№ 2-14/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Буйнакск 24 июля 2017 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Омарова А. О.,
при секретаре судебного заседания Атаковой А.О.,
с участием истицы Алхиляевой П. А., представителя истца по доверенности ФИО1 (доверенность за №1-1089 от 28.04.2016 г.), представителя истца по доверенности ФИО2 (доверенность за №2-1938 от 11.07.2017 г.), ответчика Т. Ю. Т., адвоката ответчика Гебековой У.Н., представившей удостоверение от 19.06.2003 года за № 250 и ордер за №57 от 28.06.2016 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Алхиляевой П. А. к Т. Ю. Т. и Джамалутдинову Д. К. об устранении препятствий в пользовании жилым домом и взыскании морального вреда,
по встречному исковому заявлению Т. Ю. Т. к Алхиляевой П. А., Администрации «село Нижний Дженгутай», Буйнакского района об установлении факта принятия наследства его отцом ФИО3 после смерти его матери ФИО9 об установлении юридического факта принятия им наследства после смерти отца ФИО3, о признании за ним права собственности на наследственное домовладение, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, серии 250062 и от ДД.ММ.ГГГГ, серии 267832, выданных на наследственное домовладение и земельный участок на имя Алхиляевой П. А., запись в Едином реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним 05-05\111\010\2016-1539\1,
установил:
Алхиляева П.А. обратилась в суд с иском к Т. Ю.Т. и Джамалутдинову Д.К. об устранении препятствий в пользовании жилым домом на том основании, что она является собственником жилого дома, расположенного в с<адрес>, общей площадью -59 кв.м. и земельного участка, находящегося под этим домом, площадью 625 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, серии 250062 и от ДД.ММ.ГГГГ, серии 267832.
Данный жилой дом был возведен ее матерью ФИО9, 1910 года рождения. Её мать ФИО9 умерла в 1992 году.
Их детей ФИО9 было четверо: дочь ФИО4, дочь ФИО5, сын ФИО3 и она Алхиляева П.А.
В 2010 году умер её брат ФИО3.
В 2012 году умерла её сестра ФИО5.
В 2013 году умерла её сестра ФИО4.
После смерти её матери ФИО9 в этот наследственный дом временно жить вселился сын её сестры ФИО4 Джамалутдинов Д., который в 2008-2010 годах переехал на постоянное жительство в <адрес>. С тех пор как Джамалутдинов Д. переехал жить в посёлок Тюбе, он и сын её покойного брата ФИО3 Т. Ю. Т. закрыли ворота на замок и по сегодняшний день препятствуют ей владеть и пользоваться её собственным имуществом. На её просьбы открыть и передать ей ключи от дома её племянники препятствуют в пользовании её собственным домом.
Согласно ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и небыли соединены с лишением владения.
Обращение в суд с настоящим исковым заявлением основано на подсудности, основанной на Определении №78-КГ13-18 Верховного Суда РФ, опубликованного в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ на 3 квартал 2013 года, из которого вытекает, что требование об устранении препятствий в пользовании имуществом является требованием, отличным от требования об определении порядка пользования имуществом, подсудным мировому судье.
Просит обязать ответчиков Т. Ю.Т. и Джамалутдинова Д.К. не препятствовать ей в использовании собственного жилого дома, общей площадь. 59 кв.м. за кадастровым номером 05:11:00000:3044, расположенного в с. Н-Дженгутай, Буйнакского р-на.
20 февраля 2017 года в свою очередь Т. Ю.Т. обратился в суд со встречным исковым заявлением по тем основаниям, что 23.09.1992 года умерла его бабушка ФИО9, являвшаяся собственником домовладения общей площадью -59,8 кв.м., расположенного в с. Н-Дженгутай, Буйнакского района. 11 апреля 1972 года данное домовладение собственником дома при жизни было завещано своему единственному сыну ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удостоверенное в сельском Совете села Н-Дженгутай, Буйнакского района. После смерти последней открылось наследство на указанное домовладение. Согласно гражданскому законодательству наследство может быть принято двумя способами:
- путем подачи наследником заявления по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельство о праве на наследство должностному лицу и д.,
- либо путем вступления в фактическое принятие наследства.
В фактическое принятие наследства по завещанию вступил её сын - его отец ФИО3, который организовал, похороны матери, прожил в наследственном доме более 2-х лет после смерти её, произвел текущий ремонт дома. Совместно с отцом в этом наследственном доме проживал и он, который работал в это время в <адрес>. 17.08.2010 году умер его отец ФИО3. После смерти отца распоряжаться указанным домом стал он совместно с другим двоюродным братом Джамалутдиновым Д., содержал дом в образцовом состоянии и уплачивал все налоги со строения и коммунальные услуги.
20 апреля 2017 года, ответчик Т. Ю.Т. обратился с дополнением к встречному иску, в котором просит взыскать с Алхиляевой П.А. компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей, вызванного тем, что он вынужден добираться в суд каждый раз с Тарумовского района, на нервной почве у него постоянно подымается черепно-мозговое и артериальное давление, стало болеть сердце, по ночам от обиды он не может спать, нарушен баланс спокойной жизни, ввиду душевных травм, нанесенных близким ему человеком тётей.
26 мая 2017 года в ходе суде рассмотрения настоящего дела Алхиляева П.А. дополнила свои исковые требования о взыскании морального вреда в размере 100000 рублей с Т. Ю.Т., на том основании, что ввиду того, что ее племянник подал встречный иск, у нее на нервной почве болит сердце, гипертоническая болезнь сердца 3 стадии АГЗ с риском высокой ишемической болезнью сердца, церебросхлерозом, деформирующим остреоархозом коленных суставов, что подтверждается медицинской справкой участковой больницы с. Н-Дженгутай, Буйнакского района.
В судебном заседании истица Алхиляева П.А. и ее представители по доверенности ФИО1 и ФИО2 свои исковые требования поддержали и пояснили суду, что Алхиляева П.А. является родной дочерью наследодательницы ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ году.
После смерти матери в этом доме временно проживал ее ныне покойный брат ФИО33 умерший ДД.ММ.ГГГГ. После смерти брата, в этом доме никто не проживал, так как дом на замок закрыт ее племянниками Т. Ю.Т. и Джамалутдиновым Д.К., встречные исковые требования не признают.
Ответчик (истец по встречному иску) Т. Ю.Т. и его представитель адвокат Гебекова У.Н. свои исковые требования поддержали и пояснили суду, что Алхиляева П.А. фактически наследство после смерти ее матери не приняла, ни один день в наследственном домовладении не жила, налоги на дом не платила, напротив, на момент смерти матери последняя проживала за пределами Республики Дагестан. В фактическое принятие наследства вступил его отец ФИО3., после его смерти в принятие наследства вступил он, прожив в данном доме более 5-ти лет уехал, заселив туда своего двоюродного брата Джамалутдинова Д.К. с семьей.
В данном доме до сих пор находится его личное имущество.
Ответчик Джамалутдинов Д.К. иск Алхиляевой П.А. не признал и показал суду, что после смерти их бабушки ФИО24 его тетя Алхиляева П.А. никогда в доме бабушки не жила и наследство не приняла. После смерти бабушки в наследство вступил её единственный сын ФИО3, он организовал ее похороны, жил в этом около 2-х лет со своим сыном Ю., затем уехал, оставив там сына Т. Ю., который живя в этом доме, работал в <адрес>.
С разрешения Т. Ю. в доме бабушки около10-15 лет прожил и он.
Представитель Администрации «село Нижний Дженгутай» привлеченный в качестве ответчика Алхасов Абуталип исковые требования Алхиляевой П.А. признал, а, встречные исковые требования Т. Ю.Т. не признал и показал суду, что в спорном домовладении, расположенном в с. <адрес>а вот уже 5-6 лет никто не проживает. У Алхиляевой П. есть сын ФИО44, он вдовец, имеет на иждивении семерых детей, у всех сторон имеются свои дома, целесообразнее было бы это домовладение оставить Басиру.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Буйнакский межмуниципальный отдел УФС ГР кадастра и картографии по РД уведомленное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилось, своего представителя с доверенностью не направило, уважительность причин неявки суду не представил и не просил рассмотреть дело без их участия.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ДУП « Дагтехинвентаризация», уведомленное в установленном законом порядке о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя с доверенностью не направило, уважительность причин неявки суду не представило и не просило рассмотреть дело без его участия.
С учетом мнения участников процесса, суд на основании ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Факт смерти наследодателя и открытия наследства подтверждается свидетельством о смерти серии № от 15 апреля 2016 года, согласно которого ФИО9, 1910 года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ в с. <адрес>. Регистрация смерти произведена в Нижне - Дженгутаевской сельской администрации Буйнакского района, РД.
В соответствии с ранее действовавшим гражданским законодательством (ст. ст.532 ГК РСФСР) на момент открытия наследства, при наследовании по закону наследниками в равных долях являются в первую очередь дети, супруг и родители умершего, а также ребенок умершего, родившегося после его смерти.
Из представленной суду справки Администрации МО « село Нижний Дженгутай» от 09.02.2016 года за №05 за умершей гр. ФИО9 числится домовладение в с. <адрес> (основание похоз. книга п.11 л/с 1220 за годы 1991-1995).
Как следует из предъявленного иска, предметом спора является домовладение, оставшееся после смерти ФИО4
В подтверждении своих исковых требований Алхиляева П.А. в суд в порядке ст.56 ГПК РФ доказательства, подтверждающие свои требования не представила.
Допрошенные в ходе судебного разбирательства дела свидетели на стороне Алхиляевой П.А., как, например, ФИО11, ФИО12, ФИО13 дали в суде противоречивые показания, свидетельствующие о неправомерности исковых притязаний Алхиляевой П.А. и спорности ее права собственности на наследственное домовладение, невзирая на правоустанавливающие документы, свидетельствующие о принадлежности дома последней, в той части, что после смерти наследодателя в наследственном доме Алхиляева П.А. никогда не жила и дом, долгие годы пустовал.
В подтверждении своих доводов по встречному иску о фактическом вступлении принятия наследства после смерти ФИО4 ФИО3, Т. Ю.Т. представил суду завещание от 11.04.1972 года, удостоверенное в сельском Совете села Н-Дженгутай, Буйнакского района.
Из исследованного судом завещания вытекает, что собственником дома ФИО4 произведено завещание дома своему сыну ФИО3, т.е. таково было волеизъявление последней.
Как установлено материалами дела после смерти ФИО4 в наследство вступил ее сын ФИО3., умерший ДД.ММ.ГГГГ.
До смерти ФИО3 совместно с ним в данном доме проживал также его сын Т. Ю. Т., как это вытекает из объяснений, допрошенных в ходе судебного заседания свидетелей: ФИО14 и ФИО15 и др. свидетелей.
В соответствии со ст.546 ГК РСФСР и ныне действующего закона (п.1 ст.1152 ГК РФ) для приобретения наследства наследник должен его принять.
Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или, когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества и т.д.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п.2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как собственному имуществу.
В качестве таких действий, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания). Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного законом.
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ, в соответствии с которой заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушений либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч.3 ст.263 ГПК РФ при наличии по делам особого производства спора о праве, подведомственного суду, такой спор разрешается в порядке искового производства.
Часть 4 ст.35 Конституции Российской Федерации провозглашает гарантированность права наследования.
При таких вышеизложенных обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Алхиляевой П. А. не подлежат удовлетворению, с удовлетворением встречных исковых требований Т. Ю. Т..
Что касается исковых требований Т. Ю.Т. и Алхиляевой П.А. в части взыскания компенсации морального вреда, истцом и ответчиком в суд никаких доказательств, свидетельствующих о причинении им нравственных и физических страданий, предусмотренных ст.151 ГК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения данных исковых требований у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления Алхиляевой П. А. к Т. Ю. Т. и Джамалутдинову Д. К. об устранении препятствий в пользовании жилым домом и взыскании морального вреда - отказать.
Встречные исковые требования Т. Ю. Т. к Алхиляевой П. А., Администрации «село Нижний Дженгутай», Буйнакского района об установлении факта принятия наследства его отцом ФИО3 после смерти его матери ФИО9 об установлении юридического факта принятия им наследства после смерти отца ФИО3, о признании за ним права собственности на наследственное домовладение, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права от 04.04.2016 года, серии № и от 30.04.2016 года, серии №, выданное на наследственное домовладение и земельный участок на имя Алхиляевой П. А., запись в Едином реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним 05-05/111/010/2016-1539/1 - удовлетворить частично.
Установить факт принятия ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения наследства в виде домовладения, общей площадью 59, 8 кв.м., расположенного в с. Н-Дженгутай, Буйнакского района в порядке наследования по завещанию, после смерти ФИО9, умершей ДД.ММ.ГГГГ года.
Установить факт принятия наследства вышеуказанного домовладения Т. Ю. Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после смерти его отца ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Т. Ю. Т. право собственности на наследственное домовладение.
Признать недействительными:
- свидетельство о государственной регистрации права от 04.04.2016 года серии № и от 30.04.2016 года, серии №, выданное на наследственное домовладение и земельный участок на имя Алхиляевой П. А. и запись в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.04.2016 года за №05-05/111/010/2016 -1539/1.
В части требования компенсации морального вреда Алхиляевой П. А. к Т. Ю. Т. - отказать.
В части требования Т. Ю. Т. к Алхиляевой П. А. о компенсации морального вреда - отказать.
Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2017 г.
Решение в окончательной форме принято 29 июля 2017 г.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РД в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.О.Омаров
отпечатано в совещательной комнате