Председательствующий – Машкова О.И. Дело № 33 - 26
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2012 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Алексиной М.В.
судей - Ялбаковой Э.В., Антуха Б.Е.
при секретаре - Тогочаевой К.А.
с участием прокурора – Семибратова С.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Министерства финансов Республики Алтай – Дорониной А.В. на решение Турочакского районного суда от 05 декабря 2011 года, которым
удовлетворены частично исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Дильман И.А. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии за 2009 год и 2010 год, в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копеек.
Отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай о взыскании в пользу Дильман И.А. денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии, в сумме <данные изъяты> копеек.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Марковой Н.А. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии за 2009 год и 2010 год, в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копеек.
Отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай о взыскании в пользу Марковой Н.А. денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии, в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Рецлав Е.А. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии за 2009 год и за 2010 год, в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек.
Отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай о взыскании в пользу Рецлав Е.А. денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии, в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Габан О.В. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии за 2009 год и 2010 год, в сумме <данные изъяты> <данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копейки.
Отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай о взыскании в пользу Габан О.В. денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии, в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Загородневой А.Н. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии за 2009 год и 2010 год, в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копеек.
Отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай о взыскании в пользу Загородневой А.Н. денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии, в сумме <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Шелеповой Е.В. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии за 2009 год и 2010 год, в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубля <данные изъяты> копейки.
Отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай о взыскании в пользу Шелеповой Е.В. денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии, в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Взысканы с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай в пользу Черновой И.В. денежные средства для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии за 2009 год и 2010 год, в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копейки.
Отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай о взыскании в пользу Черновой И.В. денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива и электроэнергии, в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Заслушав доклад судьи Антуха Б.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Турочакского района Республики Алтай 16 августа 2011 года обратился в Турочакский районный суд с иском к отделу труда и социального развития администрации МО «Турочакский район» в интересах Дильман И.А., Марковой Н.А., Рецлав Е.А., Габан О.В., Загородневой А.Н., Шелеповой Е.В., Черновой И.В.
об обязании приобрести и доставить твердое топливо. Определением суда от 31 августа 2011 года, с согласия истцов, гражданские дела были соединены в одно производство.
24 ноября 2011 года от прокурора поступили измененные исковые требования4 в котором просил взыскать с Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай: денежные средства в пользу Дильман И.А. в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива, и денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в счет возмещения платы за электроэнергию, всего взыскать <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек; денежные средства в пользу Марковой Н.А. в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива, и денежные средства в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек в счет возмещения платы за электроэнергию, всего взыскать <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек; денежные средства в пользу Рецлав Е.А. <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива, и денежные средства в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в счет возмещения платы за электроэнергию, всего взыскать <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек; денежные средства в пользу Габан О.В. в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива, и денежные средства в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки в счет возмещения платы за электроэнергию, всего взыскать <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки; денежные средства в пользу Загородневой А.Н. в сумме <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива, и денежные средства в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек в счет возмещения платы за электроэнергию всего взыскать <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек; денежные средства в пользу Шелеповой Е.В. в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива, и денежные средства в сумме <данные изъяты> рубя <данные изъяты> копейки в счет возмещения платы за электроэнергию, всего взыскать <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки; денежные средства в пользу Черновой И.В. в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива, и денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки в счет возмещения платы за электроэнергию, всего взыскать <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы являются педагогическими работниками, работающими в сельской местности, в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
В нарушение ст. 3 Закона Республики Алтай № 78-РЗ от 07.07.2008 педагогическим работникам в 2009 году не было поставлено твердое топливо и не была возмещена плата за электроснабжение жилого помещения в полном объеме, в 2010 году отделом труда и социального развития администрации муниципального образования «Турочакский район» плата за электроснабжение была возмещена частично, твердое топливо было предоставлено по 7 куб.м. из расчета 630 рублей за 1 куб.м., что подтверждается справками отдела труда и социального развития администрации муниципального образования «Турочакский район».
Таким образом, истцам в 2009 и 2010 годах меры социальной поддержки не оказывались в объеме заявленных требований, в соответствии с расчетами, приложенными к исковому заявлению.
В судебном заседании помощник прокурора Турочакского района Казанцев Н.А. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истцы надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Ответчик - Министерство финансов Республики Алтай - надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, представитель ответчика в суд не явился, представил отзыв на иск.
Суд принял вышеизложенное решение, с которым не согласилась Доронина А.В., указывая в кассационной жалобе, что решение вынесено судом с нарушением норм материального и процессуального права, и подлежит отмене. Считает, что суд не правильно истолковал абз.3 п.5 ст. 55 Закона № 3266-1 от 10.07.1992г. «Об образовании», ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003г. № 52–ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики». Судом не учтена правовая позиция Определения Конституционного Суда РФ от 08.02.2007г. № 322-О-П. Взыскание с Минфина Республики Алтай за счет казны Республики Алтай денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива, противоречит положениям ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В нарушение ч.4 ст. 67 ГПК РФ судом не приняты во внимание и не дана оценка доводам Минфина Республики Алтай о применении норм Бюджетного кодекса РФ в спорной ситуации. Судом не дана оценка применения положений ст.1, 152 БК РФ, которые определяют, что гражданин РФ не является участником бюджетных правоотношений. Считает, что обжалуемое решение невозможно реально исполнить.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора Семибратова С.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им оценку, основанную на нормах материального права.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 февраля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно Федерального закона от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Из преамбулы Закона Республики Алтай от 07 июля 2008 года № 78-РЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» следует, что настоящий Закон в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в целях формирования межбюджетных отношений устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости, если педагогический стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно статьи 1 вышеуказанного Закона, в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения подлежат возмещению следующие виды расходов: плата за жилое помещение, в том числе плата по договору найма жилого помещения, входящего в частный жилищный фонд; плата за электроснабжение жилого помещения в части освещения; плата за отопление жилого помещения, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при отсутствии центрального отопления.
Возмещение расходов, связанных с обеспечением педагогических работников, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, твердым топливом, осуществляется на основании заключенных договоров по объемам твердого топлива, соответствующим потребности для отопления 1 кв.м. общей площади жилого дома согласно приложения (п. 2 ст. 3 Закона РА № 78-РЗ). Из приложения к данному Закону следует, что норматив потребности для отопления 1 кв.м. жилья по Турочакскому району составляет 0, 319 куб.м. дров.
В соответствии с п. 3 статьи 3, ст. 4 настоящего Закона, возмещение расходов, связанных с освещением жилого помещения, осуществляется по установленным тарифам и показаниям приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и составляет 1,77 кВт/час в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 10 июня 2009 года № 128 утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате твердого топлива педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай в домах, не имеющих центрального отопления.
Согласно п. 2 вышеуказанных правил, меры социальной поддержки педагогическим работникам по оплате твердого топлива предоставляются в денежной форме в виде единовременной денежной компенсации, в размере понесенных педагогическим работником расходов за приобретенное топливо и его доставку. В соответствии с п. 7 Правил расчет суммы компенсации производится в пределах розничной цены, установленной органами местного самоуправления. Компенсация предоставляется на основании платежных документов либо договоров купли-продажи.
Судом первой инстанции установлено, что воспитатели филиала № № МДОУ д\с Родничок» Дильман И.А., Маркова Н.А., Рецлав Е.А., Габан О.В., Загороднева А.Н., Шелепова Е.В., Чернова И.В., которые относятся к категории педагогических работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением, в 2009 – 2010 годах, в связи с непредставлением топлива и оплаты электроэнергии в полном объеме были вынуждены приобретать за свой счет твердое топливо, о чем свидетельствуют договоры купли-продажи твердого топлива и закупочные акты от 2009, 2010 годов, а также оплачивать потребленную электроэнергию за эти годы.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации, или муниципальным образованием.
В статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 6\8 от 01.07.96 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями приведенных выше норм, пришел к правильному выводу о том, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работавшим и проживающим в сельской местности, должно было осуществляется должным образом органами местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета.
Таким образом, судебная коллегия находит правильным, основанным на нормах закона вывод суда первой инстанции о частичном удовлетворении требований Дильман И.А., Марковой Н.А., Рецлав Е.А., Габан О.В., Загородневой А.Н., Шелеповой Е.В. и Черновой И.В. к Министерству финансов Республики Алтай о взыскании сумм задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате твердого топлива и потребленной электроэнергии за счет казны Республики Алтай.
Доводы кассационной жалобы о неверном толковании абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании», ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года № 52–ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», судебная коллегия находит несостоятельными, учитывая следующее.
Как следует из решения, суд, проанализировав федеральное и республиканское законодательство в области мер социальной поддержки педагогов, проживающих и работающих в сельской местности, пришел к выводу, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Данный вывод основан на положениях ст. 4 Закона Республики Алтай N 78-РЗ от 07.07.2008 г. «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай», действующего на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которому финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией указанного Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. При этом п. 2 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377, предусматривается, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых именно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, так как согласно п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Законом Республики Алтай N 78-РЗ от 07.07.2008 г. «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай» предусмотрено несение расходов на эти цели из республиканского бюджета, которые подлежат компенсации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377.
Кассатор в жалобе указал, что в нарушение ч.4 ст. 67 ГПК РФ судом не приняты во внимание и не дана оценка доводам Минфина Республики Алтай о применении норм Бюджетного кодекса РФ в спорной ситуации. Судом не дана оценка применения положений ст. 1, ст. 152 БК РФ, которые определяют, что гражданин РФ не является участником бюджетных правоотношений. Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции при принятии решения не руководствовался нормами бюджетного законодательства, поскольку, как правильно указано кассатором, в силу положений ст. 152 БК РФ гражданин РФ не является участником бюджетных правоотношений. В данном же случае правоотношения между истцами и ответчиком возникли в результате нарушения прав истцов на обеспечение их бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением, и, как следствие, причинением им ущерба, а поэтому возникший спор суд правильно разрешил, руководствуясь ст.ст. 1069, 1071 ГК РФ, по мотивам, изложенным в решении.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом кассатора о том, что обжалуемое решение невозможно реально исполнить. Данный довод основан на неправильном толковании кассатором норм материального права и обстоятельств дела. Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что Республика Алтай не в полном объеме произвела финансовое обеспечение Закона Республики Алтай № 78-РЗ от 07 июля 2008 года, тем самым нарушая статью 4 данного Закона, суд считает, что в силу ст.ст. 1069, 1071 ГК РФ, убытки, понесенные истцами по оплате твердого топлива и освещения, подлежат взысканию с Министерства Финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай. В соответствии с ч. 3 ст. 242.2 БК РФ решения судов по данной категория дел подлежат исполнению в порядке, предусмотренном данной статьёй закона.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Турочакского районного суда от 05 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Министерства финансов Республики Алтай Дорониной А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий - Алексина М.В.
Судьи - Ялбакова Э.В., Антух Б.Е.,
Копия верна: