Решение по делу № 2а-183/2018 ~ М-147/2018 от 12.04.2018

Дело № 2а-183(2)/2018

Решение

Именем Российской Федерации

03 мая 2018 года р.п. Екатериновка

Судья Ртищевского районного суда Саратовской области Федоров А.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Екатериновского района Саратовской области (в порядке ст. 39 КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Андреевского муниципального образования Екатериновского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и понуждении к действию,

установил:

Прокурор Екатериновского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Андреевского муниципального образования Екатериновского муниципального района Саратовской области, в котором просит суд признать незаконным бездействие администрации Андреевского муниципального образования Екатериновского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены общественные сельские кладбища и обязать ответчика устранить указанные нарушения в течении четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Екатериновского района Саратовской области проведена проверка соблюдения на территории Екатериновского муниципального района соблюдения требований земельного законодательства, а так же закона о погребении и похоронном деле.

В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории Андреевского муниципального образования Екатериновского муниципального района Саратовской области расположено два общественных сельских кладбища, адресные ориентиры: Саратовская область, Екатериновский район, Андреевское муниципальное образование, около 500 метров по направлению на север от ориентира с. Андреевка и Саратовская область, Екатериновский район, Андреевское муниципальное образование, около 500 метров по направлению на юго - восток от ориентира с. Воронцовка.

В нарушение требований Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» земельный участок, на котором расположено указанное общественное кладбище, не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание данного земельного участка и не определены его границы, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано. При отсутствии границ земельных участков на которых расположены кладбища и зарегистрированного права собственности на него, услуга по предоставлению гражданам участков под захоронение осуществляется без имеющихся на то полномочий.

Указанное бездействие администрации нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на получение установленных законом гарантий погребения умерших на отведенных и предоставленных для этих целей земельных участках, на благоприятную окружающую среду, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбищ, контролю за их состоянием невозможно без достаточного финансирования за счет средств местного бюджета, в который невозможно включить расходы на содержание кладбищ в связи с отсутствием зарегистрированного права собственности на земельные участки.

В связи с чем, прокурор Екатериновского района Саратовской области вынужден обратиться в суд с указанным административным иском.

В связи с отсутствием от административного ответчика возражений, административное дело, в соответствии с п. 2 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) подготовлено для рассмотрения в порядке упрощенного (письменного) производства.

Оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, а также учитывая признание административным ответчиком административного иска и принятие его судом, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Екатериновского района Саратовской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014
№ 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона
с 1 января 2015 года за сельскими поселениями закрепляются полномочия
по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с Уставом Андреевского муниципального образования Екатериновского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения муниципального образования относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.

На основании ст. 4 указанного Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.

На основании п. 4,5 ст.16 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона №8-ФЗ от 12 января 1996 года деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Федерального закона №8-ФЗ от 12 января 1996 года).

В соответствии ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

На основании ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ч. 1-5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке. Установлен перечень основных и дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, вносимых в кадастр недвижимости.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на территории Андреевского муниципального образования Екатериновского муниципального района Саратовской области расположено два общественных сельских кладбища, адресные ориентиры: Саратовская область, Екатериновский район, Андреевское муниципальное образование, около 500 метров по направлению на север от ориентира с. Андреевка и Саратовская область, Екатериновский район, Андреевское муниципальное образование, около 500 метров по направлению на юго - восток от ориентира с. Воронцовка.

По результатам проведения прокуратурой района проверки установлено, что земельные участки, на которых расположены общественные кладбища, не поставлены на кадастровый учет, не проведено межевание и не определены их границы, право муниципальной собственности не зарегистрировано.

Учитывая вышеназванные положения закона и подзаконных нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что администрацией Андреевского муниципального образования ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории кладбищ, меры по проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены кладбища, не принимаются, что не оспаривалось в суде ответчиком.

Бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по приведению кладбищ в соответствие с требованиями земельного законодательства, неосуществление их кадастрового учета в установленном законом порядке может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, а также санитарных правил и прав граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших. В связи с этим, иск прокурора подлежит удовлетворению.

По правилам п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо
на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод
и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом обстоятельств дела, позиции лиц участвующих в деле, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения обязанностей по проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены вышеуказанные общественные кладбища, и постановке данных земельных участков на кадастровый учет, по настоящему иску – в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 174, 175, 177, 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Екатериновского района Саратовской области (в порядке ст. 39 КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Андреевского муниципального образования Екатериновского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и понуждении к действию – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Андреевского муниципального образования Екатериновского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены общественные кладбища.

Обязать администрацию Андреевского муниципального образования Екатериновского муниципального района Саратовской области в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести землеустроительные и кадастровые работы в отношении земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, имеющие следующие адресные ориентиры: Саратовская область, Екатериновский район, Андреевское муниципальное образование, около 500 метров по направлению на север от ориентира с. Андреевка и Саратовская область, Екатериновский район, Андреевское муниципальное образование, около 500 метров по направлению на юго - восток от ориентира с. Воронцовка.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области путем подачи апелляционной жалобы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья

2а-183/2018 ~ М-147/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Екатериновского района
Ответчики
Администрация Андреевского муниципального образования Екатериновского муниципального района
Суд
Ртищевский районный суд
Судья
Федоров А. В.
12.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
12.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
13.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
25.04.2018[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
03.05.2018[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
03.05.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2018[Адм.] Дело оформлено
15.06.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее