Решение по делу № 2-403/2013 от 11.04.2013

Решение по гражданскому делу

Дело <НОМЕР>

РЕШЕНИЕ

Именем   Российской   Федерации

Мировой судья Куратовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми Малышева Ю.А.,

при секретаре Вахниной И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 апреля 2013 года гражданское дело по иску Стрельченко <ФИО1> к Агентству Республики Коми по социальному развитию Министерству финансов Республики Коми, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре о взыскании денежных средств,

установил:

Стрельченко Л.И. обратилась к мировому судье с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о взыскании денежных средств, затраченных на покупку одежды детям в размере 45 072 руб., указав, что является приемным родителем. В 2012 году ею были приобретены детские вещи за счет собственных средств. Считает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, недополучают то, что полагается по закону.

Определением мирового судьи Куратовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 01 апреля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Республики Коми.

Истец, ее представитель Мальцева Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали, при этом указали, что Постановлением Правительства Республики Коми установлен недостаточный норматив для содержания приемных детей.

Представители ответчика Нихельман И.М., третьего лица Трофимова А.Н. в судебном заседании исковые требования не признали.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на основании договоров о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью от 17.06.2002, 01.01.2010 Стрельченко Л.И. приняла на воспитание детей: Чуваеву Э.Р., Ферину Л.А., Игнатова Д.В.

В течение 2012 года истец приобретала детские вещи общей стоимостью 45 072 руб., что подтверждается товарными и кассовыми чеками.  

Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в объяснениях лиц, участвующих в деле, письменных материалах дела.

Пунктом «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые не могут противоречить федеральным законам.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом статьей 5 названного Закона было определено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Право опекуна на получение ежемесячно денежных средств на содержание детей предусмотрено ч. 3 ст. 148 Семейного кодекса РФ, согласно которой дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Законом Республики Коми от 24.11.2008 № 139-РЗ «О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью» в рамках полномочий субъекта Российской Федерации регулируются некоторые вопросы в области опеки и попечительства над детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также устанавливаются дополнительные формы государственной поддержки при передаче ребенка на воспитание в семью.

На основании ст. 3 указанного Закона на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, предоставляются ежемесячные денежные средства в установленных размерах.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.3 договоров о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства обязуется обеспечить выплату денежных средств на содержание каждого приемного ребенка (детей) в размерах и в сроки, установленные Законом Республики Коми «О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью»; организовать выплату вознаграждения приемным родителям; организовать предоставление иных выплат и социальных гарантий, установленных нормативными правовыми актами Республики Коми приемным семьям, в порядке, установленном указанными актами.

Статьей 85 Бюджетного кодекса РФ определено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, нормами вышеназванных Федеральных законов субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплату денежных средств в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен.

   Частью 4 ст. 4 Законом Республики Коми от 24.11.2008 № 139-РЗ «О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью» установлено, что ежемесячные денежные средства на содержание ребенка выплачиваются территориальным органом специально уполномоченного Правительством Республики Коми органа исполнительной власти Республики Коми, а в случае отсутствия указанного территориального органа по месту жительства ребенка - государственным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения на основании решения специально уполномоченного Правительством Республики Коми органа исполнительной власти Республики Коми о назначении и выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребенка.

Судом установлено, что Стрельченко Л.И., как приемный родитель, в полной мере получает меры социальной поддержки, установленные законодательством Республики Коми, а также ежемесячные денежные средства на содержание детей.

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательно­сти и равно­пра­вия сторон (ст. 12 ГПК РФ).

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Феде­ральным законом.

Оценив представленные доказательства с учетом вышеприведенных норм закона, мировой судья приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности по взысканию денежных средств, затраченных на покупку одежды детям, на Агентство Республики Коми по социальному развитию в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья

решил:

Исковые требования Стрельченко <ФИО1> к Агентству Республики Коми по социальному развитию оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Сыктывкарский городской суд Республики Коми через мирового судью Куратовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми.

Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2013 года.

Мировой судья                                                                   Ю.А. Малышева

2-403/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Куратовский судебный участок г.Сыктывкара
Судья
Малышева Юлия Александровна
Дело на странице суда
kuratovsky.komi.msudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее