Арбитражный суд Рязанской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-1884/2007
24 мая 2007 года С5
Полный текст решения изготовлен 24 мая 2007 года.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 мая 2007 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Шуман И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рябовой И.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области Сасовское представительство (Рязанская область, г. Сасово) к индивидуальному предпринимателю Орлову Андрею Викторовичу (г. Рязань) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Козакевич Н.В., старший государственный инспектор, доверенность № 02/432 от 19.03.2007 г., удостоверение № 06096, выдано 29.08.2005 г.
от лица, привлекаемого к ответственности - не явился, извещен.
установил: В Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области Сасовское представительство (далее по тексту - Управление) о привлечении индивидуального предпринимателя Орлова Андрея Викторовича к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя вышеуказанное требование поддержал и указал, что индивидуальным предпринимателем Орловым А.В. осуществляется деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п. 4 "Положения о лицензировании пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637. Просит назначить индивидуальному предпринимателю Орлову А.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
Индивидуальный предприниматель Орлов А.В. в судебное заседание не явился, заявление Управления не отклонил, отзыв на заявление не представил.
Из материалов дела следует, старшим государственным инспектором Сасовского представительства Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области на основании Распоряжения начальника Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области от 23.03.2007 г. № 147 проведена внеплановая проверка деятельности индивидуального предпринимателя Орлова А.В. (л.д. 6).
Результаты проверки оформлены актом проверки выполнения индивидуальным предпринимателем, обязательных требований при перевозке пассажиров автомобильным транспортом от 28.04.2007 г. № 086-ФА (л.д. 7-8), которым установлено, что индивидуальным предпринимателем Орловым В.А. осуществлялась деятельность по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий.
Индивидуальному предпринимателю Орлову В.А. 28.04.2007 г. выдано предписание № 020-ФА (л.д. 8).
28.04.2007 г. по результатам проверки старшим государственным инспектором составлен протокол об административном правонарушении серии А-62 № 00179 (л.д. 9), в котором отражены нарушения, допущенные индивидуальным предпринимателем Орловым А.В., а именного у него:
- отсутствует запись показания спидометра при выезде, отметки о времени прохождения ежедневного медицинского контроля водителя. Нарушен режима труда и отдыха водителя, продолжительность рабочего времени, чем нарушено требование п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15;
- отсутствует график работы водителей с режимом начала, окончания и продолжительности работы (смены), времени перерыва для отдыха и питания, который должен доводиться ежемесячно, не позднее чем за один месяц до введения его в действие, чем нарушен п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15;
- им не выполняются перевозки автобусами ПАЗ-3205 гос.номер СВ 782 и ПАЗ-3205 гос.номер СВ 600 62, по маршруту Лесок-Сиверка до конечного пункта Лесок 19.03.2007 г., чем нарушены требования п. 21 "Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте" Приказа Минтранса РСФСР от 31.12.1981 г. № 200.
Индивидуальному предпринимателю Орлову А.В. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. С протоколом ознакомлен, копия ему вручена 28.04.2007 г. (л.д. 9), о чем имеется соответствующая запись в протоколе.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с чем, 02.05.2007 г. Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области Сасовское представительство обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Орлова А.В. к административной ответственности.
Рассмотрев и оценив представленные материалы дела, заслушав доводы Управления, арбитражный суд пришел к выводу, что к индивидуальному предпринимателю Орлову А.В. подлежат применению меры административной ответственности, предусмотренные ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, исходя из следующего.
Орлов А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России по налогам и сборам № 9 по Рязанской области, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, серия 62 № 001935740 (л.д. 15).
21.01.2002 г. Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта индивидуальному предпринимателя Орлову А.В. выдана лицензия АВ № 148084 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по РФ (л.д. 13).
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В соответствии с выданной индивидуальному предпринимателю Орлову А.В. лицензией (№ АСС-62-901108) на право перевозки пассажиров автомобильным транспортом по территории РФ, условиями осуществления деятельности являются следующие обязанности владельца лицензии:
- владелец обязан обеспечить наличие лицензионных карточек у водителя на каждом транспортном средстве при работе на линии;
- представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности, выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом;
- осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм (л.д. 13).
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта РФ;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения РФ;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из основных лицензионных требований являются соблюдение требований установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
Арбитражным судом установлено, что индивидуальному предпринимателю принадлежат автобусы ПАЗ СВ № 782 62, ПАЗ СВ № 600 62.
В соответствии с п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 г. № 15, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.
На основании проведенной Управлением проверки 06.03.2007 г. (л.д. 4) установлено, что в путевом листе № 863 от 06.03.2007 г. на автобус ПАЗ-3205 гос. номер СВ 782 62 (водитель Кукушкин М.В.) отсутствует запись показания спидометра при выезде, а также отсутствуют отметки о времени прохождения ежедневного медицинского контроля водителя. Кроме того, продолжительность рабочего времени составила 14 часов. (л.д. 11).
Между тем, вменяемое индивидуальному предпринимателю Орлову А.В. нарушение п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 г. № 15, допущенное им 06.03.2007 г. не может служить основанием для привлечения его к административной ответственности.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Орлова А.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - 02.05.2007 г.
Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности (ч. 1 ст. 205 АПК РФ).
С учетом изложенного, установленный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности для привлечения к административной ответственности на момент принятия настоящего судебного акта истек.
В то же время административным органом зафиксированы иные нарушения лицензионных требований, которые послужили основанием для привлечения предпринимателя Орлова А.В. к административной ответственности.
В соответствии с п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15 (далее по тексту - Положение) графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Актом проверки выполнения индивидуальным предпринимателем, обязательных требований при перевозке пассажиров автомобильным транспортом от 28.04.2007 г. № 086-ФА (л.д. 7-8), протоколом серии А-62 № 000179 об административном правонарушении от 28.04.2007 г. (л.д. 9) подтверждается, что в нарушение вышеуказанного Положения на момент проверки у индивидуального предпринимателя Орлова А.В. отсутствует график работы (сменности).
Кроме того, в п. 21 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 г. № 200 определено, что в зависимости от величины и распределения пассажиров на маршруте работу автобусов организуют с обычным, полуэкспрессным (скорым) или экспрессным режимом движения или с режимом движения по системе спаренных рейсов. При обычном режиме движения остановка автобусов является обязательной на всех остановочных пунктах. Автобусы-экспрессы на городских, пригородных маршрутах следуют от начального до конечного пункта без промежуточных остановок. Движение на междугородных маршрутах в экспрессном и полуэкспрессном режиме организуется на основе "Методики повышения скоростей движения автобусов в междугородном сообщении", а на городских маршрутах в полуэкспрессном режиме в соответствии с "Методическими указаниями по организации полуэкспрессных автобусных маршрутов в городах". Мероприятия по повышению скоростей движения автобусов разрабатываются автотранспортными предприятиями и организациями на основе "Методики повышения скоростей движения автобусов в междугородном сообщении", а для городских маршрутов - Методологии выявления резервов повышения скоростей сообщения автобусов и путей их реализации". На маршрутах, остановочные пункты которых характеризуются большим пассажирообменом, движение автобусов организуется по системе спаренных рейсов. При этом движение каждой пары автобусов на маршруте осуществляется по единому графику (расписанию) и их подача на посадку и отправление от начального остановочного пункта производится одновременно, практически без интервалов. Режим движения по системе спаренных рейсов применяется, как правило, в часы "пик". При наличии значительного и устойчивого пассажиропотока на какой-либо части маршрута в пределах указанной части маршрута организуются укороченные рейсы. Экспрессные, полуэкспрессные и укороченные рейсы или маршруты могут быть постоянными или временными (по сезонам года или в течение определенных установленных часов дня, в часы "пик").
По сообщению Муниципальной организации "Служба единого заказчика" от 21.03.2007 г. № 54 (л.д. 5), 19.03.2007 г. автобусы ПАЗ СВ № 782 62, ПАЗ СВ № 600 62, принадлежащие индивидуальному предпринимателю Орлову А.В. и обслуживающие маршрут Лесок-Сиверка не доехали до остановки Лесок (конечного пункта маршрута).
Таким образом, индивидуальным предпринимателем Орловым А.В. нарушено требование п. 21 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 г. № 200.
Не соблюдение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности, является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством административную ответственность.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность, влекущая наложение административного штрафа на должностных лиц, от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.
Состав указанного правонарушения образует любой факт (один или несколько) нарушения лицензионных условий. Факты административных правонарушений, вменяемые индивидуальному предпринимателю Орлову А.В., подтверждаются материалами дела и им не опровергнуты.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Орлова А.В. к административной ответственности.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении серия А-62 № 000179 от 28.04.2007 г. (л.д. 9), как доказательство совершения лицом административного правонарушения соответствует требованиям, установленным ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ" контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет, в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством РФ на органы Российской транспортной инспекции.
Кроме того, полномочия старшего госинспектора УГАДН по Рязанской области г. Сасово, предусмотрены ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, заявление Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области о привлечении индивидуального предпринимателя Орлова А.В. подлежит удовлетворению в виде наложения административного штрафа в минимальном размере, а именно в размере тридцати минимальных размеров оплаты труда, что составляет 3000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170,176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Орлова Андрея Викторовича, 29.08.1978 года рождения, уроженца г. Касимов Рязанской области, проживающего по адресу: г. Касимов, пер. Татарский д. 4 (основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 407622608000087), к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Орлова Андрея Викторовича, 29.08.1978 года рождения, уроженца г. Касимов Рязанской области, проживающего по адресу: г. Касимов, пер. Татарский д. 4 (основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 407622608000087), административный штраф в доход соответствующего бюджета в размере 3000 руб.
3. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.
Судья Шуман И.В.