Дело № 2-404/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Уржум 27 июля 2015 года

Уржумский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Усковой Е.А.,

при секретаре Олюниной Т.П.,

с участием представителя истца – МКУ администрации Уржумского городского поселения <адрес> ФИО5, действующего на основании доверенности от 10.09.2014,

представителя ответчика ФИО9 – ФИО7, действующего на основании доверенности <адрес>2 от 02.07.2015,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – ООО «Новострой» - ФИО4, действующего на основании доверенности от 14.07.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МКУ администрации Уржумского городского поселения <адрес> к ФИО9 Зое ФИО2 о взыскании стоимости расходов по повышению потребительских качеств квартиры в сумме 289264 руб.,

У С Т А Н О В И Л:

МКУ администрация Уржумского городского поселения <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО9 о взыскании расходов на улучшение потребительских качеств квартиры.

В обосновании исковых требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между МКУ администрацией Уржумского городского поселения <адрес> и ООО “Новострой” заключен муниципальный контракт. В соответствии с контрактом, для муниципальных нужд приобретены 14 квартир общей площадью 397,7 кв.м. в доме по адресу: <адрес>, на сумму 11390128 рублей, по аукционной цене 28640 руб. за 1 кв.м.

ФИО9, являясь собственником квартиры площадью 20,1 кв.м., расположенной в аварийном доме, в целях улучшения жилищных условий обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ей в собственность квартиры площадью 30,2 кв.м. в указанном доме.

ДД.ММ.ГГГГ между МКУ администрацией Уржумского городского поселения <адрес>”, ООО “Новострой” и ФИО9 заключено соглашение о возмещении расходов по улучшению жилищных условий, по условиям которого орган местного самоуправления предоставляет ответчику в собственность <адрес> общей площадью 30,2 кв.м. в доме по адресу: <адрес>. Ответчик выплачивает ООО “Новострой” 289264 руб. на покрытие расходов по строительству дополнительной площади квартиры (20.1 кв.м.).

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен договор мены, по которому орган местного самоуправления передал вышеуказанную квартиру в собственность ФИО9, а ответчик передала в муниципальную собственность квартиру общей площадью 20.1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

ФИО9 обязательства по соглашению не исполняет.

Просит взыскать с ФИО9 в пользу МКУ администрации Уржумского городского поселения <адрес> стоимость расходов по повышению потребительских качеств квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в сумме 289264 руб. 00 коп.

В судебном заседании представитель истца - МКУ администрации Уржумского городского поселения <адрес> ФИО5, действующий на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - ООО «Новострой» ФИО6, действующий на основании доверенности, просит исковые требования удовлетворить.

Ответчик ФИО9 в судебное заседание не явилась, о месте и времени заседания извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Указывает, что дом по адресу: <адрес> включен в областную адресную программу “Переселение граждан, проживающих на территории <адрес>, из аварийного жилищного фонда” на 2013 - 2017 годы”. Между органом местного самоуправления и ответчиком заключен договор мены жилых помещений. По условия договора мена производится без доплаты каждой из сторон. Обязательства по договору стороны исполнили в полном объеме и не нарушили права третьих лиц. Также указывает, что взыскание с ФИО9 денежных средств, подлежащих передаче застройщику (ООО “Новострой”) фактически приведет к двойной оплате предоставленного ответчику жилого помещения.

Распоряжением главы администрации Уржумского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГ между МКУ администрацией Уржумского городского поселения <адрес> и ООО “Новострой” заключен муниципальный контракт № по условиям которого общество обязуется передать в муниципальную собственность 14 жилых помещений (квартир) в доме по адресу: <адрес>.

Пунктом 2.1 установлено, что общая цена контракта составляет 11390128 рублей.

Пунктом 4.5 контракта установлено, что в случае если при проведении инвентаризации жилых помещений (квартир) и изготовлении паспорта выявлено превышение введенной в эксплуатацию площади жилых помещений над проектной, продавец не вправе претендовать на оплату излишних площадей.

Из акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО “Новострой” передал, а орган местного самоуправления принял в муниципальную собственность 14 жилых помещений (квартир) по вышеуказанному адресу, в том числе <адрес> площадью 30,2 кв.м.

Из заявления ФИО9, соглашения о возмещении расходов по улучшению жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчик приняла на себя обязательства по оплате застройщику - ООО “Новострой” дополнительной площади 10.1 кв.м. <адрес> сумме 289264 руб.

Из договора мены от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация Уржумского городского поселения передала в собственность ФИО9 квартиру по адресу: <адрес>, площадью 30,2 кв.м., а ФИО9 передала в муниципальную собственность квартиру общей площадью 20,1 кв.м. по адресу: <адрес> многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 10 договора мены установлено условие, согласно которому обмен жилыми помещениями производится без доплаты каждой из сторон.

Постановлением администрации Уржумского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден “Порядок привлечения средств граждан при реализации муниципальных программ по переселению жителей Уржумского городского поселения <адрес> из ветхого и аварийного жилищного фонда”. Согласно постановлению, оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2015.

П.2.1 Порядка предусмотрено, что обязательным условием для привлечения средств граждан является наличие между администрацией Уржумского городского поселения и гражданами – собственниками жилых помещений, переселяемых из ветхого и аварийного жилищного фонда, соглашения об оплате стоимости улучшения потребительских качеств.

П.п. 5 п. 2.2 Порядка предусмотрено, что администрация поселения осуществляет заключение соглашений с гражданами-собственниками жилых помещений, предусматривающих предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с установленной величиной оплаты стоимости улучшения потребительских качеств.

П.2.3 Порядка предусмотрено, что оплата гражданами-собственниками жилых помещений администрации поселения суммы, указанной в соглашении, перечисляется на лицевой счет администрации поселения.

Суд, ознакомившись с доводами лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

В соответствии со ст.218, 223 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст. 567 ГК РФ, по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Согласно ст. 568 ГК РФ, если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.

Согласно ст. 570 ГК РФ, если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.

В силу ч. 1 ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищных кодексом РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” предусмотрено, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В случае включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 6 ст. 32 ЖК РФ, выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 16 Федерального закона “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусматривает срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, порядок и объемы финансирования.

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> издано постановление № “ <адрес> адресной программе “Переселение граждан, проживающих на территории <адрес>, из аварийного жилого фонда на 2013 - 2017 годы”. Постановлением определен перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках программы. В Перечне, в том числе, содержится дом, расположенный по адресу: <адрес>. При этом возможность привлечения внебюджетных средств для расселения жителей указанного дома программой не предусмотрена.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> было приобретено в муниципальную собственность в рамках исполнения соответствующего контракта. Указанное помещение предоставлено ответчику на праве собственности по договору мены в рамках <адрес> адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда. При этом, стороны договора, определив, что обмен производится без каких либо доплат, фактически достигли соглашения о равной стоимости обмениваемых квартир. Договор мены сторонами исполнен.

Следовательно, обязательств по передаче органу местного самоуправления денежных средств в рамках обмена жилыми помещениями у ФИО9 не возникло.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (ч. 2 ст. 6 ЖК РФ).

Частью 1 ст. 5 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 ЖК РФ, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Ч. 7 ст. 5 ЖК РФ, предусмотрено, что органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений определены ст. 14 ЖК РФ.

Из материалов дела следует, что истцом издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ № 265, которым утвержден Порядок привлечения средств граждан при реализации муниципальных программ по переселению жителей Уржумского городского поселения <адрес> из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Вместе с тем, привлечение внебюджетных средств в рамках переселения граждан из дома по адресу: <адрес> программой не предусмотрено. При таких обстоятельствах, вышеуказанных порядок в правоотношениях органа местного самоуправления с ФИО9 применению не подлежит.

Поскольку привлечение внебюджетных средств в рамках реализации программы переселения не предусмотрено, соглашение о возмещении расходов на улучшение жилищных условий ответчика от ДД.ММ.ГГГГ с условием возмещения ФИО9 указанных расходов в пользу ООО “Новострой” не влечет правовых последствий. Квартира, которая была передана ответчику органом местного самоуправления по договору мены, на момент передачи являлась муниципальной собственностью. Ранее в муниципальную собственность она была передана во исполнение муниципального контракта, право собственности ООО “Новострой” на квартиру прекратилось. Следовательно, взыскание с ФИО9 дополнительных денежных средств по оплате квартиры в пользу ООО “Новострой” приведет к неосновательному обогащению общества, поскольку какие-либо встречные обязательства общества к ответчику соглашением не предусмотрены.

При установленных судом обстоятельствах исковые требования МКУ администрации Уржумского городского поселения <адрес> удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 31.07.2015.

░░░░░

░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-404/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МКУ "Администрация Уржумского городского поселения Уржумского района Кировской области"
Ответчики
Кожевникова З.А.
Другие
ООО "Новострой"
Суд
Уржумский районный суд Кировской области
Дело на сайте суда
urzhumsky.kir.sudrf.ru
23.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2015Передача материалов судье
24.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.07.2015Предварительное судебное заседание
27.07.2015Судебное заседание
31.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее