Дело № 2а-657/2016
Резолютивная часть решения оглашена 23 декабря 2016 года
В окончательной форме решение изготовлено 23 декабря 2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кичменгский Городок 23 декабря 2016 года
Кичменгско-Городецкий районный суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Дурягиной И.Д.,
при секретаре Седовой М.В.,
с участием представителя административного ответчика Казариной М.Н.,
рассмотрев административное дело по административному иску Осокиной П.А. к администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области о признании незаконным заключения межведомственной комиссии №8 от 17 октября 2016 года,
установил:
Осокина П.А. обратилась в суд с административным иском к администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района о признании незаконным заключения №8 от 17 октября 2016 года межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы администрации от 18.01.2016г. № 30 (с последующими изменениями), возложении на указанную комиссию обязанности рассмотреть в соответствии с законом вопрос о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным (непригодным) для проживания.
В обоснование иска указано, что Осокина П.А. является собственником данного жилого дома. Согласно заключения № 2 от 19.04.2016 межведомственной комиссии дом признан пригодным для проживания, в доме необходимо проведение капитального ремонта. Решением Кичменгско-Городецкого районного суда Вологодской области от 23.08.2016 заключение №2 от 19.04.2016 межведомственной комиссии признано незаконным, на межведомственную комиссию возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку соответствия вышеуказанного жилого дома требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47.
17.10.2016 межведомственная комиссия приняла новое заключение, согласно которому необходимо дополнительное заключение проектно-изыскательской организации по обследованию элементов ограждающих и несущих конструкций. Считает данное заключение незаконным, препятствующим осуществлению ее жилищных прав по следующим основаниям. Процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение не соответствуют требованиям вышеуказанного Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально. По результатам осмотра в первом случае решение о проведении дополнительных исследований принято не было. Обоснований необходимости предоставления заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов конструкций жилого помещения не приведено ни в акте, ни в заключении. В акте обследования указаны не в полном объеме сведения о несоответствиях установленным требованиям (по сравнению с указанными в техническом паспорте), следовательно, и в заключении им не дана оценка. Сведения технического паспорта о физическом износе дома-67% (на 20.11.2015) в акте обследования и заключении комиссии отсутствуют, что имеет существенное значение, поскольку такой показатель физического износа жилого помещения свидетельствует о непригодности жилого дома для проживания. Согласно п.2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 №529 к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов с физическим износом свыше 65%.
Административный истец Осокина П.А., ее представитель Тютиков Н.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили в адрес суда ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что административный иск поддерживают в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Казарина М.Н. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что поддерживает представленные письменные объяснения, согласно которых, в целях исполнения решения суда от 23.08.2016, Осокиной П.А. 26.08.2016 направлено письмо о необходимости предоставления заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов конструкций жилого помещения в срок до 09.09.2016, доказательств получения адресатом письма не имеется, 23.09.2016 Осокиной П.А. вновь направлено письмо о необходимости предоставления указанного заключения, 11.10.2016 письмо адресатом получено. 17.10.2016 межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы администрации от 18.01.2016г. № 30, проведено обследование жилого помещения Осокиной П.А. и составлен акт осмотра. Представитель собственника Тютиков Н.В., по окончании проведения обследования жилого дома не стал дожидаться оформления акта осмотра и заключения комиссии, не подписав их, покинул пределы района. Со стороны Осокиной П.А. запрашиваемое заключение представлено не было. В связи с этим комиссией принято заключение: «Для принятия решения по признанию жилого помещения непригодным для проживания требуется заключение проектно-изыскательской организации». Указанное в иске Положение от 05.11.1985 №529 распространяется на государственный и общественный жилищный фонд, поэтому к настоящим отношениям не применимо. Администрация района просит суд в удовлетворении административного иска отказать, так как заключение комиссии принято в пределах полномочий, соответствует требованиям закона.
Свидетель Н.Г.Г. суду показала, что является членом межведомственной комиссии о признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания. Осокиной П.А. после состоявшегося решения суда было направлено письмо о необходимости предоставления заключения проектно-изыскательской организации. Собственником дома, ее представителем заключение представлено не было, 17.10.2016 было проведено обследование дома Осокиной П.А. в составе комиссии из трех человек: она, Р.Г.А., П.А.А. В ходе осмотра дома было установлено, что подгнил венец, т.к. у дома нет фундамента, дом стоит на камнях, имеется просадка задней части дома, в подвале плесени не имеется. Считает, что жилой дом Осокиной П.А. подлежит капитальному ремонту, данные выводы представлены на основании визуального осмотра дома, поскольку представитель собственника Тютиков Н.В. так и не представил истребуемое заключение. Заключение межведомственной комиссии от 17.10.2016 содержит указание, что для принятия решения по признанию жилого помещения непригодным для проживания требуется заключение проектно-изыскательской организации, в случае, если данное заключение представлено Осокиной П.А. так и не будет, какое итоговое решение может быть принято комиссией и в какие сроки пояснить не может.
Свидетель Шашерин А.Г. суду показал, что является секретарем межведомственной комиссии о признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания. В адрес Осокиной П.А. им направлялось сообщение о необходимости предоставления заключения проектно-изыскательской организации, поскольку органы местного самоуправления не имеют оборудования и возможности произвести специальные замеры, заключение Осокиной П.А. представлено не было. В обследовании дома 17.10.2016 не участвовал по уважительным причинам. Акт обследования и заключение от 17.10.2016 в двух экземплярах были направлены Тютикову Н.В. для подписания, возвращены в первый адрес не были. Заключение межведомственной комиссии от 17.10.2016 не совсем верное по формулировке.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Во исполнение данной нормы Жилищного кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Согласно пунктов 7, 43, 44 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Комиссия на основании заявления собственника помещения проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42 Положения).
В соответствии с пунктом 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение);
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
В силу п.п. «д» пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения, в том числе заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Пунктом 46 Положения предусмотрено, что комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
В пункте 47 Положения указано, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Как следует из материалов дела, 18.01.2016 постановлением администрации Кичменгско-Городецкого муниципального образования N 30 утвержден состав межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В ее состав включены представители администрации района, Управления по имущественным отношениям, ЖКХ и градостроительству администрации района, филиала ГП ВО «Вологдатехинвентаризация, ОНД по Кичменгско-Городецкому району, собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) с правом совещательного голоса, квалифицированные эксперты (в необходимых случаях), главы сельских поселений, представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно—эпидемиологической, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, регистрации объектов недвижимости (по согласованию).
Решением Кичменгско-Городецкого районного суда от 26.01.2016 установлен факт добросовестного, открытого и непрерывного владения Осокиной П.А. на праве собственности в течение срока приобретательной давности жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии о признании жилого дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания №2 от 19.04.2016 установлены основания для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подлежащим капитальному ремонту.
Решением Кичменгско-Городецкого районного суда от 23.08.2016 указанное заключение №2 от 19.04.2016 межведомственной комиссии признано незаконным, на межведомственную комиссию возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку соответствия жилого дома Осокиной П.А. требованиям, установленным Положением.
Письмом от 20.09.2016 Осокиной П.А. со ссылкой на пункт 45 Положения было указано о необходимости предоставления в адрес межведомственной комиссии заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов конструкций жилого помещения. Следовательно, в рамках процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям (пункты 44, 45 Положения) межведомственной комиссией было принято решение, что необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям является предоставление заявителем заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.
Соответственно, исходя из толкования пунктов 44-46 Положения без предоставления полного комплекта документов оснований для передачи заявления на рассмотрение межведомственной комиссии не имеется.
Несмотря на признание данного документа необходимым для принятия решения, при том, что Осокиной П.А. заключения представлено не было, межведомственной комиссией решения о возврате без рассмотрения заявления и соответствующих документов в сроки и порядке, предусмотренные пунктом 46 Положения, принято не было.
17.10.2016 межведомственной комиссией проведено обследование жилого помещения Осокиной П.А. и составлен акт осмотра.
Межведомственной комиссией вынесено заключение №8 от 17.10.2016: для принятия решения необходимо заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.
Пунктом 46 Положения предусмотрено, что комиссия рассматривает поступившее заявление и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Решение комиссией 17.10.2016 принято в форме заключения, но по содержанию не является ни одним из решений, указанных в пункте 47 Положения.
При этом суд приходит к выводу, что принятое заключение не является также и решением о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (не только по тому, что принято в форме заключения, но и по содержанию), исходя из следующего.
Решение комиссии должно быть мотивированным, т.е. содержать обоснование, почему при представленных заявителем документах (которые должны являться изначально достаточными для рассмотрения поступившего заявления), после работы комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилого помещения для постоянного проживания, возникла необходимость проведения дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Решение комиссии должно быть определенным, т.е. содержать указание о том, какие исследования совершить, кому и в какие сроки.
Заключение комиссии от 17.10.2016 не отвечает указанным требованиям, его принятие не вызвано результатами обследования, которое проведено в присутствии лишь трех членов комиссии (Н.Г.Г., Р.Г.А., П.А.А.), а также с участием представителя ответчика. Как следует из письменного отзыва представителя административного ответчика, а также устных объяснений в судебном заседании, заключение с приведенным содержанием было дано по той причине, что Осокиной П.А. не было представлено заключение проектно-изыскательской организации.
Ни в тексте заключения комиссии, ни в сопроводительном письме об ознакомлении и подписании собственником помещения заключения комиссии не содержится информации о том, в какие сроки, кому необходимо представить заключение проектно-изыскательской организации, что фактически сводит решение к его неисполнению, что недопустимо.
Рассматривать заключение комиссии от 17.10.2016 как документ, влекущий возвращение заявления без рассмотрения при его неисполнении собственником помещения, также не имеется, поскольку вынесение решения о возвращении заявления без рассмотрения не предусмотрено после составления акта обследования помещения, при том, что собственнику помещения заключением комиссии от 17.10.2016 не вменялось в обязанность представить какие-либо документы.
При таких обстоятельствах суд считает административный иск подлежащим удовлетворению, поскольку вынесенное заключение от 17.10.2016 не отвечает требованиям закона. Последствия вынесенного судом решения о признании заключения межведомственной комиссии незаконным заключаются в том, что недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, следовательно, у принявшего его органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса.
Поэтому суд возлагает на межведомственную комиссию обязанность в течение сроков, предусмотренных Положением, провести оценку соответствия указанного жилого дома требованиям, установленным в Положении. Начало течения срока исчисляется со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данное решение не относится к решениям, подлежащим немедленному исполнению.
При этом суд обращает внимание, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает в соответствии с пунктом 44 Положения и определение перечня дополнительных документов (в том числе заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Решение вопроса о необходимости предоставления заключения проектно-изыскательской организации относится исключительно к компетенции межведомственной комиссии, при этом в случае вынесения подобного решения оно должно содержать обоснование необходимости предоставления данного заключения.
Срок обращения с административным исковым заявлением в суд не пропущен.
Статьей 227 ч.3 п.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. В связи с чем суд обязывает администрацию Кичменгско-Городецкого муниципального района сообщить об исполнении настоящего решения в Кичменгско-Городецкий районный суд и административному истцу в течение 10 дней со дня исполнения решения суда.
С учетом требованийстатьи 333.36п.1 п.п.19 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с административного ответчика госпошлины не имеется.
На основании изложенного, руководствуясьст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Осокиной П.А. удовлетворить.
Признать незаконным заключение №8 от 17 октября 2016 года Межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной постановлением администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области №30 от 18 января 2016 года (с последующими изменениями), в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на Межведомственную комиссию по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденную постановлением администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области №30 от 18 января 2016 года (с последующими изменениями), обязанность провести оценку соответствия жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, в сроки, предусмотренные данным Положением.
Обязать администрацию Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области сообщить об исполнении настоящего решения в Кичменгско-Городецкий районный суд и Осокиной П.А. в течение 10 дней со дня исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кичменгско-Городецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Д. Дурягина