Судья А.И.Хуснутдинов Дело № 33-5747/2016
Учет № 27
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 апреля 2016 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.М.Насретдиновой,
судей А.В.Мелихова, Г.А.Сахиповой,
при секретаре судебного заседания Ю.Н.Шигаповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г.Казани на решение Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 18 января 2016 года, которым постановлено: исковые требования Фахриевой Р.Н. к Управлению пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г. Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить.
Признать за Р.Н.Фахриевой право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Приволжском районе г.Казани: включить в специальный стаж Р.Н.Фахриевой периоды работы: с 18 ноября 1985года по 13 июня 1996года - в должности маляра в ПМК-233 треста «Казаньпромстрой»;
Назначить Р.Н.Фахриевой досрочную трудовую пенсию по старости в связи тяжелыми условиями труда с 30 октября 2015 года.
Взыскать с управления Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе города Казани в пользу Р.Н.Фахриевой в возврат государственной пошлины в размере 300 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Р.Н.Фахриевой и ее представителя О.В.Воронова, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.Н.Фахриева обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе г. Казани о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
В обосновании требований указала, что решением ответчика от 23 ноября 2015 года ей было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа, в который не были включены периоды ее работы с 18 ноября 1985 года по 13 июня 1996 года в должности маляра в ПМК-233 треста «Казаньпромстрой».
Полагая данное решение незаконным, истица просиласуд обязать УПФР включить в специальный стаж в связи с тяжелыми условиями труда вышеуказанный период работы, признать право на досрочную страховую пенсию, обязать ответчика назначить ее с учетом специального стажа с момента обращения - 30 октября 2015 года.
В судебном заседании представитель ответчика в письменном отзыве с иском не согласился.
Судом вынесено решение в выше приведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается, что истицей в обоснование своих требований не представлены документы, подтверждающие специальный характер ее работы с вредными условиями труда - с вредными веществами ниже 3 класса опасности на соответствующих должностях, и полную занятость в течение всего рабочего дня.
В суде апелляционной инстанции истица и ее представитель с жалобой не согласились.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, сведений об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем, судебной коллегией определено о рассмотрении дела без их участия.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона (55 лет), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно разделу XXXIII Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, правом на досрочную трудовую пенсию пользуются маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, в разделе XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" предусмотрены должности "маляры при работе с нитрокрасками" и "штукатур".
Как следует из материалов дела, решением УПФР за № 726395/15 от 23 ноября 2015 года Р.Н.Фахриевой отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 10 лет.
При этом, в специальный трудовой стаж по Списку № 2 не включены периоды ее работы с 18 ноября 1985 года по 13 июня 1996 года - в должности маляра в ПМК-233 треста «Казаньпромстрой», так как нет документального подтверждения занятости заявителя в течение полного рабочего дня на работах с применением вредных веществ не ниже 3-го класса опасности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о неправомерности отказа в досрочном назначении истице трудовой пенсии, признав на основании сведений о наличии у нее права на дополнительный отпуск и доплаты к тарифной ставке, и других дополнительных гарантий в виде получения специальных жиров, молока и мыла доказанным наличие у нее льготного стажа работы, дающего право на назначение досрочной пенсии на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Так, из пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» следует, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно записи в трудовой книжке, истица 18 ноября 1985 года принята в ПМК-233 треста «Казаньпромстрой» в качестве маляра 2-го разряда, 13 июля 1996 года уволена в порядке перевода.
Из архивной справки №1754 с/л от 10 апреля 2015 года Государственного архива документов по личному составу Республики Татарстан следует, что в лицевых счетах работников за 1985-1992 годы должность не указана, за 1993-1996 годы значится маляром, остальное время работала полный рабочий день, полную рабочую неделю, ученические отпуска не предоставлялись.
Таким образом, в имеющихся в деле копии трудовой книжки истицы, а также в других документах, отсутствует указание на характер выполняемой ею в спорный период работы, а именно: в качестве маляра при работе с эмалевыми красками, нитрокрасками, нитролаками и свинцовыми красками, либо маляра с применением вредных веществ не ниже третьего класса опасности, а также о ее полной занятости в тяжелых условиях труда. Присвоение разрядов маляра не является достаточным основанием для включения спорного периода в специальный стаж.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований истицы у суда первой инстанции не имелось.
На основании пункта 2 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Р.Н.Фахриевой в иске.
Руководствуясь статьями 199, 328, пунктом 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 18 января 2016 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Р.Н.Фахриевой к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г. Казани о включении в специальный стаж периода работы с 18 ноября 1985 года по 13 июня 1996 года - в должности маляра в ПМК-233 треста «Казаньпромстрой» и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи