дело: №5-2268/18
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
28 ноября 2018 года г. Сыктывкар
Мировой судья Кутузовского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми Мелихова Н.А., по адресу: г.Сыктывкар, ул.Кирова д.45 каб. 310
рассмотрев поступивший на юридическое лицо -
ПАО «ФСК ЕЭС» (юридический адрес: 117630, Москва, ул. Академика Челомея, д. 5 «А»; ИНН 4716016979; КПП 772801001; ОГРН 1024701893336, дата регистрации 25.06.2002 г. )
материал об административной ответственности по ст. 19. 29 КоАП РФ, и
установил:
Юридическому лицу ПАО «ФСК ЕЭС» вменяется привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного илимуниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции».
В судебном заседании представитель ПАО «ФСК ЕЭС» не оспаривал вину в совершении правонарушения, по доводам, изложенным в письменных пояснениях, вместе с тем, указал, что у природоохранного прокурора отсутствовали полномочия на возбуждение дела об административном правонарушении, просил прекратить производство по делу в силу малозначительности административного правонарушения. Показал, что согласно письму Печорского управления Ростехнадзора № 25/8799 от 28.09.2018 несвоевременное направление сведений ПАО «ФСК ЕЭС» не привело к неполучению Печорским управлением Ростехнадзора информации, необходимой для целей федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 "О противодействии коррупции". Ранее письмом № 25/4451 от 03.06.2016 Печорским управлением Ростехнадзора сообщалось, что уведомление № М7/П6/Р1/268 от 19.05.2016 о приеме на работу <ФИО1> на комиссии по конфликту интересов не рассматривалось в связи с тем, что указанное лицо не осуществляло функций государственного управления в отношении ПАО «ФСК ЕЭС».
Представитель Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры Коровин Е.Н. просил привлечь юридическое лицо к административной ответственности, указал, на наличие состава административного правонарушения. Представил приказ Прокуратуры Республики Коми № 121 от 14.09.2012 г. согласно которому, природоохранный прокурор вправе был возбудить дело в отношении юридического лица, которое при осуществлении деятельности подконтрольно Печорскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Также показал, что оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Заслушав явившихся, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Из материалов дела следует, чтоСыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в поднадзорных органах, в ходе которой выявлены нарушения закона при приёме на работу в Филиал ПАО «ФСК ЕЭС» - СПМЭС бывшего государственного гражданского служащего - главного государственного инспектора по энергетическому надзору Печорского Управления Ростехнадзора <ФИО1>
В ходе проверки установлено, что <ФИО1> приказом о приеме на работу от 21.07.2015 № 196-лс был назначен на должность федеральной государственной гражданской службы главного государственного инспектора отдела по энергетическому надзору Печорского Управления Ростехнадзора.
Приказом об увольнении от 02.09.2015 № 241-лс <ФИО1> был освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволен с 04.09.2015.
Приказом директора Филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - СПМЭС <ФИО2> от 02.09.2015 № 279 л/с <ФИО1> был принят на должность инженера второй категории Службы диагностики.
Данный приказ был издан на основании заключенного 02.09.2015 между директором Филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - СПМЭС <ФИО2> и <ФИО1> трудового договора № 491/15.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные требования установлены ч. 2 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с перечнями, определенными Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей Федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», Приказом Ростехнадзора от 18.12.2015 № 523 «Обутвержденииперечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» на должность главного государственного инспектора энергетического надзора Печорского управленияРостехнадзора по РК распространяется действие ст. 12 Закона.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении правил сообщения работодателем о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации», установлено, что работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований ч. 4 ст. 12 от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и ч. 2 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации специалист первой категории отдела корпоративных сервисов Филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - СПМЭС <ФИО3>, как лицо ответственное сообщать в десятидневный срок о заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, по последнему месту их службы, в адрес Печорского управления Ростехнадзора не направила до 17.09.2015 сообщение о приеме на работу <ФИО1> Данное сообщение было направлено в адрес Печорского управления Ростехнадзора только 19.05.2016, после того, как Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой была начата проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции при приеме на работу в Филиал ПАО «ФСК ЕЭС» - СПМЭС <ФИО1>
Таким образом, по мнению прокурора, в бездействии специалиста первой категории отдела корпоративных сервисов Филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - СПМЭС <ФИО4> (в период замещения должности ведущего специалиста отдела корпоративных сервисов) установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного служащего с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Постановлением мирового судьи Кутузовского судебного участка города Сыктывкара Республики Коми от 10.06.2016 по делу № 5-406/2016 <ФИО3> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» обращено внимание на то, что исходя из толкования ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ должностного лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, равно как и назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо.
Таким образом, в указанном случае ПАО «ФСК ЕЭС» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.29 КоАП РФ - привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции».
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор в целях надлежащего уведомления лица подлежащего привлечению к административной ответственности о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении направлено требование № 07-05-2018 от 13.09.2018 о необходимости явки в прокуратуру 28.09.2018. По результатам рассмотрения ходатайства директора Филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - СПМЭС от 26.09.2018 № М7/П6/Р1/628 от 26.09.2018, действующего на основании доверенности № 78 АБ 5646046 от 30.08.2018, срок явки перенесен на 15.10.2018.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается копиями приказа о приёме на работу <ФИО1> в Печорское Управление Ростехнадзора от 21.07.2015 № 196-лс, приказа об увольнении от 02.09.2015 № 241-лс, трудового договора, заключенного между <ФИО1> и директором Филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - СПМЭС от 02.09.2015 № 495/15, приказа о приеме на работу <ФИО1> в Филиал ПАО «ФСК ЕЭС» - СПМЭС от 02.09.2015 № 279 л/с, атак же копией уведомления от 19.05.2016 в Печорское управление Ростехнадзора и материалами проверки.
В соответствии с п. 2.8 устава ПАО «ФСК ЕЭС» от 26.06.2015 (действовавшего на момент принятия <ФИО1> на должность), устава ПАО «ФСК ЕЭС» от 29.06.2017 филиалы и представительства Общества не являются юридическими лицами, действуют от имени Общества и на основании утверждаемых Обществом положений. Общество несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств.
Вышеуказанное правонарушение совершено ПАО «ФСК ЕЭС» по месту нахождения Филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - СПМЭС, расположенного по адресу: ул. Интернациональная, д. 133, г. Сыктывкар, 167000.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к выводу о доказанности вины ПАО «ФСК ЕЭС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
Совершенное ПАО «ФСК ЕЭС» административное правонарушение посягает на охраняемые законом отношения в области противодействия коррупции.
Мировой судья считает, что в силу приказа Прокуратуры Республики Коми № 121 от 14.09.2012 г., природоохранный прокурор вправе был возбудить дело в отношении юридического лица.
Рассматривая довод представителя ПАО «ФСК ЕЭС» о малозначительности правонарушения мировой судья приходит к следующему.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и ненаступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Совершенное ПАО «ФСК ЕЭС» административное правонарушение посягает на охраняемые законом отношения в области противодействия коррупции, характер совершенного ПАО «ФСК ЕЭС» административного правонарушения свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных правоотношений, поэтому такое правонарушение по своему характеру не может быть признано малозначительным.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, является формальным, поэтому отсутствие вредных последствий не может служить обоснованием малозначительности правонарушения.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют.
К обстоятельствам смягчающим административную ответственность мировой судья относит- признание вины, добровольное устранение выявленных нарушений, выразившееся в направлении письма о приеме на работу <ФИО1> в адрес Печорского управления Ростехнадзора 19.05.2016.
Санкция ст.19.29 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридическое лицо - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Мировой судья отмечает, что срок предоставления сведения нарушен на 3 дня, то есть нарушение выразилось в незначительном нарушении указанного в части 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" срока, с учетом характера совершенного правонарушения, на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ приходит к выводу о возможности назначения Филиалу юридического лица административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 19.29 КоАП РФ.
Кроме того, согласно ст.4.1.КоАП РФ и в соответствии с п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница № 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" , с учетом конкретных обстоятельств дела, наличие ходатайства лица привлекаемого к административной ответственности о снижении административного штрафа, мировой судья считает возможным назначить ПАО «ФСК ЕЭС» наказание ниже низшего предела, определив размер штрафа в сумме 50 000 рублей.
Поскольку ПАО «ФСК ЕЭС» были приняты все меры с целью соблюдения работниками отделов кадров Федерального закона «О противодействии коррупции», назначение штрафа в размере 100 тыс. руб. в данном случае является, по мнению, мирового судьи, избыточной мерой административного принуждения.
Руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо - ПАО «ФСК ЕЭС» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение 10 дней с момента вручения.
Мировой судья Н.А. Мелихова
Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в 60-ти дневный срок со дня вступления постановления в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Документ об уплате штрафа (копия) должен быть представлен в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу в канцелярию Кутузовского судебного участка г.Сыктывкара по адресу г.Сыктывкар, ул.Кирова д.45 каб. 310
Рекв. перечисления штрафа: УФК по Республике Коми (Прокуратура Республики Коми (л/сч 04071149290) ИНН: 1101481623 КПП: 110101001 Расчетный счет: 40101810000000010004 Банк: Отделение - НБ Республика Коми, БИК: 048702001 КБК: 41511690010016000140;
Код ОКТМО 87 701 000, штраф по постановлению мирового судьи Кутузовского с/у г.Сыктывкара от 28.11.2018 г. № 5-2268/18