Решение по делу № 2-928/2015 ~ М-901/2015 от 26.02.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 марта 2015 года                             г. Байконур

26 гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи
Тарлавиной Л.В., при секретаре судебного заседания Кислицыной Н.Н., в открытом судебном заседании, в военном суде, с участием старшего помощника прокурора комплекса Байконур младшего советника юстиции Крылова Р.М., лица, чьи действия оспариваются начальника отделения УМФС России по Московской области в г. Байконур Латышевой Т.В., рассмотрев гражданское дело по заявлению, поданному заместителем прокурора комплекса «Байконур» в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Черногрудь В.В. о признании решения начальника отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан), связанного с отказом в регистрации по месту пребывания в г. Байконур, незаконным, –

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора комплекса «Байконур» (далее - прокурор) в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в интересах Черногрудь В.В. к начальнику отделения УФМС России по Московской области в г. Байконур, в котором просил признать решение № 49/1-1 от 12 января 2015 года, связанное с отказом в регистрации по месту пребывания в г. Байконур Черногрудь В.В. незаконным и обязать указанное должностное лицо рассмотреть вопрос об оказании государственной услуги по регистрации по месту пребывания в г. Байконур по адресу: <адрес>, просп. <адрес>, <адрес>, в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.

В судебном заседании старший помощник прокурора комплекса «Байконур» Крылов Р.М. поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, пояснив при этом, что Черногрудь В.В. является гражданкой Украины, состоит в родственных отношениях с гражданами Украины Ч.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ч.М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а именно является их дочерью. Черногрудь В.В. и Черногрудь М.И. зарегистрированы по месту пребывания в <адрес> по адресу: просп. <адрес>, <адрес>, по 31 декабря 2015 года. Ч.В.В. и членам его семьи, его супруге Ч.М.И. и дочери Черногрудь В.В. на основании решения компетентного органа – городской режимной комиссии, протокол от ДД.ММ.ГГГГ, разрешена регистрация по месту пребывания по вышеуказанному адресу на время работы Ч.В.В. на предприятии , однако при обращении в декабре 2014 года в отделение УФМС России по Московской области в г. Байконур Черногрудь В.В. 12 января 2015 года отказано в регистрации по месту пребывания в г. Байконур на том основании, что она является гражданкой иностранного государства.

Полагая, что решение заинтересованного лица, влечет нарушение социальных прав Черногрудь В.В. и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; образование, прокурор обратился в суд за защитой ее прав в порядке ст. 45 ГПК РФ и просил суд, признать решение отделения УФМС № 49/1-1 от 12 января 2015 года об отказе в предоставлении государственной услуги, связанной с регистрацией по месту пребывания в г. Байконур, Черногрудь В.В., незаконным и обязать начальника отделения УФМС рассмотреть вопрос об оказании ей государственной услуги по регистрации по месту пребывания в г. Байконур по адресу: <адрес>, просп. <адрес>, <адрес>, в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.

Заинтересованное лицо Черногрудь В.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила провести судебное заседание без ее участия, требования заявления прокурора поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме, о чем представила соответствующее заявление.

Начальник отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан) Латышева Т.В. требования заявления не признала, сославшись в своих возражениях, на неурегулированность действующего законодательства в вопросах регистрации иностранных граждан, пребывающих в г. Байконур на период аренды, являющегося административно – территориальной единицей Республики Казахстан. При этом, согласно Положения об отделении Управления Федеральной миграционной службы России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан) (утв. Приказом УФМС России по Московской области от 14 февраля 2013 года № 22), предусмотрено осуществление регистрационного учета только граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах территории осуществления полномочий. Учет иностранных граждан (граждан Республики Казахстан) на территории города Байконур, по утверждению представителя заинтересованного лица, должен вести отдел миграционной полиции МВД Республики Казахстан. Кроме того, она пояснила, что отделение УФМС не относится к структуре правоохранительных органов. При таких обстоятельствах, по мнению заинтересованного лица, заявление прокурора является необоснованным, поскольку государственная услуга по регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в г. Байконур, не была ей оказана правомерно.

Вызванный и допрошенный в качестве свидетеля председатель городской режимной комиссии г. Байконур Черногрудь В.В. пояснил, что Ч.В.В. и членам его семьи, супруге Ч.М.И. и их дочери Черногрудь В.В. на основании решения компетентного органа – городской режимной комиссии, протокол № 114 от 27 ноября 2003 года разрешено временное проживание по месту пребывания по вышеуказанному адресу на время работы Ч.В.В. на предприятии Решение в отношении Черногрудь В.В., протокол № 114 от 27 ноября 2003 года, действует, и в настоящее время не отменено, так как разрешение получено на время работы ее отца на предприятии города. Однако, как пояснил У.И.Б. для регистрации Черногрудь В.В. по месту пребывания, последней придется предоставить комплект документов в городскую режимную комиссию, так как более трех лет она не имела регистрации в г. Байконур, а следовательно связь с городом утратила.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Решением 26 гарнизонного военного суда от 22 июля 2011 года, вступившим в законную силу 9 августа 2011 года и исполненным в полном объеме 30 сентября 2011 года, заявление прокурора комплекса «Байконур» в интересах Ч.В.В. и членов его семьи об оспаривании действий начальника отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур, связанных с отказом им в регистрации по месту пребывания в городе Байконур, удовлетворено. Действия начальника отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур, связанные с отказом в регистрации по месту пребывания в городе Байконур Ч.В.В. и членов его семьи, признанны незаконными. Кроме того, на начальника отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур возложена обязанность зарегистрировать Ч.В.В. и членов его семьи,
по месту пребывания в <адрес> по адресу: просп. <адрес>, <адрес>, на время исполнения Ч.В.В. обязанностей по трудовому договору в в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан, утвержденного Приказом ФМС России от 20 сентября 2007 года № 208.

Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как установлено в суде, и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, Черногрудь В.В., является гражданкой Украины, проживает в городе Байконур совместно с родителями по адресу: просп. <адрес>, <адрес>. При этом отец Черногрудь В.В. – Ч.В.В. с года по настоящее время осуществляет трудовую деятельность на комплексе «Байконур» в ». ДД.ММ.ГГГГ с Ч.В.В. продлен трудовой договор, согласно которому он принят на указанное предприятие на должность <данные изъяты> (<данные изъяты>) <данные изъяты>. Ч.В.В. и его супруга Ч.М.И. зарегистрированы по месту пребывания в <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, где по настоящее время проживают совместно с дочерью Черногрудь В.В. на основании договора на право пользования служебной жилой площадью (договор субаренды) от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия договора устанавливается разделом 6 пунктом 14 вышеуказанного договора, с момента его подписания по 31 декабря 2015 года. Последняя дата регистрации Ч.В.В. и его супруги в <адрес> по месту пребывания произведена отделением УФМС 3 апреля 2013 года до 31 декабря 2015 года.

На основании решения компетентного органа - Городской режимной комиссии по въезду и проживанию в городе Байконур (протокол от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный Главой администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) Ч.В.В. членам его семьи разрешено проживание по месту пребывания как работнику и членам его семьи в связи с работой по ходатайству предприятия » в квартире муниципального жилого фонда, предоставленного городской администрацией на условиях аренды и субаренды в <адрес> по адресу: просп. <адрес>, <адрес>,
на время работы в указанной организации.

В декабре 2014 года Черногрудь В.В. установленным порядком обратилась с заявлением в отделение УФМС для регистрации ее в <адрес> по месту пребывания на срок до 31 декабря 2015 года по месту регистрации ее отца Ч.В.В., на что 12 января 2015 года получила отказ, поскольку указанным подразделением УФМС не предоставляются государственные услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета по месту жительства или пребывания граждан иностранных государств, коим является заинтересованное лицо Черногрудь В.В.

Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются копиями паспорта серии «» на имя Черногрудь В.В., трудового договора (контракта) от ДД.ММ.ГГГГ, договора на право пользования служебной жилой площадью (договор субаренды) от ДД.ММ.ГГГГ, приложением к договору временного найма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда, трудовой книжки Ч.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ и вкладыша к ней, карточек регистрации и прописки, а также поквартирных карточек, справкой от 04 марта 2015 года № 47, и другими исследованными в ходе судебного заседания документами, подтверждающими факт работы Ч.В.В. на предприятии комплекса «Байконур».

Согласно протоколу заседания режимной комиссии от 27 ноября 2003 года № 114 состав режимной комиссии проголосовал единогласно за разрешение временного проживания гражданину Ч.В.В. и членам его семьи на время работы последнего в » без указания срока продления временного проживания.

Член семьи Ч.В.В.Черногрудь В.В. установленным порядком обратилась с заявлением в отделение УФМС России по Московской области в городе Байконур для регистрации ее в г. Байконур по месту пребывания на срок до 31 декабря 2015 года. Однако ей было отказано в предоставлении данной государственной услуги и предложено в случае предоставлении миграционной карточки поставить Черногрудь В.В. на миграционный учет на срок действия миграционной карточки, выдаваемой при въезде в Республику Казахстан компетентными органами Республики Казахстан.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде доказательствами: объяснением заинтересованного лица Черногрудь В.В., а так же копиями договора № 138 от 26 декабря 2012 года и приложением к нему № 1, выпиской № 114 из протокола заседания режимной комиссии по въезду и проживанию в г. Байконур от 27 ноября 2003 года, списком работников », ответом начальника отделения УФМС Латышевой Т.В. от 12 января 2015 года № 49/1-1 на заявление Черногрудь В.В.

Согласно статьям 1 и 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 года) (далее – Соглашение) город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса «Байконур» город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации с особым режимом безопасного функционирования, в том числе и с ограничением на проживание граждан на его территории.

В соответствии со ст. 1.6 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 года) (далее – Договор аренды) к персоналу космодрома относятся гражданские лица, работающие на постоянной и временной основе на объектах космодрома и обеспечивающих объектах комплекса «Байконур», и командированные на эти объекты предприятиями, организациями, учреждениями, органами государственной власти и управления Российской Федерации и Республики Казахстан. К членам семей персонала космодрома относятся супруги, дети, родители членов персонала космодрома, а также совместно проживающие с ними и находящиеся на их иждивении лица. В силу статьи 6.13 Договора аренды на территории комплекса «Байконур» правопорядок, безопасность и особый режим устанавливает и обеспечивает Российская Федерация.

Статьями 6 и 7 Соглашения администрация города Байконур, как орган исполнительной власти, действует под непосредственным руководством Главы городской администрации, который, в числе прочего, утверждает схемы управления отраслями городского хозяйства, социальной сферы, организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан.

Условия особого режима пребывания в городе Байконур и работы на объектах космодрома «Байконур» регламентируются «Положением об условиях особого режима пребывания в городе Байконур» от 17 апреля 1998 года, разработанным и согласованным всеми заинтересованными должностными лицами и органами космодрома «Байконур». Особый режим безопасного проживания граждан в г. Байконур включает в себя ограничение на въезд и ограничение на постоянное проживание граждан на территории города. Выдача разрешения на въезд и проживание в г. Байконур возлагается на режимную комиссию, действующую в соответствии с «Положением о работе режимной комиссии, порядке оформления разрешения на въезд и проживание в г. Байконур», утвержденным постановлением Главы городской администрации от 24 мая 2002 года № 231 (далее – Положение).

В пункте 3 Положения закреплены категории граждан, имеющие основания для получения разрешения на въезд и (или) проживание в городе Байконур. В силу п. 3.1 Положения, иногородним гражданам на основании ходатайства руководителей учреждений, предприятий, организации разрешается въезд и (или) временное проживание в городе на период действия трудового контракта. При этом работникам частных, коммерческих предприятий жилая площадь предоставляется на условиях субаренды или коммерческого найма жилого помещения.

На основании п. 12 Соглашения между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» от 4 октября 1997 года, организация и обеспечение паспортно-визовой работы на территории комплекса «Байконур» осуществляется правоохранительными органами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная миграционная служба России осуществляет деятельность на основании Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 года № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» (далее - Положение ФМС), и руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим по Положению ФМС предоставление (исполнение) государственных услуг (функций) в сфере миграции. В системе ФМС России государственную услугу по миграционному учету осуществляют территориальные органы ФМС России и их структурные подразделения, к которым относится и отделение УФМС, ведущее регистрационный учет иностранных граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах границы города и комплекса «Байконур» в соответствии с пунктом 10 и подпунктом «ж» пункта 12.2 Положения об отделении Управления Федеральной миграционной службы России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан) (утв. Приказом УФМС России по Московской области от 14 февраля 2013 года № 22).

Таким образом, анализ вышеуказанных нормативных правовых актов, по мнению суда, вопреки мнению заинтересованного лица, позволяет придти к выводу, о том, что регистрация по месту пребывания в городе Байконур иностранных граждан, являющихся членами семьи персонала космодрома, до окончания срока действия миграционной карточки, выдаваемой при въезде в Республику Казахстан её компетентными органами, нарушает права Черногрудь В.В., в отношении которой, на территории комплекса Байконур подлежит применению законодательство Российской Федерации.

В силу вышеуказанных нормативных актов разрешением на въезд и временное проживание в г. Байконур ведает режимная комиссия, которая, как уже отмечалось, проголосовала за разрешение временного проживания в г. Байконур Черногрудь В.В. на жилой площади ее отца Ч.В.В. на время его работы в организации

Отказ же начальника отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан) в регистрации по месту пребывания заявителя на территории г. Байконур на период, определенный режимной комиссией, затрагивает конституционные права Черногрудь В.В.

Так из ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации следует, что ограничения прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением определенных законом случаев.

Статья 9 Конвенции о правах ребенка возлагает на публичные власти обеспечение того, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы в силу судебного решения, принятого на основании закона, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка.

Таким образом, доводы заинтересованного лица об отсутствии полномочий по ведению регистрационного учета иностранных граждан по месту пребывания, по мнению суда, являются не обоснованными, поскольку при наличии в г. Байконур специально образованного для этих целей уполномоченного органа исполнительной власти - отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан), процедура оформления документов для регистрации фактически противоречит нормам вышеуказанных международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, которые в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ имеют приоритет над национальным законодательством, и, следовательно, подлежат применению. Более того, международные соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан не предусматривают возможность органов ведущих регистрационный учет граждан ограничивать права свободно передвигаться и выбирать место пребывания тех лиц, которые законно находятся на территории комплекса «Байконур».

Произвольное изменение процедуры и порядка регистрации в отношении граждан той категории, к которой относится Черногрудь В.В. ущемляет ее законные права и интересы, кроме того, суд также учитывает, что отказ Черногрудь В.В. в регистрации в г. Байконур на срок до 31 декабря 2015 года по месту пребывания её отца фактически ограничивает право последней на проживание со своей семьей.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Черногрудь В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющаяся гражданкой Украины, а также дочерью Ч.В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который зарегистрирован в г. Байконур по месту пребывания до 31 декабря 2015 года и работает на объектах космодрома, отнесена к членам семей персонала космодрома, законно пребывающего на территории комплекса «Байконур» в силу положений международного законодательства, законодательства Российской Федерации о миграционном учете, «Положения об условиях особого режима пребывания в городе Байконур» и «Положения о работе режимной комиссии, порядке оформления разрешения на въезд и проживание в г. Байконур», утвержденного Постановлением Главы городской администрации от 24 мая 2002 года № 231, вправе быть зарегистрированной по месту пребывания на территории города Байконур на основании и на период регистрации по месту пребывания и на время работы её отца Ч.В.В.

При таких обстоятельствах, суд признает заявление обоснованным, а решение начальника отделения УФМС об отказе Черногрудь В.В. в предоставлении государственной услуги по её регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, просп. <адрес>, <адрес>, расценивает, как незаконное, нарушающее право последней на свободу передвижения и выбор места жительства, а также другие права и свободы личности.

В связи с чем, суд обязывает начальника отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан) рассмотреть вопрос об оказании государственной услуги по регистрации Черногрудь В.В. по месту пребывания в <адрес> по адресу: просп. <адрес>, <адрес> до 31 декабря 2015 года, в строгом соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ военный суд, –

РЕШИЛ:

Заявление заместителя прокурора комплекса «Байконур» в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Черногрудь В.В. о признании решения начальника отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан), связанного с отказом в регистрации по месту пребывания в г. Байконур, незаконным – удовлетворить.

Признать решение начальника отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан) № 49/1-1 от 12 января 2015 года об отказе в регистрации Черногрудь В.В. по месту пребывания в г. Байконур по адресу: просп. <адрес>, <адрес> до 31 декабря 2015 года, незаконным и не порождающим правовых последствий.

Обязать начальника отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан) рассмотреть вопрос об оказании государственной услуги по регистрации Черногрудь В.В. по месту пребывания в г. Байконур по адресу: просп. <адрес>, <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд, через 26 гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий по делу             Л.В. Тарлавина

2-928/2015 ~ М-901/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Черногрудь В.В.
Ответчики
Начальник ОУФМС России по Московской области в г. Байконур
Суд
26 гарнизонный военный суд
Судья
Тарлавина Людмила Викторовна
26.02.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2015[И] Передача материалов судье
26.02.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2015[И] Судебное заседание
06.03.2015[И] Судебное заседание
11.03.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2015[И] Дело оформлено
15.04.2015[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее