Дело № 5-1141/15
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Константинова Н.В.,
рассмотрев 30 сентября 2015 года в г. Сыктывкаре дело об административном правонарушении, в отношении Зинатулиной Н.Х., ** ** ** года рождения, ... привлекаемой к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Зинатулина Н.Х., являясь ответственным должностным лицом ООО «...», представила в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган уведомление о контролируемых сделках за ** ** ** год в неполном виде или в искаженном виде.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми Давденко Р.А., действующий на основании доверенности, протокол об административном правонарушении поддержал.
Зинатулина Н.Х. ходатайствовала о рассмотрении дела об административном правонарушении в её отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ об административных правонарушениях, являются только граждане и должностные лица (за исключением индивидуальных предпринимателей).
Из протокола №... от ** ** ** года об административном правонарушении следует о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации далее - НК РФ, Кодекс) Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса.
Вне рамок проведения налоговых проверок, в соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ, при рассмотрении, анализе и проверке уточненного уведомления о контролируемых сделках за ** ** ** год №..., представленного Обществом с ограниченной ответственностью "..." (далее - ООО "...", Общество, Налогоплательщик) по телекоммуникационным каналам связи ** ** ** Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция) установлены недостоверные данные в сведениях, содержащихся в пунктах уведомления о контролируемых сделках и, согласно Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного приказом ФНС России от ** ** ** № №... (далее - Порядок заполнения), являющихся обязательными для заполнения, а именно:
- В пункте 211 "Код стороны сделки, которой является налогоплательщик" по 3 Разделам 1А (Участники сделок ...; Наименование предметов сделки - Мазут (Топлива жидкие для спецефических процессов переработки); Топливо дизельное летнее ...; Фракция бензиновая прямогонная) указано значение "026" - "Покупатель", при этом заполнен пункт 300 "Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях";
- Для внешнеторговых сделок (Участники сделок ...; Наименование предметов сделки - Мазут (Топлива жидкие для специфических процессов переработки); Топливо дизельное летнее ТУ 0251-004-52466357-2011; Фракция бензиновая прямогонная) по 106 Разделам 1Б одновременно заполнены пункты 040 "Код предмета сделки (код по ТН ВЭД)" и 043 "Код предмета сделки (код по ОКП)".
В связи с выявлением вышеуказанных недостоверных данных, Инспекцией в адрес ООО "..." по телекоммуникационным каналам связи, а также почтой направлено информационное письмо №... от ** ** ** «О направлении сведений» о порядке заполнения уведомлений о контролируемых сделках, о выявленных недостоверных данных в представленном Обществом уведомлении о контролируемых сделках за ** ** ** год и об ответственности Налогоплательщиков за представление в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные данные, а также с предложением Обществу представить пояснения о причинах выявленных Инспекцией несоответствий и при необходимости о представлении уточнённого уведомления о контролируемых сделках за ** ** ** год.
Письмо Инспекции №... от ** ** ** получено Налогоплательщиком ** ** ** в ... час. ... мин., что подтверждается извещением оператора связи о получении электронного документа.
** ** ** в ... час. ... мин. ООО "Енисей" по телекоммуникационным каналам связи в адрес Инспекции представлено уточненное уведомление о контролируемых сделках за ** ** ** год №..., которым были внесены изменения в ряд пунктов уведомления о контролируемых сделках, согласно Порядку заполнения, являющихся обязательными для заполнения, в том числе:
- В пункте 211 "Код стороны сделки, которой является налогоплательщик" по 3 Разделам 1А (Участники сделок ...; Наименование предметов сделки - Мазут (Топлива жидкие для спецефических процессов переработки); Топливо дизельное летнее ...; Фракция бензиновая прямогонная) значение "026" - "Покупатель" изменено на "027" - "Продавец";
- Для внешнеторговых сделок (Участники сделок ...; Наименование предметов сделки - Мазут (Топлива жидкие для спецефических процессов переработки); Топливо дизельное летнее ...; Фракция бензиновая прямогонная) по 106 Разделам 1Б убраны значения пункта 043 "Код предмета сделки (код по ОКП)", заполненные в первичном уведомлении о контролируемых сделках одновременно со значениями пункта 040 "Код предмета сделки (код по ТН ВЭД)".
Согласно пункту 2 статьи 105.16 НК РФ сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.
Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные в пункте уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Форма уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы установлен Приказом от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524@ Федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме».
В соответствии с Порядком заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, предусмотрены обязательные для заполнения и необязательные для заполнения пункты. Порядком заполнения также предусмотрено, что некоторые пункты заполняются только при наличии определенных условий. При этом пункты, обязательные для заполнения непосредственно относятся к информации о контролируемой сделке, прямо предусмотренной в пункте 3 статьи 105.16 Кодекса, а именно:
1) календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;
2) предметы сделок;
3) сведения об участниках сделок: полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации); фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика; фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
4) сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.
Пункт 211 "Код стороны сделки, которой является налогоплательщик" Раздела 1А установленный Приказом №... формы уведомления о контролируемых сделках относится к числу сведений о предмете сделки иве пунктом 4.9 Приложения № 3 к Порядку ком заполнения является обязательным для заполнения, а недостоверные данные, отраженные в указанном пункте уведомления, непосредственно влияют на достоверность информации о контролируемой сделке.
Пункт 043 "Код предмета сделки (код по ОКП)" Раздела 1Б установленной Приказом №... формы уведомления о контролируемых сделках относится к числу сведений, о предмете сделки иве пунктом 5.6 Приложения № 3 к Порядку заполнения при совершении сделок, не являющихся внешнеторговыми, является обязательным для заполнения, а недостоверные данные, отраженные в указанном пункте уведомления, непосредственно влияют на достоверность информации о контролируемой сделке.
Порядок представления уведомления о совершении контролируемых сделок, предусмотренный статьей 105.16 НК РФ, определяет перечень сведений, которые должны содержаться в уведомлениях о контролируемых сделках, в том числе об участнике сделки и о предмете сделки.
Несообщение указанной информации в установленный срок либо представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, является нарушением пункта 3 статьи 105.16 НК РФ и образует объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, ООО "..." в течение ** ** ** года осуществлялась деятельность как по операциям связанным с экспортом, так и импортом товаров (работ, услуг), а также деятельность, не связанная с внешней торговлей, учитывая тот факт, что налогоплательщиком может быть заключено неограниченное количество контрактов с конкретным контрагентом указание налогоплательщиком в пункте 211 "Код стороны сделки которой является налогоплательщик" по 3 Разделам 1А уведомления о контролируемых сделках за 2014 год (Участники сделок ...; ...; Наименование предметов сделки - Мазут (Топлива жидкие для спецефических процессов переработки); Топливо дизельное летнее ...; Фракция бензиновая прямогонная) значения "026" - "Покупатель" не позволяло налоговому органу однозначно идентифицировать данные сделки.
Учитывая тот факт, что отнесение сделки к внешнеторговой не является единственным критерием признания её в качестве контролируемой и осуществление ООО "..." одновременно деятельности как относящейся к внешнеторговой, так и не относящейся к ней, одновременное заполнение по 106 Разделам 1Б пунктов 040 "Код предмета сделки (код по ТН ВЭД)" - заполняемого при осуществлении внешнеторговых сделок и пунктов 043 "Код предмета сделки (код по ОКП)" - заполняемого при осуществлении сделок не являющихся внешнеторговыми также не позволяло налоговому органу однозначно идентифицировать данные сделки.
Недостоверные сведения, представленные налогоплательщиком в первичном уведомлении, оказывали влияние на эффективность первичного анализа в отношении контролируемых сделок и последующего принятия мотивированного решения по вопросу о необходимости углубленного контроля, с истребованием расширенной информации, предусмотренной статьей 105.15 Налогового кодекса Российской Федерации, и документов, подтверждающих соответствующие обстоятельства.
При этом Кодекс не связывает наступление ответственности за предоставление некорректных сведений в уведомлении о контролируемых сделках в зависимости от "существенности" ошибок, допущенных при подаче уведомления.
Вместе с тем пункт 2 статьи 105.16. НК РФ предусматривает, что в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление. При этом в случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 НК РФ.
Уточненное уведомление о контролируемых сделках за ** ** ** представлено Налогоплательщиком в адрес налогового органа после получения письма №... от ** ** **, т.е. после момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках.
Таким образом, ООО "..." допущено представление в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках (первичного), содержащего недостоверные данные о участнике сделки и о предмете сделки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Письмом №... от ** ** ** по определению об истребовании сведений от ** ** ** ООО "..." представлены документы в отношении главного бухгалтера Зинатулиной Насимы Хазиевны, а именно: копия должностной инструкции главного бухгалтера ООО "...", копия паспорта, копия приказа №... от ** ** ** о приёме работника на работу, табель рабочего времени за ** ** ** года.
Согласно представленным письмом №... от ** ** ** документам главный бухгалтер ООО "..." Зинатулина Н.Х. является должностным лицом, осуществляющим общее руководство за организацией налогового учета Общества в соответствии с налоговым законодательством РФ, а также контролирование правильности составления и оформления бухгалтерской и налоговой отчетной документации, своевременности её представления внешним и внутренним пользователям (п. 3.20 должностной инструкции).
Таким образом, именно на главного бухгалтера ООО "..." возложены обязанности по представлению уведомления о контролируемых сделках.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, именно Зинатулина Н.Х. должна была принять необходимые меры для представления в установленный срок необходимых документов.
В силу п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина Зинатулиной Н.Х. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, подтверждается письменными материалами дела.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, при рассмотрении дела не установлено.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, характер правонарушения, тот факт, что Зинатулина Н.Х. ранее к административной ответственности не привлекалась, суд полагает, что Зинатулиной Н.Х. следует назначить административное наказание по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Зинатулину Н.Х., ** ** ** года рождения, ... виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде штрафа в размере ... рублей.
Реквизиты перечисления штрафа:
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления постановления в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня его получения через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья Константинова Н.В.
Копия верна: