Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Полтавка 07 июля 2015 года
Полтавский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Бейфуса Д.А.,
при секретаре Корнейчук Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С.Р.А. к СПК «Еремеевский» о признании незаконным отказа в приватизации,
УСТАНОВИЛ:
С.Р.А. обратилась в суд с названным иском, в обоснование которого указала следующее.
СПК «Еремеевский» предоставил ей по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.
На основании указанного договора найма и ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного правлением СПК «Еремеевский» она вселилась в данную квартиру, где проживает по настоящее время.
Сейчас находится в декретном отпуске по уходу за дочерью С.Т.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ушла в декретный отпуск с СПК «Еремеевский», где работает в отделе кадров.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии Законом «О приватизации жилищного фонда» она подала на имя председателя СПК «Еремеевский» Юнкмана А.А. заявление с просьбой дать ей разрешение на приватизацию квартиры, в которой проживает.
Председатель СПК «Еремеевский» Юнкман А.А. отказал ей приватизировать квартиру и написал резолюцию «освободить квартиру».
Дом построен и сдан в эксплуатацию во время существования СССР, в 1963 году, т.е. до акционирования хозяйства и поэтому подлежит приватизации.
Ссылаясь на основания возникновения гражданских прав и обязанностей, установленных статьёй 8 ГК РФ, просит признать незаконным отказ СПК «Еремеевский» в приватизации <адрес> в <адрес> и обязать СПК «Еремеевский» дать ей разрешение приватизировать вышеуказанную квартиру.
В судебном заседании истец С.Р.А. иск подержала по изложенным основаниям.
Представитель истца Гумеров М.Н. в судебном заседании иск С.Р.А. поддержал, пояснил, что действия председателя СПК по отказу в приватизации необоснованны, требования Закона о приватизации истицей соблюдены. Дом построен во времена СССР, совхоз являлся государственным предприятием. В соответствии со статьёй 18 Закона «О приватизации» при переходе государственных предприятий в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий, должен быть передан правопреемникам этих предприятий либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. В силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.93 N 8 (пункт 4) гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона, поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.
Представитель ответчика – Бубнов В.В. в судебном заседании с иском не согласен, доводы, изложенные в возражениях, поддержал.
В возражениях указал, что дом построен на средства и силами совхоза «Еремеевский», который на тот момент не являлся государственным или муниципальным предприятием, поэтому решение о приватизации указанной квартиры на основании ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" принимает правопреемник совхоза - СПК «Еремеевский». И никто не вправе понуждать собственника жилья такое решение принимать. Данная квартира после реорганизаций была передана на баланс СПК «Еремеевский». Квартира была предоставлена истице по договору социального найма как работнику СПК для проживания, а не для приватизации жилья спустя 10 месяцев после заселения. Виза «освободить квартиру» была поставлена на заявлении С.Р.А. из-за нарушения ею п.3.2 договора социального найма от 06.08.2014, а именно не внесения ежемесячной платы за проживание, но действий по выселению СПК не предпринимали, таким образом, права истицы не нарушены. В приватизации указанной квартиры отказано в связи с небольшим сроком проживания истицы, небольшим сроком работы в кооперативе и отсутствием особых заслуг в работе.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В иске и в судебном заседании истица указывает, что проживает в <адрес> в <адрес>.
Вместе с тем, согласно представленным истицей документам – копии паспорта (л.д.7), справке о составе семьи (л.д.36) – С.Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает с семьёй в <адрес> указанного дома.
С.Р.А. работает с ДД.ММ.ГГГГ в СПК «Еремеевский», что подтверждается копией приказа о приёме её на работу (л.д.12) и копией трудовой книжки.
ДД.ММ.ГГГГ правлением СПК «Еремеевский» С.Р.А. выдан ордер № на право занятия жилой площади в <адрес> (л.д.17). Из ордера следует, что кооператив запрещает приватизацию квартиры в течение десяти лет. ДД.ММ.ГГГГ на основании данного ордера СПК «Еремеевский» со С.Р.А. был заключён договор социального найма указанного жилого помещения (л.д.15-16).
ДД.ММ.ГГГГ С.Р.А. обратилась к председателю СПК «Еремеевский» с заявлением с просьбой разрешить приватизацию <адрес> в <адрес>, в чём ей было отказано (л.д.18,19).
Законность проживания истицы в спорном жилом помещении ответчиком не оспаривается.
В соответствии с кадастровой выпиской филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, <адрес> введён в эксплуатацию в 1963 году, имеет кадастровый номер №, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).
Согласно справке администрации Еремеевского сельского поселения Полтавского района Омской области, собственностью этого муниципального образования указанный жилой дом не является, в реестр муниципального имущества не внесен (л.д.35).
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что правопритязания, а также заявленные в судебном порядке права требования, аресты (запрещения) на земельный участок и квартиру по указанному адресу отсутствуют.
Судом установлено, что данный дом был построен на средства и силами совхоза Еремеевский, что не отрицается сторонами.
Квартира № <адрес> в д. Коконовка стоит на балансе СПК «Еремеевский», ей присвоен инвентарный номер, что подтверждается инвентарной карточкой учёта объекта основных средств.
С ДД.ММ.ГГГГ Еремеевский совхоз реорганизован в АО ЗТ «Еремеевское», постановлением главы администрации Полтавского района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Устав АО ЗТ «Еремеевское» (л.д.38).
Из Устава АО ЗТ «Еремеевское» (п.1.3) следует, что общество образовано на базе совхоза Еремеевский и является его правопреемником.
Постановлением главы местного самоуправления Полтавского района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39) зарегистрировано преобразование АО «Еремеевское» в СПК «Еремеевский». Постановлено также считать СПК «Еремеевский» правопреемником АО «Еремеевское».
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу статьи 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 24 августа 1993 года "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" (пункт 3) граждане, проживающие по договору найма или аренды в домах общественного жилищного фонда, таким правом (правом на бесплатную приватизацию на основании Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ") не обладают. Вместе с тем собственник общественного жилищного фонда или уполномоченный им орган вправе самостоятельно принять решение о бесплатной передаче гражданам занимаемых ими жилых помещений. При возникновении в указанном случае спора его следует разрешать исходя из установленных собственником условий и порядка передачи жилья в собственность проживающих в нем граждан.
Статьей 99 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего на момент реорганизации совхоза Еремеевский в АО ЗТ «Еремеевское», предусматривалось, что колхозы, иные кооперативные организации, их объединения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями).
Право распоряжения имуществом, составляющим собственность колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, принадлежит исключительно самим собственникам.
В соответствии со статьей 100 Гражданского кодекса РСФСР (в ред. Указа ПВС РСФСР от 24 февраля 1987 г.) собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.
В силу статьи 5 Жилищного кодекса РСФСР жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежавшие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям, относились к общественному жилищному фонду.
Указом Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" в целях дальнейшего совершенствования земельных отношений, приватизации земель, упрощения процедуры наделения граждан земельными участками была установлена обязанность колхозов и совхозов в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и пункту 6 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, колхозы и совхозы при реорганизации могли передать объекты жилого фонда в собственность соответствующим местным органам власти либо передать или продать занимающим их гражданам в порядке, установленном Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" и соответствующим решением Советов народных депутатов.
Постановление Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" от 04 июля 1991 года в пункте 6 также лишь рекомендовало общественным объединениям (организациям) осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищного фонда.
Инструкцией о порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам, утвержденной Минсельхозом РФ, Госкомимуществом РФ 10.02.1992 и принятой на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", было установлено (пункт 3), что в интересах коллектива ряд объектов социальной инфраструктуры может оставаться на балансе предприятий, создаваемых на основе реорганизации колхозов и совхозов.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 724 "О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность" были утверждены рекомендации о передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций.
В перечень объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций, подлежащих передаче в муниципальную собственность, также были включены объекты обобществленного жилищного фонда.
Согласно статье 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Статьей 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", утратившего силу с 01.01.1995 в связи с принятием Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой ГК РФ», было установлено, что право собственности у приобретателя имущества возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что совхозы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями). При этом при реорганизации совхозов дальнейшая принадлежность жилого фонда данных организаций должна была быть определена одним из перечисленных способов, установленных действующим на тот момент законодательством, в том числе оставлению на балансе организации, созданной в результате реорганизации. При этом передача жилого фонда в муниципальную собственность являлась правом совхоза, а не обязанностью.
Следовательно, при реорганизации Еремеевского совхоза принадлежащий ему жилой фонд, в том числе спорное жилое помещение, подлежало либо передаче в муниципальную собственность, либо передаче или продаже гражданам, занимающим в жилом фонде помещения, в установленном законом порядке, либо оставлению на балансе организации, созданной в результате реорганизации. Действующее на тот момент законодательство позволяло совхозу иметь в собственности имущество, обязанности передать жилищный фонд законодательство не предусматривало.
Как установлено судом, право государственной или муниципальной собственности на спорное жилое помещение не зарегистрировано, сведения о передаче спорного жилого помещения в муниципальную собственность отсутствуют, что свидетельствует о том, что Еремеевский совхоз на момент реорганизации распорядился своим правом, предусмотренным законом, путем передачи спорного помещения на баланс организации, созданной в результате реорганизации, то есть АО ЗТ «Еремеевское», затем СПК.
Таким образом, поскольку спорная квартира не относилась и не относится к муниципальному или государственному жилищному фонду и не подлежит приватизации в порядке, предусмотренном Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", иск С.Р.А. удовлетворению не подлежит.
Доводы стороны истца о том, что спорное жилое помещение ранее было государственным, не являются правовым основанием для удовлетворения исковых требований, в связи с тем, что истица была вселена в спорное жилое помещение когда оно уже находилось в собственности у СПК «Еремеевский».
Поскольку истица вступила в трудовые отношения и была вселена в жилое помещение не в период существования совхоза и на момент реорганизации совхоза в нем не проживала, то не может быть принята во внимание ссылка её представителя на п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которому переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо их ликвидация, не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.
Согласно статье 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04 июля 1991 года право на приобретение в собственность жилых помещений имеют только граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, на условиях социального найма, поэтому у истицы права на приватизацию спорного жилого помещения не имеется.
руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ________________