прокурора Вельского района об оспаривании бездействия администрации МО «Благовещенское» в сфере осуществления полномочий по обеспечению пожарной безопасности удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Благовещенское» в сфере осуществления полномочий по обеспечению пожарной безопасности незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Благовещенское» в срок до 1 сентября 2015 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

-обеспечить запас воды для целей пожаротушения в д. *, с. *Вельского района Архангельской области в соответствии с требованиями п.9.9-9.11 «СП 8.13130.2009.Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №178, п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390;

-для дер. Олюбинская, с.Благовещенское Вельского района Архангельской области, в местах, граничащих с лесным массивом, разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения согласно требованиям п.78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 №390;

-в дер. *, с. * Вельского района Архангельской области обеспечить пятнадцатиметровый противопожарный разрыв от границ застройки до лесного массива во исполнение п.5*, прил.1* СНиП 2.0.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденным постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 №78.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий И.Г. Латфуллин

2-1245/2014 ~ М-1226/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Вельского района
Другие
ОНД Вельского района УНД ГУ МЧС России по Архангельской области
администрация МО "Благовещенское"
Суд
Вельский районный суд
Судья
Латфуллин Ильдар Гаттулфатович
01.08.2014[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2014[И] Передача материалов судье
04.08.2014[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2014[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2014[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2014[И] Судебное заседание
11.08.2014[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2014[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2018[И] Дело оформлено
28.05.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее