Решение по делу № 2а-460/2017 ~ М-108/2017 от 13.01.2017

Дело № 2а–460/2017                                         

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Березники 27 февраля 2017 года        

Березниковский городской суд Пермского края

в составе судьи Матлиной О.И.

при секретаре Иванчиной В.Ф.,

с участием представителя административного истца Лоптева Д.Н., действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации – Мацаевой Т.В., действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика <адрес> – Быкова Д.С., действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика муниципального образования <адрес> – Вылегжаниной Л.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Овсянниковой Л.А. к Правительству Российской Федерации, <адрес>, муниципальному образованию <адрес> о признании незаконным бездействия ответчиков и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя незаконными бездействиями ответчиков,

у с т а н о в и л:

Административный истец Овсянникова Л.А. обратилась с административным иском к иском к административным ответчикам Правительству Российской Федерации, <адрес>, муниципальному образованию <адрес> о признании незаконным бездействия ответчиков и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя незаконными бездействиями ответчиков, указав, что является собственником следующего имущества: земельного участка с кадастровым номером ..... и находящихся на нем зданий (строений) с кадастровыми номерами ..... расположенных по адресу <адрес>, в районе ..... по <адрес>. В <дата> году в <адрес> произошла техногенная катастрофа, связанная с аварией и затоплением рудника ..... на территории города. Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности <адрес> от <дата> оформленное протоколом постановлено обозначить границы опасной зоны с уточнением по данным институтов (срок по окончанию заседания), провести ограждение опасной зоны (срок немедленно), гаражные боксы, частный склад Овсянниковой Л.А., находящихся в указанной опасной зоне закрыть. Таким образом, территория, где расположено имущество, принадлежащее Овсянниковой Л.А., со дня принятия Комиссией решения огорожена забором, выставлен пост охраны. Истец лишена права владеть, пользоваться и распоряжаться перечисленным имуществом, в связи с чем, полагает, что административными ответчиками нарушаются требования Федерального закона от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также ответчиками допущено бездействие в части не совершения действий по разработке, принятию и изданию нормативного акта, регламентирующего алгоритм, порядок, механизм и условия для реализации и совершения действий в части предоставления компенсации стоимости объектов недвижимости в виде коммерческих объектов недвижимости, находящихся в опасной зоне в связи с техногенной аварией в <адрес> на ...... Также полагает, что ответчики фактически реквизировали земельный участок, принадлежащий истцу, однако, акт о реквизиции ими не издан. Истец обращалась в администрацию <адрес> с заявлением о реквизиции принадлежащего ей земельного участка, однако получила в этом отказ. Просит признать письменный администрации <адрес> от ...... -о об отказе в поведении реквизиции земельного участка, принадлежащего истцу, незаконным и необоснованным. Признать отказ <адрес> от ...... в части отказа в осуществлении реквизиции земельного участка, принадлежащего истцу, незаконным и необоснованным. Признать бездействие всех ответчиков в части не издания акта реквизиции земельного участка, принадлежащего истцу, незаконным с возложением обязанности устранить допущенные нарушения законных прав и интересов истца. Обязать ответчиков в солидарном порядке при устранении допущенных нарушений прав и интересов истца, издать акт о реквизиции земельного участка, принадлежащего истцу, с выдачей соответствующего документа о реквизиции.

В судебное заседание истец не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителей.

Представитель административного истца Лоптев Д.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Правительства Российской Федерации – Мацаева Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласна по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика <адрес> – Быков Д.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласен по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика муниципального образования <адрес> – Вылегжанина Л.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласна, поскольку администрация <адрес> в пределах своих полномочий ограничили доступ в опасную зону, издание нормативных актов не входит в полномочия органа местного самоуправления.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п. «з» ч.1 ст.71 Конституции РФ вопросы по осуществлению мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидациями их последствий относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется Федеральным законом от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст.2 ФЗ № 68-ФЗ).

Ст.4 Федерального закона № 68-ФЗ определяет единство государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с целью решения вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, функционирующие на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от <дата> N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от <дата> N 68-ФЗ).

Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой, девятый пункта 1 статьи 18 Федерального закона от <дата> N 68-ФЗ).

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от <дата> N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 Федерального закона от <дата> N 68-ФЗ).

Полномочия Правительства РФ закреплены ст.10 Федерального закона ФЗ. При этом, определение порядка оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также определение порядка использования созданных резервов на случай возникновения чрезвычайной ситуации также отнесено к исключительным полномочиям Правительства РФ.

В силу ч.1 ст.24 Федерального закона ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.11 ФЗ № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Часть 2 ст.11 ФЗ № 68-ФЗ наделяет органы местного самоуправления следующими правами: самостоятельно принимать решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организовывать их проведение; осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, в силу чт. 14 ФЗ № 68-ФЗ организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.

Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется заблаговременно в целях экстренного их привлечения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Судом установлено, что административному истцу Овсянниковой Л.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ..... и находящиеся на нем здания (строения) с кадастровыми номерами ..... ..... ....., расположенных по адресу <адрес>, в районе БШСУ по <адрес>.

Распоряжением Правительства РФ -р от <дата>. установлены первоочередные мероприятия по предотвращению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в <адрес> в границах зоны вероятных разрушений, в том числе – переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии.

Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности <адрес> от <дата> оформленное протоколом постановлено обозначить границы опасной зоны с уточнением по данным институтов (срок по окончанию заседания), провести ограждение опасной зоны (срок немедленно), гаражные боксы, частный склад Овсянниковой Л.А., находящихся в указанной опасной зоне закрыть.

<дата>. комиссией по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <адрес> принято решение о признании угрозы чрезвычайной ситуации с внезапным обрушением зданий, сооружений вследствие6 оседания земной поверхности в районе выработок ..... ПАО «.....» в <адрес>.

Постановлением администрации <адрес> от <дата>. введен режим повышенной готовности.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиками в пределах своих полномочий производятся действия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций на территории <адрес>, в связи с чем, не установлено бездействия ответчиков в части исполнения возложенных на них Федеральным законом № 68-ФЗ обязанностей.

Кроме того, как было указано выше, в силу чт. 14 ФЗ № 68-ФЗ, истец Овсянникова Л.А. как субъект предпринимательской деятельности обязана создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.

Также бездействие административных ответчиков истцы связывают с неисполнением ими раздела IV Протокола заседания Правительственной Комиссии.

Просят возложить на ответчиков обязанность по принятию нормативного акта.

Как следует из раздела IV Протокола заседания Правительственной Комиссии, Минстрою России совместно с Правительством РФ, администрацией <адрес> поручено дополнительно проработать предложения по алгоритму действий в части переселения граждан <адрес>, проживающих в частном секторе и компенсации стоимости объектов коммерческой недвижимости, находящихся в собственности юридических и физических лиц, расположенных в домах <адрес>, расселяемых или подлежащих расселению.

Вместе с тем, в соответствии Положением о Правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в <адрес>, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата>., одной из основных задач комиссии является координация взаимодействия заинтересованных федеральных органов и организаций. При этом, полномочиями правотворческого органа Правительственная комиссия не наделена, в связи с чем, протокол не является нормативным правовым актом, поскольку не имеет статуса официального документа, принятого (изданного) в определенной форме правотворческим органом в пределах своих полномочий и направленного установление, изменение или отмену правовых норм. Протокол не несет в себе общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, не рассчитано на многократное применение и не затрагивает интересы неопределенного круга лиц. Протокол заседания комиссии является организационно-распорядительным документом, содержащим сведения о выполнении задач, данных поручениях.

Таким образом, вывод истцов о том, что протокол возлагает на Минстрой России обязанность по безусловному принятию нормативного правового акта, не основан на нормах действующего законодательства.

Данным протоколом Минстрою России предписано проработать определенный вопрос. Доказательств бездействия Минстроя России в части проработки вопроса, истцами не представлено, в судебном заседании не установлено.

Кроме того, ст.10 Конституции РФ установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Суды, осуществляя полномочия по отправлению правосудия, вмешиваться в деятельность законодательной и исполнительной власти не вправе. Суды не вправе возлагать на органы законодательной власти обязанности по принятию нормативного правового акта. Также суды не вправе возлагать обязанность на органы исполнительной власти обязанность инициировать принятие нормативного правового акта.

Пунктом 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Постановление Правительства РФ от <дата> N 1009 установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Иных оснований для принятия нормативного правового акта (в том числе судебного решения) не предусмотрено.

Кроме того, как указывалось выше, в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, возлагается на лицо, обратившееся в суд, т.е. на Овсянникову Л.А. Однако, доказательств нарушения прав истца именно ответчиками, истцом не представлено.

Истец обращалась в администрацию <адрес> и в <адрес> с заявлением об издании акта о реквизиции принадлежащего ей земельного участка. Письмами от <дата>. и <дата>. в удовлетворении заявления истице было отказано.

Суд не находит оснований для признания указанных отказов незаконными, поскольку в силу ч. 1 ст. 51 Земельного кодекса РФ временное изъятие у собственника земельного участка (реквизиция) является правом, а не обязанностью уполномоченного исполнительного органа государственной власти.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск Овсянниковой Л.А. к Правительству Российской Федерации, <адрес>, муниципальному образованию <адрес> о признании незаконным бездействия ответчиков и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав заявителя незаконными бездействиями ответчиков, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (06.03.2017г.).

Судья            (подпись)                    О.И. Матлина

Копия верна. Судья

2а-460/2017 ~ М-108/2017

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Овсянникова Л.А.
Ответчики
Правительство Пермского края
Правительство РФ
Администрация г.Березники
Суд
Березниковский городской суд
Судья
Матлина О.И.
13.01.2017[Адм.] Передача материалов судье
13.01.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.01.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.01.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.02.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
27.02.2017[Адм.] Судебное заседание
06.03.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2017[Адм.] Дело оформлено
29.06.2017[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее