ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении
с.Чаа-Холь 31 марта 2016 года
Судья Чаа-Хольского районного суда Республики Тыва Монгуш К.К., при проведении подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении Бейсенова Э.Б., *******,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении № 2 от 31 марта 2016 года, гражданин Республики Кыргызстан Бейсенов Э.Б., <данные изъяты>, 31 марта 2016 года в 09 часов 22 минут находился в здании администрации Чаа-Хольского района Республики Тыва, находящегося по адресу: *******, и нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, а именно, на момент проверки отсутствовал паспорт и миграционная карта.
Изучив протокол об административном правонарушении, нахожу данный протокол подлежащим возвращению ввиду неправильного составления протокола и неполноты представленных материалов, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
В соответствии со ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
В соответствии ч.1 со ст.10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.
Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.
2. Иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя.
3. О принятии к рассмотрению заявления иностранного гражданина об установлении личности иностранному гражданину выдается справка установленной формы вместе с описью приложенных к заявлению документов.
4. В целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вправе:
1) требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;
2) проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;
3) использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
4) использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.
5. Опрос лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, проводится сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Результаты опроса оформляются протоколом опроса свидетеля, в котором указываются место и время проведения опроса, должность, фамилия, имя, отчество лица, проводившего опрос, персональные данные свидетеля, а также документ, удостоверяющий личность свидетеля.
6. Протокол опроса свидетеля предъявляется для ознакомления участвовавшему в опросе свидетелю. Свидетель может вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые удостоверяются его подписью. Протокол подписывается составившим его сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и участвовавшим в опросе свидетелем. В случае отказа свидетеля подписать протокол сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.
7. Для опознания иностранного гражданина сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции предъявляет его свидетелям, которые предварительно сообщают сведения о себе, а также об обстоятельствах знакомства с данным иностранным гражданином.
8. Иностранный гражданин предъявляется для опознания вместе с другими лицами, по возможности внешне сходными с ним. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. Перед началом опознания иностранному гражданину предлагается занять любое место среди предъявляемых для опознания лиц, о чем в протоколе опознания делается соответствующая запись. В случае невозможности опознания иностранного гражданина непосредственно может быть проведено опознание по его фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц, по возможности внешне сходных с опознаваемым. Количество фотографий должно быть не менее трех. Если опознающий указал на одно из предъявленных для опознания лиц или на одну из фотографий, то ему предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он опознал данное лицо, а также сообщить фамилию, имя и отчество опознанного.
9. По результатам опознания составляется протокол опознания, в котором указываются место и дата проведения опознания, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, фамилии, имена, отчества участвовавших в опознании лиц, а при необходимости адреса их места жительства (места пребывания) и другие сведения о них.
10. Протокол опознания предъявляется для ознакомления всем участвовавшим в опознании лицам. Указанные лица могут вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые должны быть удостоверены их подписями.
11. Протокол опознания подписывается составившим его сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, а также участвовавшими в опознании лицами. В случае отказа участвовавшего в опознании лица подписать протокол сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.
12. Если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина вручается данному иностранному гражданину по его просьбе.
13. Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца.
14. Формы бланков заявления об установлении личности, справки о приеме заявления об установлении личности к рассмотрению, протокола опроса свидетелей, протокола опознания и заключения об установлении личности иностранного гражданина утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства, в протоколе об административном правонарушении № 2 от 31 марта 2016 года, достоверные сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении - Бейсенове Э.Б., документом, удостоверяющим личность, иностранного гражданина - паспортом иностранного гражданина либо иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, не установлено.
В случае отсутствия у Бейсенова Э.Б. документа, удостоверяющего личность, иностранного гражданина, - по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности, в соответствии со ст.10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, процедура установления личности иностранного гражданина Бейсенова Э.Б., незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, должностным лицом, составившим протокол, не проведена.
В протоколе об административном правонарушении № 2 от 31 марта 2016 года, указано, что Бейсенов Э.Б. нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, а именно, на момент проверки отсутствовал паспорт и миграционная карта.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В нарушение указанных требований закона, при оставлении протокола об административном правонарушении № 2 от 31 марта 2016 года в отношении Бейсенова Э.Б. не выяснена его виновность в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Так, к протоколу об административном правонарушении № 2 от 31 марта 2016 года приложены сведения из информационной базы на Бейсенова Э.Б., где имеются сведения о наличии национального паспорта иностранного гражданина Бейсенова Э.Б. сроком действия до 19 мая 2019 года, а также миграционная карта. В протоколе об административном правонарушении № 2 от 31 марта 2016 года имеется объяснение Бейсенова Э.Б. о том, что паспорт не взял с собой.
Таким образом, при наличии указанных доводов Бейсенова Э.Б., перед составлением протокола об административном правонарушении № 2 от 31 марта 2016 года, наличие либо отсутствие указанных документов у Бейсенова Э.Б. должностным лицом ТП УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва в Чаа-Хольском районе, не проверено.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из данной правовой нормы следует, что вина лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается государством в лице органов и должностных лиц, уполномоченных возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела, должностному лицу, который составил протокол, ввиду неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно абз.4 п.4 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса об административных правонарушениях» в случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Нарушение требований указанной статьи являются существенными и не могут быть восполнены в судебном разбирательстве, поскольку их восполнение во время судебного разбирательства могут ухудшить положения лица.
К тому же, согласно п.4 ст.29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Таким образом, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении Бейсенова Э.Б., подлежат возвращению и.о. начальника ТП УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва в Чаа-Хольском районе Чымы А.В., для устранения неправильности составления протокола и неполноты представленных материалов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.4 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении Бейсенова Э.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ и.о. начальника ТП УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва в Чаа-Хольском районе Чымы А.В., для устранения неправильности составления протокола и неполноты представленных материалов.
Судья Монгуш К.К.