Решение по делу № null от 16.07.2010

Судья Снигур Е.А. 33 – 1957/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июля 2010 года г.Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего Кузьминой Н.П.

судей Переплесниной Е.М., Коваленко С.В.

при секретаре Спиридоновой И.С.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 апреля 2010 года по иску прокурора г. Петрозаводска в интересах Васильева А.А. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М., объяснения представителя ответчика Карповой Ж.В., поддержавшей жалобу; истца Васильева А.А., прокурора Соболеву Ю.В., представителя третьего лица – Правительства РК – Грейсман А.Е., полагавших решение суда законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокурор г. Петрозаводска обратился в суд с иском в интересах Васильева А.А. по тем основаниям, что он относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы самоуправления г. Петрозаводска от 17.05.2001 № 1908 года Васильев А.А. признан оставшимся без попечения родителей, определен в интернатное учреждение, за ним закреплено право на получение жилого помещения в г. Петрозаводске. На сегодняшний день он не имеет жилого помещения, состоит в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении с 18.11.2004 года за учетным номером 8753, включен в льготный список детей-сирот за номером 118. По достижению 18-летнего возраста Васильев А.А. был выпущен из МОУ «Школа-интернат № 47», однако жильем обеспечен не был. Прокурор г. Петрозаводска просил обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Васильеву А.А. жилое помещение, пригодное для проживания, общей площадью не менее 15 кв.м.

Старший помощник прокурора Егорова Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, указав, что полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, переданы Администрации г. Петрозаводска, которой перечислены денежные средства на указанные цели. Права Васильева А.А., имеющего право на внеочередное получение жилья, нарушены.

Истец в судебном заседании поддержал требования прокурора г. Петрозаводска.

Ответчик иск не признал, полагал надлежащим ответчиком Правительство Республики Карелия, поскольку гарантии по предоставлению жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации - Правительства Республики Карелия. Полномочия по обеспечению данной категории граждан переданы Администрации, однако, по независящим от Администрации Петрозаводского городского округа причинам (отсутствие необходимых для реализации денежных средств) выполнить возложенные на них функции не представляется возможным. На сегодняшний день не выполнено более 30 решений суда, денежных средств, перечисленных в 2010 году, крайне мало с учетом стоимости жилья.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - Правительства РК - Грейсман А.Е. представил письменный отзыв на иск и пояснил, что Закона РК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.11.2005 года № 921 государственные полномочия по обеспечению указанной категории граждан жилой площадью переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РК. Законом РК «О бюджете РК на 2010 год» бюджету Петрозаводского городского округа предусмотрена субвенция в размере 6006 тыс. руб., которая перечислена в полном объеме. Денежные средства не израсходованы.

Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства Администрации Петрозаводского городского округа Рябцева Е.В. пояснила, что истец, помимо прочего, является инвалидом, нуждается в предоставлении жилого помещения, следовательно, иск подлежит удовлетворению.

Суд исковые требования удовлетворил.

Обязал Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Васильеву А.А., ***1990 года рождения, вне очереди жилое помещение на семью из одного человека по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления жилых помещений в г. Петрозаводске (15 кв.метров).

С решением суда не согласен ответчик.

Администрация Петрозаводского городского округа в кассационной жалобе обосновывает свою позицию относительно того, что не является надлежащим ответчиком по заявленному иску, поскольку в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии по предоставлению жилого помещения данным категориям граждан являются расходными обязательствами субъектов РФ, то есть Правительства РК. Суд, не проверив соблюдение установленного порядка наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями, не проверил и не оценил доводы Администрации г. Петрозаводска о том, передавались ли ей достаточные финансовые средства на данные цели. Полагает, что суд при принятии решения нарушил нормы материального права, в связи с чем просит решение суда отменить, в удовлетворении требований прокурора к Администрации Петрозаводского городского округа отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, истец Васильев А.А., 06.10.1990 года рождения, остался без попечения родителей, определен в детский дом и не имеет закрепленного за ним жилого помещения (Постановление Главы самоуправления г. Петрозаводска № 1908 от 17.05.2001). Решением Петрозаводского городского суда от 19.09.2001г. его мать Беляева Л.Р. была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Васильева А.А., ***1990 года рождения; ребенок передан на попечение органа опеки и попечительства. Постановлением главы самоуправления г. Петрозаводска от № 1908 от 17.05.2001 за несовершеннолетним Васильевым А.А. закреплено право на получение жилого помещения в г. Петрозаводске.

Согласно справке (серия МСЭ-2006) от 12.11.2009 года Васильев А.А. является инвалидом третьей группы с детства.

Согласно письму заместителя начальника управления жилищного хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа № 5.2-12.921-В от 13.10.2009 г. истец с ноября 2004 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Петрозаводского городского округа, номер общей очереди - 87537, по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди – 125. До настоящего времени жилое помещение истцу в установленном порядке не предоставлено. Ответчик не оспаривал право истца на получение вне очереди жилого помещения как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, как гарантированное законодательством.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8, ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации

Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления указанным категориям граждан жилых помещений муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно ч. 1 ст. 4, ч. 6 ст. 3 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Расчет общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и нормативов для определения указанного объема субвенций осуществляется в процессе составления проекта бюджета Республики Карелия на очередной финансовый год в установленном данным законом порядке. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.

Поскольку в суде нашло подтверждение, что государственные полномочия по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями надлежащим образом были переданы Администрации Петрозаводского городского округа, на указанные цели из бюджета Республики Карелия выделялись субвенции на реализацию указанных полномочий, суд правильно решил вопрос о том, что Администрация Петрозаводского городского округа является надлежащим ответчиком по делу, и именно на данном ответчике лежит обязанность по обеспечению жилым помещением Васильева А.А.

Учитывая законное право истца на предоставление ему во внеочередном порядке по месту жительства (в г. Петрозаводске) жилого помещения не ниже установленных социальных норм, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы, которые были предметом исследования в суде первой инстанции и мотивированно опровергнуты в судебном решении, не имеется.

Довод жалобы ответчика о недостаточности выделяемых на эти цели в виде субвенций денежных средств не может служить правовым основанием для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а :

Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20 апреля 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильева А.А.
Васильев А.А.
Суд
Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия)
Судья
Коваленко Сергей Викторович
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее