№9а-43/2019
Строка 020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02декабря 2019 года р.п. Таловая
Судья Таловского районного суда Воронежской области Ю.С.Тульникова, рассмотрев административное исковое заявление Ефремова Д.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Воронежской области об обязании возврата излишне уплаченного земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
Ефремов Д.А. обратился в суд с требованиями к налоговому органу МИФНС №2 по Воронежской области об обязании возвратить ему излишне уплаченный его отцом-налогоплательщиком ФИО1 (умершим ДД.ММ.ГГГГ) земельный налог в сумме 1793 руб., поскольку его отец не был уведомлен о факте переплаты налога, данная сумма является имуществом налогоплательщика и подлежит включению в наследственную массу, своим сообщением от 26.09.2019 МИФНС №2 по Воронежской области отказало ему в возврате этого налога, с чем он не согласен.
Изучив данное административное исковое заявление, судья приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном названным кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 138 указанного кодекса).
К административным делам, рассматриваемым по правилам административного судопроизводства, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (абзац четвертый пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Предметом судебного контроля в данном случае является правомерность решения органа государственной власти; учитывая субъектный состав участников рассматриваемых правоотношений, проверка законности оспариваемого решения государственного органа, принятого в рамках реализации его публичных полномочий и осуществляющего государственные функции, должна производиться в силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке административного судопроизводства.
В силу пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 139 Налогового кодекса РФ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Частью 3 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
С учетом изложенного, Ефремов Д.А. вправе обратиться в суд с такими требованиями только после обжалования отказа МИФНС №2 по Воронежской области в возврате излишне уплаченного налога в Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области (394006, г.Воронеж, ул. К. Маркса, 46).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования для данной категории административных споров.
Так как необходимость обязательного досудебного обжалования акта налогового органа ненормативного характера в вышестоящий налоговый орган до обращения в суд прямо установлена пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации, несоблюдение указанных требований влечет правовые последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами.
Уплаченная административным истцом государственная пошлина в сумме 400 рублей подлежит возврату в силу пп. 2 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.129 КАС РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Возвратить административное исковое заявление Ефремова Д.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Воронежской области об обязании возврата излишне уплаченного земельного налога, со всеми приложенными документами заявителю.
Возвратить Ефремову Д.А. государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 27 ноября 2019 года.
Разъяснить, что возвращение заявления не препятствует повторному обращению в суд с заявлением о том же предмете в установленном законом порядке.
На определение в пятнадцатидневный срок может быть подана частная жалоба в Воронежский областной суд через Таловский районный суд Воронежской области.
Судья Ю.С.Тульникова