РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2016 г. г. Дербент
Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Сурхаева М.Р.,
при секретаре Алибековой Ч.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Магомедовой С. З., об установлении факта утраты родительского попечения.
УСТАНОВИЛ:
Магомедова С.З. обратилась в суд с заявлением об установлении факта утраты родительского попечения за дочерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со стороны отца ФИО1 и не участия в воспитании.
Мотивируя доводы тем, что согласно Постановления администрации Дербентского района № 761 от 26.12.2006г. и удостоверения № 106 она осуществляет опеку над несовершеннолетней ФИО2. Мать ребенка умерла, а отец душевнобольной содержался в психиатрической лечебнице. Ныне его родственники увезли его в Израиль и о его судьбе ничего им не известно и связи с ним никакой нет. Никакого участия в воспитании дочери или иной помощи от него никогда не было и нет.
Выплата пособий на ребенка в настоящее время прекращена. Согласно полученному уведомлению, требует от нее предоставить дополнительный документ подтверждающий инвалидность 2-ой группы отца подопечной, Беняминова С.Л. Ссылаясь на то, что закон РД «О внесении изменения в ст. 2 Закона Республики Дагестан» «О размерах и порядке выплат денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (№ 66 от 24.12.2007г.)» от 13.10.2015г., предусматривает, что душевнобольной, которому с 1999 года определена 2- ая группа инвалидности может за эти 15 лет излечиться, устроиться на работу и содержать свою дочь.
Кроме того, она не в состоянии истребовать из Израиля справку, в подтверждении инвалидности отца подопечной, возможно, это под силу самим органам опеки и попечительства, так как она слышала, что запросы подтверждений подобного рода сейчас возложены на организации. Она старая женщина не в силах это сделать. Ей уже много лет нет сообщений о нем от его родственников, возможно его и в живых нет. Телефонной связи с ними также не поддерживает. Психически больные люди со временем не излечиваются, а наоборот все ухудшаются и нет смысла запрашивать подтверждение об улучшении его здоровья. В деле имеются достаточные документы на основе которых можно было продолжить выплату денежных средств в ее адрес, без подтверждения инвалидности отца.
Установление факта отсутствия родительского попечения по причине болезни необходимо для определения социально-правового статуса ребенка, оставшейся без попечения родителей.
В судебном заседании представители заявительницы Магомедовой С.З. по доверенности Магомедова Н.И. и по ордеру адвокат Джабраилов З.Ш., заявление поддержали, в подтверждение своих доводов привели обстоятельства изложенные выше. Пояснили, что установление факта отсутствия родительского попечения необходимо для определения социально-правового статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Просили установить факт утраты родительского попечения за дочерью ФИО2, со стороны отца ФИО1
Представитель отдела опеки и попечительства Гаджимурадова С.Г., действующая по доверенности от 24.03.2016 года № 143, просила суд удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что Магомедова С.З. действительно занимается воспитанием, содержанием и обучением своей внучки ФИО2. Мать ребенка ФИО7 умерла, отец ребенка ФИО1 страдающий с психическим заболеванием, с помощью родственников уехал в государство Израиль. После установления факта утраты родительского попечения несовершеннолетний ребенок будет относиться к категории детей, оставшихся без попечения родителей и будет пользоваться всеми льготами, предназначенными для данной категории.
Суд, выслушав представителей заявителя и отдела опеки и попечительства, считает, что требования Магомедовой С.З. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст.10 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны и (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном законом порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 3,4 «Конвенции о правах ребенка» во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Государства - участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и, в соответствующих случаях, членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществление им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.
В силу статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В частности, согласно п.10 указанной нормы закона, суд рассматривает дела об установлении других имеющих юридическое значение фактов.
Из заявления ФИО1 удостоверенного нотариусом города Дербента Республики Дагестан Шахпазовым С.М. от 22.01.2007 года, следует, что он отказывается от своих родительских прав на малолетнюю дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно свидетельства о смерти сер №, выданной администрацией <адрес> ФИО7 (мать ребенка) умерла ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись № 80).
Опрошенная в судебном заседании ФИО2 пояснила, что отца она не видела и не помнить вообще.
Согласно заключения отдела опеки и попечительства администрации Дербентского района, от 12.05.2016 года, ФИО2 осталась без попечения родителей, мать ребенка умерла, а отец был болен шизофренией.
Постановление администрации Дербентского района, от 26.12.2006 года, Магомедова С.З. назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из имеющегося в материалах акта обследования жилищно-бытовых условий Магомедовой С.З., от 07.05.2016 года, усматривается, что жилищно-бытовые условия опекуна и подопечного хорошие.
Судом установлено, что ФИО1 длительное время не выполняет свои родительские обязанности в отношении своей несовершеннолетней дочери ФИО2.
Руководствуясь ст. 194-197 ст. 264 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Магомедовой С. З., удовлетворить.
Установить факт отсутствия родительского попечения над ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со стороны отца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня оглашения, через Дербентский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 17.06.2016 г.
Судья М.Р. Сурхаев
решение отпечатано на компьютере в совещательной комнате.