Дело №2-971/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
/не вступило в законную силу/
29 марта 2012 г. Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Мазур Н.В.
при секретаре Постниковой М.В.
с участием: представителя заявителя Гончарова М.В. – Медянник О.Ю., действующей на основании доверенности от 25 июля 2011 года
представителя Администрации муниципального образования г-к Анапа Багмут Е.Н., действующей на основании доверенности от 29 декабря 2011 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гончарова М.В. о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении в собственность земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Гончаров М.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении в собственность земельных участков.
В судебном заседании представитель Гончарова М.В. требования поддержала и показала, что ее доверитель является собственником зданий, расположенных по адресу: г-к Анапа, с. Юровка, ул. Мира, 3, - здание кафе,и г-к Анапа, с. Юровка, ул. Садовая, 252а, - здания производственной базы, в связи с чем имеет преимущественное право выкупа земельных участков, расположенных под принадлежащими ему объектами недвижимого имущества в силу ст. 36 ЗК РФ. Гончаров М.В. неоднократно обращался с заявлением в Администрацию МО г.-к. Анапа с заявлениями о предоставлении ему в собственность земельных участков, но получил отказ. Земельные участки под объектами сформированы, прошли государственный кадастровый учет, поэтому отказ является незаконным, нарушающим права заявителя, в связи с чем, заявитель просит признать незаконным бездействие администрации МО г.-к. Анапа, выражающееся в уклонении от утверждения и выдачи Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, в истребовании неуказанных в законе документов, в непринятии (отказе) в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность за плату земельных участков. Гончаров М.В. просит также обязать администрацию МО г.-к. Анапа утвердить и выдать Схему расположения земельного участка площадью 600 кв.м. по адресу: г-к Анапа, с. Юровка, ул. Мира, 3 на кадастровой карте (плане) территории МО г.-к. Анапа; обязать администрацию МО г.-к. Анапа принять решение о предоставлении Гончарову М.В. в собственность за плату земельного участка кадастровый номер № площадью 600 кв.м. по адресу: г-к Анапа, с. Юровка, ул. Мира, 3, категория земель – Земли населённых пунктов; вид разрешенного использования – для размещения буфета-столовой., и подготовить проект договора купли-продажи названного земельного участка в месячный срок со дня поступления заявления по цене, равной 41 186 руб. 70 коп.и направить Гончарову М.В. предложение о заключении указанного договора; обязать администрацию МО г.-к. Анапа принять решение о предоставлении Гончарову М.В. в собственность за плату земельного участка кадастровый номер № площадью 4376 кв.м. по адресу: г-к Анапа, с. Юровка, ул. Садовая, 252а, категория земель – Земли населённых пунктов; вид разрешенного использования – для производственной базы, подготовить проект договора купли-продажи названного земельного участка в месячный срок со дня поступления заявления по цене, равной 132 836 руб. 76 коп.и направить Гончарову М.В. предложение о заключении указанного договора.
Представитель Администрации муниципального образования г-к Анапа заявленные требования не признала, считает решение об отказе в предоставлении земельных участков в собственность заявителя законным и обоснованным, так как Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996г. №591-р территория курорта Анапа и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта Анапа отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения, не подлежащим приватизации в силу ст. 28 Федерального закона от 21.12.20001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Заслушав доводы и возражения стороне, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Гончаров М.В. является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу:
- г-к Анапа, с. Юровка, ул. Мира, 3, - кафе, общей площадью 58,5 кв.м., на основании договора купли-продажи от 04.10.2004г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 02.11.2004г.;
- г-к Анапа, с. Юровка, ул. Садовая, 252, - производственная база, состоящая из:
- литер А, общей площадью 67,7 кв.м., на основании решения Анапского районного суда от 30.05.2005г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 25.06.2007г.;
- литер Б, общей площадью 25,7 кв.м., на основании решения Анапского районного суда от 30.05.2005г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 25.06.2007г.;
- литер В склад, общей площадью 406,6 кв.м., на основании решения Анапского районного суда от 30.05.2005г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 25.06.2007г.
Кафе расположено на земельном участке кадастровый номер № площадью 600 кв.м. по адресу: г-к Анапа, с. Юровка, ул. Мира, 3, категория земель – Земли населённых пунктов; вид разрешенного использования – для размещения буфета-столовой.
Земельный участок по адресу: г-к Анапа, с. Юровка, ул. Мира, 3 предоставлялся Первомайскому потребительскому обществу в постоянное (бессрочное) пользование постановлением № 187 от 29.12.1994г. право пользования данным земельным участком перешло к Гончарову М.В. в соответствии с п. 2 договора купли-продажи от 04.10.2004г.
Производственная база расположена на земельном участке кадастровый номер № площадью 4376 кв.м. по адресу: г-к Анапа, с. Юровка, ул. Садовая, 252, категория земель – Земли населённых пунктов; вид разрешенного использования – для производственной базы.
Данный земельный участок предоставлялся ТОО «Левада» в аренду постановлением № 276 от 25.12.1992г. право пользования данным земельным участком перешло к Гончарову М.В. в соответствии со ст. 552 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 552 ГК РФ покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
По правилам ст. 35 ЗК РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
П.3 ст. 35 ЗК РФ устанавливает, что собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.
Ст. 36 ЗК РФ устанавливает исключительное право на приватизацию земельных участков для граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений.
Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно п. 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Федеральным законом от 03.12.2008г. № 244 «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» органам местного самоуправления делегированы полномочия по распоряжению земельными участками, которые находятся в границах курортов федерального значения.
Согласно ч.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011г. № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок», действовавшим на момент обращения истца в орган местного самоуправления по вопросу предоставления за плату земельного участка, в соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
В соответствии с п.5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане должны обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, перечисленных в Приложении к Приказу Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. N 475:
копия паспорта заявителя,
выписка из ЕГРП о правах на здание или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания,
копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание,
выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений;
копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;
кадастровый паспорт земельного участка либо кадастровая выписка о земельном участке;
сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Органы местного самоуправления в силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с п. 6, 8 ст. 36 ЗК РФ органы местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления должны принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением озаключении соответствующего договора.
Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования.
П. 3, 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", разъясняет, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в силу статьи 36 ЗК РФ обязан направить заявителю проект договора купли-продажи.
В соответствии с ч.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся вгосударств ной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ч.1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все,прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ч.3 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с ч.8 указанной статьи отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации; а также земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Указом Президента РФ от 22.09.1994г. № 1954 «О федеральном курортном регионе Анапа» району курорта Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.01.1985г. № 45 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае», придан статус федерального курортного региона.
Распоряжение Правительства РФ от 12.04.1996г. № 591-р «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», которым утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, в том числе территория курорта и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта Анапа, утратило силу в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от 21.04.2011 г. № 685-р.
Гончаров М.В. в ноябре 2009г. оплатил за собственный счет выполнение землеустроительных работ и изготовление межевого плана на оба земельных участка.
В ноябре 2010г. получил Расчет предельной минимальной площади земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости по адресу: г-к Анапа, с. Юровка, ул. Мира, 3, изготовленныйУАиГ Администрации МО г.-к. Анапа и утвержденный главным архитектором г.-к. Анапа Р.С.А. 17.11.2010г.
Также в ноябре 2010г. главным архитектором г-к Анапа Р.С.А. и первым заместителем главы МО г.-к. Анапа К.А.А. была согласована Схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории МО г.-к. Анапа площадью 600 кв.м. по адресу: г-к Анапа, с. Юровка, ул. Мира, 3. Постановление об утверждении данной Схемы не вынесено Администрацией МО г.-к. Анапа по настоящее время.
27.07.2011г. Администрацией МО г.-к. Анапа была утверждена Схема расположения земельного участка площадью 4376 кв.м. по адресу: г-к Анапа, с. Юровка, ул. Садовая, 252.
Гончарова М.В. обращался в Администрацию МО г.-к. Анапас заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: г-к Анапа, с. Юровка, ул. Мира, 3 в собственность 27.04.2011г., 28.05.2011г., 02.09.2011г., 05.11.2011г., Управление имущественных отношений, уполномоченное Администрацией МО г.-к. Анапа на принятие заявлений граждан о предоставлении земельных участков в собственность отвечало требованием предоставить дополнительные документы, неуказанные в Перечне, утв. Приказом Минэкономразвития России, что подтверждается ответами УИО от 27.05.2011г., от 17.06.2011г., от 15.09.2011г.
На заявление Гончарова М.В. от 19.12.2011г. о предоставлении земельного участка по адресу: г-к Анапа, с. Юровка, ул. Мира, 3 в собственность, направленное по почте, полученное 21.12.2011г. гл. специалистом Бобровой, что подтверждается почтовым уведомлением, ответ заявителю по настоящее время не дан.
На заявление Гончарова о предоставлении в собственность земельного участка по адресу по адресу: г-к Анапа, с. Юровка, ул. Садовая, 252 от 23.09.2011г. получен отказ в предоставлении в собственность письмом УИО администрации МО г.-к. Анапа от поскольку району курорта Анапа придан статус федеральною курортного региона, территория курорта Анапа и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта Анапа отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения, не подлежащим приватизации.
Бездействие администрации МО г.-к. Анапа выражающееся в уклонении от утверждения и выдачи Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, в истребовании неуказанных в законе документов, в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка и подготовке проекта договора купли-продажи названного земельного участка и направлении заявителю предложения о заключении указанного договорасоздаёт препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, гарантированных заявителю ст. 36 Конституции РФ и ст. 36 Земельного кодекса РФ, устанавливающих, что граждане вправе иметь в частной собственности землю на условиях и в порядке, определенном на основе федерального закона, в данном случае исключительное право на приватизацию земельного участка принадлежит гражданину - собственнику зданий, строений, сооружений.
Кроме того, Распоряжение Правительства РФ от 12.04.1996г. № 591-р «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», указанное в решении УИО администрации МО г.-к. Анапа в обоснование отказа в предоставлении Гончарову М.В. земельного участка, в настоящее время утратило силу в связи с изданием распоряжения Правительства от 21.04.2011г. № 685-р.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
Статья 258 ГПК РФ устанавливает, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к убеждению о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.257, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Гончарова М.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации МО г.-к. Анапа выражающееся в уклонении от выдачи Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, в истребовании неуказанных в законе документов, в непринятии (отказе) в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность за плату земельных участков.
Обязать администрацию МО г.-к. Анапа утвердить и выдать Схему расположения земельного участка площадью 600 кв.м. по адресу: г-к Анапа, с. Юровка, ул. Мира, 3 на кадастровой карте (плане) территории МО г.-к. Анапа.
Обязать администрацию МО г.-к. Анапа принять решение о предоставлении Гончарову М.В. в собственность за плату земельного участка кадастровый номер № площадью 600 кв.м. по адресу: г-к Анапа, с. Юровка, ул. Мира, 3, категория земель – Земли населённых пунктов; вид разрешенного использования – для размещения буфета-столовой, и подготовить проект договора купли-продажи названного земельного участка в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу и направить Гончарову М.В. предложение о заключении указанного договора.
Обязать администрацию МО г.-к. Анапа принять решение о предоставлении Гончарову М.В. в собственность за плату земельного участка кадастровый номер № площадью 4376 кв.м. по адресу: г-к Анапа, с. Юровка, ул. Садовая, 252а, категория земель – Земли населённых пунктов; вид разрешенного использования – для производственной базы, подготовить проект договора купли-продажи названного земельного участка в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу и направить Гончарову М.В. предложение о заключении указанного договора.
В остальной части требований Гончарова М.В. – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: