Решение по делу № 2-135/2017 ~ М-132/2017 от 11.08.2017

Дело № 2-135/2017

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

22 сентября 2017 года с.Коса

Косинский районный суд Пермского края

в составе:

председательствующего судьи Мининой С.Н.,

при секретаре Истоминой Н.С.,

с участием:

помощника прокурора Косинского района Черемных С.В.,

а так же:

представителя ответчика Батуевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Косинского районного суда гражданское дело по иску прокурора Косинского района в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Батуеву А. И. о возложении обязанности назначить должностное лицо, ответственное за обращение с отходами, произвести профессиональную подготовку должностного лица, о возложении обязанности утвердить и согласовать паспорта на отходы 1-4 класса опасности, о возложении обязанности произвести расчистку территории возле пилорамы от отходов производства, обеспечить хранение образующихся отходов производства в соответствии с требованиями СанПин,

у с т а н о в и л:

Прокурор Косинского района обратился в суд с вышеизложенным иском, ссылаясь на то, что 18 мая 2017 года в ходе проверки прокуратурой Косинского района деятельности индивидуального предпринимателя Батуева А.И. выявлены нарушения Федерального закона от 24.06.1998 года № 83-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Установлено, что в результате осуществления ИП Батуевым А.И. производственной деятельности на земельном участке по адресу: <адрес> образуются отходы: горбыль, щепа, опилки разнородной древесины, отходы коры. Согласно Приказу Министерства природных ресурсов РФ от 18.07.2014 года № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» отходы коры (3 05100 01 21 4), опилки разнородной древесины (3 05313 12 43 4) отнесены к отходам 4 класса опасности. Деятельность ИП Батуева А.И. в результате эксплуатации деревообрабатывающего оборудования по адресу: <адрес> связана с образованием отходов, загрязнением окружающей природной среды и атмосферного воздуха и нарушение обязательных требований в сфере экологической безопасности может повлечь за собой нарушение прав на благоприятную окружающую среду, а так же причинение вреда здоровью значительного количества граждан. Данные отходы (опилки, горбыль, щепа) складируются на почву рядом с пилорамой на примыкающей территории, а так же на открытой почве. Между тем, в силу ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) ИП Батуев А.И. не соблюдает требования п.3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», а именно: поверхность временно хранящихся на открытых площадках отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; временное хранение отходов на открытых площадках осуществляется непосредственно на почве, поверхности площадок не имеют искусственных водонепроницаемых и химически стойких покрытий.

В судебном заседании помощник прокурора Косинского района Черемных С.В. требования прокурора поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении. Просит возложить на ответчика – ИП Батуева А.И. в срок до 01 ноября 2017 года обязанности:

назначить должностное лицо, ответственное за обращение с отходами 1-4 класса опасности, получить документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами 1-4 класса опасности;

утвердить и согласовать паспорт отходов для отходов 1-4 класса опасности в соответствии с федеральным законодательством в области обращения с отходами;

произвести расчистку территории возле пилорамы по адресу: <адрес> от отходов производства (опилок, щепы, горбыля) и обеспечить хранение образующихся отходов производства (щепы, горбыля, опилок) в соответствии с требованиями п.3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», а именно: поверхность хранящихся насыпью отходов оборудовать защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), оборудовать поверхность площадки для хранения отходов искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием.

Представитель ответчика Батуева Н.И., действующая на основании доверенности, с требованиями произвести расчистку территории возле пилорамы от отходов производства и обеспечить хранение образующихся отходов производства в соответствии с требованиями п.3.7 СанПин согласилась. С остальными требованиями не согласилась, указывая, что при деревообработке на пилораме по адресу: <адрес> отходы 1-4 класса опасности не образуются.

Выслушав показания представителя ответчика Батуевой Н.И., мнение помощника прокурора Косинского района Черемных С.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что на отходы I - IV класса опасности должен быть разработан паспорт отхода, который составляется на основании данных о составе и свойствах отхода, оценки его опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ установлено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие

деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или

полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.05.2017 года № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, который зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2017 года за № 47008.

Согласно указанного классификационного каталога, под кодом 3 05100 00 00 0 Отходы окорки древесины:

3 05100 01 21 4 – отходы коры;

под кодом 3 05313 00 00 0 Отходы производства древесно – стружечных и /или древесно – волокнистых плит, содержащих связующие смолы, и изделий из них:

3 05313 12 43 4 – опилки разнородной древесины (например, содержащие опилки древесно – стружечных и /или древесно- волокнистых плит).

Судом установлено, что ответчик ИП Батуев А.И. зарегистрирован индивидуальным предпринимателем 22.02.2008 года. Основной вид деятельности – лесозаготовки, дополнительный вид деятельности - производство пиломатериалов, кроме профилированных, толщиной более 6 мм; производство непропитанных железнодорожных и трамвайных шпал из древесины.

Таким образом, установлено, что ИП Батуев А.И. не занимается такими видами работ, как окорка древесины и производством древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит, когда образуются отходы 4 класса опасности.

Согласно представленной ИП Батуевым А.И. отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежащих региональному государственному экологическому надзору за 2016 год, отходы 4 класса: отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины; опилки натуральной чистой древесины.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в иске прокурору в этой части следует отказать.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях уменьшения количества их образования.

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Судом установлено, что ИП Батуев А.И. арендует земельный участок по адресу: <адрес>, общей площадью 5800 кв.м, где имеется принадлежащая ему пилорама, то есть он осуществляет деревообрабатывающую деятельность.

В результате осуществления индивидуальным предпринимателем Батуевым А.И. производственной деятельности образуются отходы: горбыль, щепа, опилки, которые складируются на почву рядом с пилорамой на территории пилорамы.

Следовательно, ИП Батуев А.И., в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязан соблюдать требования Федерального Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 предусмотрены условия, которые необходимо соблюдать именно при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре.

Таким образом, в случае временного размещения отходов на такого рода площадках, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в собственности которых находятся данные отходы, обязаны соблюдать требования, установленные указанным положением СанПин.

Судом установлено, что при временном хранении отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) ИП Батуевым А.И. не соблюдаются требования п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03: поверхность временно хранящихся на открытых площадках отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; временное хранение отходов на открытых площадках осуществляется непосредственно на почве, поверхности площадок не имеют искусственных водонепроницаемых и химически стойких покрытий, что подтверждено справкой о результатах проверки с приложенными фотоматериалами от 19 мая 2017 года, проведенной заместителем прокурора Косинского района.

Между тем, в связи с нарушениями санитарно-эпидемиологических требований к обращению с отходами наносится вред окружающей среде, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Вследствие чего, заявленные прокурором Косинского района исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.

Положениями абзацев 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.

Статья 13 Земельного кодекса РФ определяет общие обязанности землепользователей, в том числе и собственников земельных участков, среди которых - защита земель от захламления отходами производства и потребления и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидация последствий загрязнения; рекультивация нарушенных земель.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает, что заявленные прокурором сроки исполнения решения являются достаточными для устранения допущенного нарушения действующего законодательства РФ.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина подлежит взысканию в размере 300 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

суд

р е ш и л :

Обязать индивидуального предпринимателя Батуева А. И. в срок до 01 ноября 2017 года произвести расчистку территории возле пилорамы по адресу: <адрес> от отходов производства (опилок, щепы, горбыля) и обеспечить хранение образующихся отходов производства (щепы, горбыля, опилок) в соответствии с требованиями п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», а именно: поверхность хранящихся насыпью отходов оборудовать защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), оборудовать поверхность площадки для хранения отходов искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Батуева А. И. государственную пошлину в доход бюджета Косинского муниципального района в размере (триста) 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Косинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья: С.Н.Минина.

2-135/2017 ~ М-132/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
ИП Батуев Александр Иванович
Суд
Косинский районный суд
Судья
Зубова Евгения Алексеевна
11.08.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2017[И] Передача материалов судье
15.08.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2017[И] Судебное заседание
22.09.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2017[И] Дело оформлено
28.12.2017[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее