№ 2-6/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Морозовск «17» января 2019 года
Морозовский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Писаренко В.В., секретаря судебного заседания Ярошенко В.А., с участием старшего помощника прокурора Морозовского района Любимовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по исковому заявлению прокурора Морозовского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Администрации Вознесенского сельского поселения Морозовского района Ростовской области, Администрации Морозовского района, третьим лицам: Северо-Кавказскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО, «Об обязании поставить гидротехническое сооружение на учет в качестве бесхозяйного имущества»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Морозовского района обратился в Морозовский районный суд с иском, которым просит обязать администрацию Вознесенского сельского поселения Морозовского района Ростовской области обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о принятии на учет как бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения пруда «Пришибянский» балочный, расположенного в 4,5 км на северо-восток от х. Вербочки. Исковые требования мотивированы тем, что проведенной прокурором проверкой соблюдения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений установлено, что на территории Вознесенского сельского поселения Морозовского района Ростовской области, расположено гидротехническое сооружение пруд «Пришибянский» балочный, который является бесхозяйным. В отсутствие собственника сооружения затрудняет обеспечение его безопасности, влечет угрозу возникновению чрезвычайной ситуации. Непринятие ответчиком мер к постановке объекта на учет в качестве бесхозяйного, в отсутствие у него собственника, создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде, чем нарушены права неопределенного круга лиц и интересы Российской Федерации.
По ходатайству прокурора к участию в деле, в качестве соответчика привлечена Администрация Морозовского района. Уточнив исковые требования прокурор просит обязать ответчиков обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения на водном объекте.
В судебном заседании старший помощник прокурора Морозовского района Любимова О.В. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
Глава Администрации Вознесенского сельского поселения Чмира С.И. в судебное заседание не явился, представил заявление, которым исковые требования прокурора признал полностью, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Администрации Морозовского района Першина М.М. представила заявление, которым просила в иске к Администрации района отказать, считая её ненадлежащим ответчиком, дело рассмотреть в её отсутствие.
Третьи лица: Северо-Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО о рассмотрении дела извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело в их отношении рассмотрено в их отсутствие, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив представленные доказательства, пришел к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 №986 «О классификации гидротехнических сооружений», СНиП 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения. Основные положения", ГТС в зависимости от возможных последствий гидродинамических аварий подразделяются на 4 класса.
К 1 классу относятся те ГТС, при аварии которых могут пострадать более 3 тыс.человек, у более 20 тыс.чел. могут быть нарушены условия жизнедеятельности, размер возможного материального ущерба без убытков владельцев ГТС составит более 5000 млн. рублей. К 4 классу относятся ГТС, авария которых не повлечет причинение вреда жизни, здоровью людей, нарушения условий их жизнедеятельности, при этом размер возможного материального ущерба без учета убытков владельца ГТС составит до 100 млн. рублей. Чрезвычайная ситуация, возникшая в результате аварии ГТС, распространяется в пределах территории нескольких субъектов, одного субъекта Федерации, одного муниципального образования либо одного хозяйствующего субъекта.
Таким образом, законодательно установлено, что любой класс ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, при этом меры по предотвращению таких ситуаций ГТС на территории Вознесенского сельского поселения должны быть реализованы, в том числе, путем постановки бесхозяйных ГТС на специальный учет.
Согласно ст.225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931"Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (Зарегистрирован в Минюсте России 21.04.2016 №41899) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется (согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды») в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Судом установлено, что проведенной прокурором Морозовского района проверкой, исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, установлено, что на территории Вознесенского сельского поселения Морозовского района Ростовской области, расположено гидротехническое сооружение на пруду «Пришибянский» балочный, общей площадью 300000 кв. м., расположенное на расстоянии 4,5 км.на северо-восток от х. Вербочки.
Согласно информации Администрации Вознесенского сельского поселения №242 от 06.09.2018 г., данное гидротехническое сооружение не имеет собственника.
Гидротехническое сооружение пруд «Пришибянский» балочный, расположено в 4,5 км на северо-восток от х. Вербочки на территории Вознесенского сельского поселения Морозовского района Ростовской области, то есть находится в Административных границах Вознесенского сельского поселения, следовательно, обязанность по его постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества лежит на Администрации Вознесенского сельского поселения, и нее может быть возложена на Администрацию Морозовского района.
По указанным основаниям суд признает Администрацию Морозовского района ненадлежащим ответчиком по делу.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства Администрация Вознесенского сельского поселения не предприняла мер по подаче такого заявления в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество, чем нарушила права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции РФ, а также права граждан на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, определенные в ст.18 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Неисполнение требований законодательства при обеспечении безопасности ГТС создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации и причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.
Своим бездействием Администрация Вознесенского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды», а также права граждан на защиту личного имущества вслучае возникновения чрезвычайных ситуаций, определенные в ст.18 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Права Российской Федерации нарушены, поскольку в соответствии со ст.5 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 4 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», к полномочиям Российской Федерации относится обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и реализация государственной политики в области безопасности гидротехнических сооружений; а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.
Статья 45 ГПК РФ наделяет прокурора правом обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Применение меры прокурорского реагирования в виде обращение в суд, с данным иском, в сложившейся ситуации, учитывая ценность защищаемых прав, является оправданным.
При указанных обстоятельствах суд находит заявленные прокурором исковые требования, подлежащими удовлетворению к администрации Вознесенского сельского поселения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Морозовского района - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Вознесенского сельского поселения Морозовского района Ростовской области обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о принятии на учет как бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения на пруду «Пришибянский» балочный, расположенном в 4,5 км на северо-восток от х. Вербочки.
В остальной части иска отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд, через Морозовский районный суд, в апелляционном порядке в течение месяца
Решение изготовлено 17 января 2019 года.
Председательствующий: