Дело № 2-1141/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 23 ноября 2015 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Калининой А.Г., с участием истца Кутасовой Л.В., представителя ответчика ГУ УПФР в <адрес> Семеновой С.М. доверенность от <дата>, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление
Кутасовой Л. В. к Закрытому акционерному обществу Агрофирма «Рассвет», Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда России в <адрес> об установлении факта трудовых отношений и включении спорных периодов в общий трудовой стаж,
У С Т А Н О В И Л:
Кутасова Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила установить трудовые отношения с колхозом «<.....>» в период времени <дата>, включить в общий трудовой стаж указанные периоды работы.
В обоснование заявленных требований указала, что работала во время летних каникул в <дата> в колхозе «<.....>», выполняя различные работы: занимались заготовкой сена и силоса, прополкой овощей, работала на зернотоке. Подготавливает документы для обращения в ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в <адрес>» для присвоения звания «Ветеран труда». Сведения о том, что она работала в колхозе «<.....>» не сохранились. <дата> в здании конторы колхоза «<.....>» произошел пожар и были уничтожены документы. Полагая, что в трудовой стаж подлежат включению периоды работы в летние каникулы на основании свидетельских показаний, в целях реализации пенсионных прав обратилась в суд.
Истец Кутасова Л.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что в каникулярное время в период с <дата> работала в колхозе «<.....>» разнорабочей, вместе со своей материю С.А.В., и выполняла всю поручаемую ему работу наравне со взрослыми. Обращалась в ГУ УПФР в <адрес> по поводу включения спорных периодов в страховой стаж в устной форме, получила разъяснение о необходимости обратиться в суд. В Управлении социальной защиты населения и труда в <адрес>, куда она обращалась, желая получить звание Ветерана труда, также рекомендовали обратиться в суд.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда в <адрес> Семенова С.М. оставляла разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Ответчик ЗАО Агрофирма «Рассвет» извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде должным образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, об уважительности причин не явки суду не сообщил.
Третьи лица Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в <адрес>» надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде, явку своего представителя не обеспечили, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя. Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл разрешение заявленных требований оставляло на усмотрение суда.
В соответствии со статьями 113, 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, заслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующий порядок назначения, выплаты и перерасчета трудовых пенсий, устанавливает, в частности, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе свидетельскими показаниями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 указанного Федерального закона N 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истцом заявлено требование о включении периодов работы до ее регистрации в качестве застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации постановлением от 24 июля 2002 года N 555 утвердило Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (далее - Правила).
Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Исходя из пунктов 28, 29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно; при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе, и невозможность их получения.
Согласно абзацу 1 и 2 пункта 31 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается Пенсионным фондом РФ по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Кутасова Л.В. является получателем пенсии по старости на общих основаниях с <дата>, имеет общий стаж 34 года 4 месяца 17 дней.
Судом установлено, что работа истца в спорные периоды в ее трудовой книжке не отражена.
Кутасова Л.В. тот факт, что трудовой книжки колхозника на ее имя не имеется, не оспаривался.
В статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со статьей 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Из приведенных норм закона следует, что ограничение возможности зачета периода работы в стаж в зависимости от возраста заявителя законом не предусмотрено. Иное толкование и применение законодательства повлекло бы неправомерное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение.
В соответствии с п. "в" ч. 1 Постановления Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 13.04.1942 г. N 507 "О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей" совнаркомам союзных и автономных республик разрешалось привлекать в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ в порядке мобилизации на работу в колхозы, совхозы и МТС учащихся 6 - 10 классов неполных средних и средних сельских и городских школ, и заключать трудовые договоры с лицами, достигшими 12-летнего возраста. Для подростков в возрасте от 12 до 16 лет был установлен обязательный минимум трудодней - не менее 50 дней в году.
Согласно справке архивного отдела администрации муниципального образования «<.....>» № от <дата> документы по личному составу колхоза «<.....>» на хранение в архивный отдел не передавались, стаж Кутасовой (Самолкиной) Л.И., <дата> года рождения, за <дата> подтвердить не могут.
Стороной истца представлена справка № от <дата> начальника ОНД <адрес>, из которой следует, что <дата> в здании конторы, принадлежащей совхозу «<.....>», расположенного в <адрес> произошел пожар, в результате пожара огнем уничтожено здание конторы.
Из справки ЗАО Агрофирма «Рассвет» № от <дата> видно, что архивные документы совхоза «<.....>» правопреемником которого является АСХО «<.....>» сгорели <дата>, книги приказов по совхозу «<.....>» сохранились с <дата>.
Из материалов гражданского дела следует, что колхоз «<.....>» был реорганизован в совхоз «<.....>» <дата>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что документы, подтверждающие сведения о работе лиц, работавших в колхозе «<.....>» не сохранились по причинам, которые от истца не зависят, а потому периоды работы с <дата> подлежат включению в стаж работы Кутасовой Л.В. на основании свидетельских показаний.
Свидетели С.М.А., М.А.В., М.Г.Г., допрошенные в судебном заседании, поясняли, что Кутасова (Самолкина) Л.В. в школьные годы в период летних каникул работала в колхозе «<.....>» с родителями: занимались прополкой овощей, заготавливали сено и силос, работали на зернотоке. Бригадиры вели учет трудодней детей, сколько им платили, не помнят, за полученные деньги расписывались в ведомостях.
Указанные свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, их показания согласуются между собой, не противоречат друг другу и имеющимся в материалах дела документам, а потому у суда не имеется оснований не доверять их показаниям.
Таким образом, анализ представленных доказательств в совокупности приводит суд к выводу о том, что трудовая деятельность Кутасовой (Самолкиной) Л.В. в период <дата> подтверждается показаниями свидетелей С.М.А., М.А.В., и М.Г.Г.
Включение спорных периодов в страховой стаж позволит реализовать право на перерасчет трудовой пенсии, получение мер социальной поддержки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Иск Кутасовой Л.В. удовлетворить.
Установить факт трудовых отношений и включить период работы с <дата> разнорабочей в колхозе «<.....>» в страховой стаж Кутасовой Л. В..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2015 года